Рахов
Расположен в 1712 км к югу-западу от Москвы.
Проезд
Проезд поездом с Киевского вокзала (36 часов). Проезд по трассе М3.
Фотогалерея
История датирует основание Рахова 1447 годом. Есть несколько легенд и версий о происхождении названия города. Они связаны с движением опришков, которые якобы считали в этой местности отобранное у богатеев добро -и делили его между бедняками. Другая версия: купцы на пути с Трансильвани и Венгрии к Галиции останавливались здесь и считали свои прибыли. Возможно, название происходит от собственного имени Рах или Рахо.
Первыми поселенцами города были крестьяне из Галиции и Закарпатья, которые убегали в горы от ига богатчей. Население занималось в основном скотоводством, в частности (овцеводством) а также рыболовством, охотой, пчеловодством и частично земледелием. Проживали в колибах, со временем строили дома - гражды. С IX по ХІ ст. территория будущего города входила в состав Киевской Руси, в XII - ХІІІ веках - Галицко-Волынского княжества, а из конца XIII ст. Венгрия овладела горными районами Закарпатья, в том числе и поселением на месте Рахова. Постепенно сюда стали прибывать венгерские феодалы, что приводило к усилению национального угнетения. В XVI столетии Рахов попадает в крепостную зависимость от Великобычковской казенной доминии, а с XVII ст. его приписывают к Хустской казенной доминии. Жители Рахова платили налоги: поставляли древесину, мясо.
После поражения венгерско-чешской армии в битве с турками под Могачем в 1526 году Венгрия распалась. Большая часть Закарпатья, в том числе и Марамороский комитат, в который входил Рахов, отошла к Семиградскоиу княжеству, которое со временем стало вассалом турецкой империи, а остаток территории оказался под властью Австрии. В конце XVII ст. всей территорией края завладели Габсбурги.Местное население разорялось не только от налогов и повинностей, но и от междоусобных войн трансильванских князей и австрийской знати, а также набегов турецких отрядов. Это приводило к зарождению опришковского движения и крестьянских бунтов. Жители Раховщины активно участвовали в отрядах народных мстителей, в т.ч. Олексы Довбуша. Из народных пересказов, которые записал в начале XX столетия Г.Хоткевич, мы узнаем, что одним из наивернейших побратимов отважного предводителя был Иван Раховский.
С течением времени Рахов растет. С середины XVII ст. более интенсивно заселяется правый берег Тисы, где начинается добыча соли, которая сплавляется вниз по реке плотами-дарабами к Большому Бычкову, а потом - к Хусту и в Венгрию.
С ростом населения развивались и народные промыслы, которые и по сегодня характерны для Рахова. В первой половине XIX столетия здесь из 2854 человек населения 207 были заняты ремесленничеством, а бедные крестьяне за пищу нанимались пастухами к зажиточным газдам, которые за урбаниальной (земельной) реформой Марии-Терезии получили земельные наделы. Историческая справка удостоверяет, что в 1782 году в Рахове был построен первый деревяный мост через Тису. В то время поселения уже становится местом экономической, политической и культурной жизни верховья Тисы. Приобретает развитие животноводство, освоение высокогорных пастбищ, которые были богаты разнотравьем, разрешили увеличивать поголовье коров, овец и коз. На рынке продавали разные изделия ремесленников, скот, соль. Удобный торговый путь, который издавна проходил через село, оказывал содействие его развитию и оно становится окружным центром.
Донеслась к жителям Рахова и буржуазно-демократическая революция 1848-1849 г.г. в Австри и Венгрии, в результате которой в 1853 году на Закарпатье было ликвидировано крепостное право. С образованием в 1867 году Австро-Венгерской империи хотя и начались некоторые экономические реформы, жителям Раховщины они ничего не дали. Крестьянам, которые не имели земли, приходилось ее арендовать, чтобы прокормить семьи, батрачить, заготовлять лес. В 1908 году на заготовке леса работало 110 жителей села. Значительным толчком к социально-экономическому развитию в конце XIX ст. для Рахова было сооружение железнодорожной дороги через поселение, дорога была построена в 1894 году итальянцами, а населенный пункт стал окружным центром. Первая мировая война, принесла раховчанам новые страдания, ведь село стало ареной боев между воюющими сторонами и несколько раз переходило из рук у руки. Воинские действия, грабежи, рост цен обрекали людей на голодание.
В ноябре 1918 года раховчане после распада Австро-Венгрии, решительно поднялись на борьбу за освобождение и воссоединение края с украинским народом, принимали активное участие в образовании и поддержке Гуцульской Республики (1919 г.) с центром в с.Ясиня во главе со С.Клочуряком.
В апреле 1919 года, с победой пролетарской революции в Венгрии, в Рахове Совет рабочих, солдат и крестьян возглавил П. Попенко но поселение заняли румынские войска. Начались грабежи и преследования. С 1919 по 1939 года Закарпатье входит в Чехословакию, а Рахов остается центром Раховского округа. Сравнительно с предшествующим, политический порядок становится демократичнее. Так, здесь организованная горожанская школа с украинским языком обучения, а в 1938 году - украинская гимназия. Расстраиваются пути, Рахов восстанавливался как торговый центр; приобретает развитие туризм.
После провозглашения Подкарпатской Руси автономией, а потом самостоятельности Карпатской Украины 18 марта 1939 года Рахов оккупировали венгерские войска. Воцарился террор. Вначале второй мировой войны многие люди были брошены в концлагеря, тюрьмы отдельные из них убегали из дома в поисках лучшей судьбы в других странах.
16 октября 1944 года Рахов освободили советские войска 4-го Украинского фронта и больше 500 жителей добровольно пошли бороться с фашистами. С 29 июня 1945 года все Закарпатье, в том числе и село, вошло в состав Советской Украины, как окружной, а потом районный центр. Из января 1946 года Рахов становится поселком, а с 1957 года – городом. Здесь размещенные административные дома Карпатского биосферного заповедника, территория которого отнесена к ценнейшим экосистемам Земли и включена в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.
За годы советской власти Рахов стал большим промышленным и культурным центром. Национальный состав населения сказывается на особенностях религиозной и культурной жизни города. Здесь зарегистрировано ряд религиозных общин, действуют православные, римо-католический, греко-католические храмы.В центре города установлены памятники Герою Советского Союза О.О.Борканюку и погибшим воинам-освободителям(1978р) а также Т.Г.Шевченко( 1993г.) Благодаря географическому расположению, уникальной природе и самобытной гуцульской культуре Рахов получил славу «Гуцульского Парижа». В1997 году утверждена символика города (флаг, герб, печать), которая разработанная Институтом Истории Украины Национальной Академии Украины, и начаты ведения книги почетных граждан города.