Разведка вторая (4.11.2001)
Велопоход Петушки-Б.Ушма-Костерево (44 км)
Карта района (1:100000) Часть I Часть II Часть III
В этом году необычайно теплый ноябрь. Несколько раз заморозки прихватывали, но потом опять отпускало. А еще в этом году я осуществил свою давнюю мечту-исследование Мещеры. Данный опус представляет собой отчет о 2-м велопоходе в Мещеру,состоявшемся 4 ноября 2001 года. В предыдущий раз мы проехали от Костерево до Кривандино через Мишеронь, но это маршрут наезжанный, проходящий по основной в этих местах дороге. Намного интересней было посмотреть глубь мещерских болот. Итак, день 4 ноября ничем особенным не отличался и был выходным. Погода намечалась вполне приличная- +7 с небольшими осадками и это было вполне хорошим вариантом для продолжения разведки.
Выехали в 9 с Новогиреево. Паша как всегда опоздал на электричку и только милость МПС спасла нас от полного провала-вслед за Владимирской с интервалом в полчаса была пущена еще одна электричка до Петушков. Правда в Крутом машинист объявил, что мол все приехали, но потом одумался и продолжил путь. Из Петушков выехали только в 11.30. Достаточно быстро пересекли Клязьму и углубились в лес, где на счастье встретили Ниву. Местный житель на наш вопрос о дороге на Мишеронь увлекся рассказом и загрузил нас по полной программе. Из его повествования нам стало ясно,что ехать надо налево, прямо, направо, налево и т.д. и т.п. Удовлетворившись таким целеуказанием мы двинулись дальше. Вскоре последовал первый поворот налево. Повернули, проехали еще 200 метров-основная дорога снова поворачивает налево (т.е. обратно), но мы не смутились, т.к. здесь не действуют законы ориентирования и спокойно поехали по укатанной колее. При помощи случайно пойманного язвка удалось выяснить, что едем мы правильно и нам направо до развилки. Проехав еще 500 метров действительно оказались на развилке, где согласно указаниям взяли и налево. С этого момента ехать стало легче,поскольку дорога превратилась в нормально укатанную колею и больше не ветвилась. Поскольку этот участок не используется лесовозами так активно, как остальные дороги, то и ехать было легко.
Вскоре показалось лесничество. Лесничество расположено на высоком берегу Клязьмы-вполне удачное место для рыбалки и просто отдыха, хотя мы не сразу догадались, что слева от нас внизу протепкает Клязьма. Только сверившись с километровкой стало ясно, что мы едем правильно. Действительно, по карте первые 5 км после моста надо ехать максимально прижавшись к реке-именно поэтому дорога и сделала 2 поворота налево. От лесничества поехали дальше по накатанной колее и вскоре пересекли Сеньгу, поднялись на гору.
Природа вокруг завораживала. По количеству сосны мещера смело может соперничать с Карелией. Развести костер нет проблем-были бы с собой спички. Здесь же я в первый раз увидел мхи, которых на пути от Костерево почему-то не заметил. Через несколько км дорога сделала поворот направо и впереди открылась перспектива на 3-4 км. Это было обещанное болото. Вокруг пошли чахлые березки и пейзаж стал безрадостным, появились первые лужи. Думаю, что весной этот участок вообще не проходим.
Через полчаса активного прокручивания мы проехали болото и оказались на развилке, которая поставила нас в тупик. Дело в том, что о ней нам ничего не было известно, а между тем дорога в обе стороны уходила одинаково накатанная. Данная развилка представляет собой треугольник-дорога от Петушков разделяется на 2 направления под острым углом,а дорога приходящая с разных направлений представляет собой типичную лесовозку. Обследовав данное место мы пришли к выводу, что большинство машин в Петушки не едут, а проезжают развилку насквозь. Купленная недавно километровка помогла точнее определить наше местоположение.Видимо, колея уходившая направо ведет на ур. Убитое Поле и дальше к Покрову, а налево к мосту через Б.Ушму и дальше в Мишеронь. Необходимо было принимать решение. Для этого был устроен мощный перекус, после которого было принято решение ехать налево. Если наши предположения окажутся правильными, то через 2-3 км будет мост через Ушму, если нет-придеться вернуться и попробовать другое ответвление. Перекус явно пошел на пользу и через 10 минут мы стояли на мосту через Б.Ушму. Мост этот представляет собой уложенные в воду контейнеры от ракет,сверху положены бетонные плиты. Повсюду видны следы стоянок. Двинулись дальше и удачно проскочили поворот на Мишеронь-просто не заметили его, а когда встретили лесника, было уже поздно.
Дальнейшие 5 км можно смело назвать испытанием людей и техники.Лесовозы настолько раскатали песок, что ехать было просто не реально. На преодоление этого участка мы убили часа полтора, а когда выбрались наконец на дорогу Костерево-Мишеронь, пришлось срочно делать еще один привал. Только теперь мне стало ясно, где находится ответвление на Петушки-1,5 км не доезжая моста через Б.Ушму со стороны Мишерони. Результатом стали 3 спицы, потерянные из колеса родного Туриста. По накату стало ясно, что машины в ту степь ездят только из Костерево-дорога вливается в костеревскую под острым углом. Видимо, если бы с развилки мы поехали направо, то попали бы на вырубку и огребли бы по полной. Во время отдыха мнения разделились-Паша рвался доехать до Мишерони, я же скланялся к мнению, что надо ехать в Костерево.Во-первых, время было уже около 4-х, а темнеет в это время года после пяти. Во-вторых, прямую дорогу на Мишеронь во время первой разведки найти не удалось и был большой шанс поплутать. В итоге мне удалось уговорить Пашу ехать в Костерево и мы двинулись в путь. Через 1,5 км снова пересекли Б.Ушму. За 2 недели, прошедшие с первого похода дорога с Костерево сильно изменилась-она просто превратилась в кашу и от былого наката не осталось и следа. Даже мне с передачами пришлось нелегко.
На преодоление 17 км от поворота на Петушки до Костерево мы потратили 2 часа. К ВЧ подъехали уже в темноте. Грязи было по колено, а ехать по песку в темноте просто неперадаваемые ощущения. Участок от ВЧ до Клязьмы преодолевали еще полчаса, перед самым мостом через Клязьму чуть не увязли в грязи. Въехали на мост, а небо очистилось и высыпали звезды. На станции были в 6 вечера. Побежали в кассы, а они закрыты. Посредством беседы через окно с кассой удалось узнать, что в 18.40 будет поезд на Петушки. Ожидали его в полной темноте. В Петушках пересели на московский экспресс-от Орехово всего 3 остановки до Новогиреево. В 21.30 радостный вошел домой. Поход окончен.