САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Расположена в 650 км к северо-западу от Москвы.
Проезд
Проезд поездом с Ленинградского вокзала. Автобусом по трассе М10.
Карта Санкт-Петербург (центральная часть, 1.7 Мб)
Фотоальбом Санкт-Петербург
Фотоальбом Белые ночи Санкт-Петербурга
Фотоальбом Эрмитаж
Фотоальбом Русский музей
Санкт-Петербург 23.02-25.02.2007 (часть-1, часть-2, часть-3)
Петергоф | Пушкин | Гатчина | ||
Выборг | ||||
Ораниенбаум | Павловск | Кронштадт |
ГЕОГРАФИЯ. Город на Неве занимает выгодное географическое положение, являясь важнейшим центром транспортных, торговых и других коммуникаций. Это крупнейший морской и речной порт России, через который Балтийское море оказывается связанным с Черным и Каспийским морями, Северным Ледовитым океаном. Через Санкт-Петербург проходят воздушные трассы из Великобритании, Скандинавских стран на восток в страны Индокитая и Японию. От города отходят 12 железных дорог и 11 автодорог.
Климат в городе морской, с влажным воздухом и теплой зимой. Наиболее близки Санкт-Петербургу по погодно-климатическим условиям соседние города на Финском заливе Таллин (Эстония), Хельсинки (Финляндия), а также приморские города Скандинавских стран, Великобритании и Ирландии. Знаменитые белые ночи начинаются 25 мая и заканчиваются 20 июля. Но самые светлые ночи в период с 11 июня по 2 июля. И всякий знает, что посещать город и любоваться его архитектурными памятниками лучше всего в эту прелестную пору.
Площадь Санкт-Петербурга и области около 2 тысяч кв.км. Число жителей города около 5 млн. человек.
ИМЯ ГОРОДА. За три столетия своего существования город четырежды менял название: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург. Сейчас он вновь обрел имя, данное его основателем, Петром I, однако область по-прежнему называется Ленинградской. Город должен был стать "Окном в Европу" способствовать вхождению России в общеевропейскую жизнь. И город стал центром практически всех российских инноваций и потрясений, в том числе Октябрьской социалистической революции, совершенной российскими большевиками во главе с В.И.Лениным. Тяжелым испытанием, выпавшим на долю Ленинграда, была Великая Отечественная война и 900-дневная блокада. Более миллиона его жителей пожертвовали своей жизнью, но не сдали город врагу. Девятьсот дней героизма, равного которому не знает мировая история. В память об этом времени на площади Победы воздвигнут величественный монумент Героическим защитникам Ленинграда, а на Пискаревском мемориальном кладбище установлена статуя скорбящей Матери-Родины. "Никто не забыт и ничто не забыто..."
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК. При создании первых построек Петербурга преследовались утилитарные и, прежде всего, оборонительные цели. На маленьком острове в дельте Невы начинает строиться Петропавловская крепость. И именно 16 (27) мая 1703 г. день закладки первого камня в основание крепости считается Днем рождения города. Уже в 1712 г. Петр I переводит сюда столицу государства. Здесь созданы первый в государстве музей Кунсткамера (1719), первый публичный театр (1756), основана Академия наук (1725). Санкт-Петербург уже в XVIII в. становится культурным, научным и промышленным центром России. Над созданием неповторимого облика города на Неве, на протяжении двух веков являвшегося столицей одного из самых могущественных государств Европы России, трудились лучшие русские архитекторы. Здесь считали за честь работать мастера из Италии, Франции, Германии, Голландии. Санкт-Петербург строился по генеральному плану, который был разработан в 1717 г. План регламентировал не только направление и ширину улиц, но и архитектурные особенности каждого здания. Стремясь создать величественный город, Петр I широко открыл двери для западноевропейских архитекторов и мастеров. Они, в свою очередь, тесно соприкоснувшись с российской действительностью, возводили сооружения, которым присущи специфические черты русской архитектуры. Город многообразен и многолик. Он хранит памятники разных исторических эпох. Следуя веяниям времени, менялась архитектура зданий, формировались новые ансамбли многие из них являются шедеврами мирового зодчества. Но несмотря на то, что менялись эпохи и стили, архитекторов Петербурга связывала общность отношения к городу как к художественному целому. Именно этим объясняется ансамблевый характер его застройки. Во всем мире известны панорамы набережных, проспектов и площадей Петербурга.
Старейшим из наиболее известных ансамблей Санкт-Петербурга являются сооружения на территории Петропавловской крепости. Петропавловский собор воздвигнут в начале XVIII в. архитектором Д.Трезини. В 1805 г. архитектор А.Порто построил первый Монетный двор. В начале нашего столетия рядом с собором была сооружена Великокняжеская усыпальница для членов царской семьи.
Ансамбль Стрелки Васильевского острова включает здание Биржи и Ростральные колонны, здания Таможни и Музейный флигель Академии наук.
Неподалеку, вдоль Университетской набережной, расположены Кунсткамера, здание Академии наук, здания Двенадцати коллегий, ныне Государственный университет, дворец Меншикова, здание Академии художеств.
Вниз по Неве от Летнего сада и Летнего дворца Петра I по набережной Невы расположены Мраморный дворец, Эрмитажный театр, Старый (Большой) Эрмитаж, Зимний дворец императорская резиденция до 1917 г., непревзойденное творение Ф.Б.Растрелли в стиле русского барокко середины XVIII в.
Три главные площади города представляют собой три неповторимых пространственно-архитектурных ансамбля. Самая грандиозная из них Дворцовая. Площадь обрамляют здания Зимнего дворца и полукруглый фасад Главного штаба; в центре площади возвышается Александровская колонна памятник Отечественной войне 1812 года. Здание Адмиралтейства связывает две площади Дворцовую и Сенатскую, которую украшает всемирно известный монумент "Медный всадник", увековечивший образ Петра I. С площади открывается вид на Исаакиевский собор и Конногвардейский манеж (ныне Центральный выставочный зал). В центре Исаакиевской площади воздвигнут конный монумент императора Николая I. За памятником открывается вид на Мариинский дворец. По проекту К.И.Росси создан ансамбль площади Искусств: Михайловский дворец, Академический театр им. М.П.Мусоргского, здание Дворянского собрания (ныне Большой зал Филармонии). В центре площади памятник великому русскому поэту А.С.Пушкину работы скульптора М.К.Аникушина. С именем Росси связан один из самых гармоничных архитектурных ансамблей города площадь Островского с Александринским театром и улица, названная именем архитектора.
КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР. Город по праву можно считать культурным центром России. Вопреки бытующему мнению о гибели культуры, можно говорить о расцвете творческой активности петербуржцев. В городе действуют порядка 100 театров, в том числе такие всемирно известные, как Мариинский театр оперы и балета (бывший Кировский), Академический театр им. М.П.Мусоргского, Академический Большой драматический театр и многие другие. Только в 1996 г. состоялось 90 премьер. Ежегодно в городе происходят музыкальные и театральные фестивали, организуются конкурсы и выставки. На сценических площадках выступает более 100 творческих коллективов. Новым явлением для города стало открытие 50 художественных галерей. А какой город может предложить своим гостям посещение полутора сотен музеев? Это и знаменитый Эрмитаж с коллекциями мирового искусства более богатыми, чем собрания Лувра или Прадо, и мало кому известный Музей хлеба. Собрание Русского музея отражает почти тысячелетний период русского искусства (с XI в. до наших дней). Музею принадлежит одно из лучших собраний икон, картин и единственная по полноте коллекция скульптуры русских мастеров.
Жемчужины Санкт-Петербурга
Старейшим из наиболее известных ансамблей Санкт-Петербурга являются сооружения на территории Петропавловской крепости. Природа создала для цитадели идеальное место. Остров, который финны назвали Заячьим, лежал у разветвления Невы на два рукава, недалеко от взморья, и перекрывал возможные пути наступления противника. Крепость стала ядром нового города будущей блистательной столицы Российской империи, и дала ему свое имя. Сама крепость официально именовалась Санкт-Петербургской, но в обиходе бытовало и другое название Петропавловская. Это название, ставшее теперь основным, связано с собором во имя апостолов Петра и Павла, построенным на ее территории.Главная крепостная ограда включает в себя шесть пятиугольных выступов бастионов (Государев, Нарышкин, Трубецкой обращены к Неве, Меншиков, Головкин, Зотов к проливу) и соединяющих их прямолинейных куртин (восточная Петровская, западная Васильевская, южные Невская и Екатерининская, северные Кронверкская и Никольская). Куртины состоят из двух стен: наружной толщиной до 8 м и внутренней толщиной 2 м. Пространство между этими стенами или заполнялось землей, или отводилось под казематы для установки орудий. Казематы во фланках и куртинах служили для хранения боеприпасов и размещения солдат гарнизона. Общая толщина укреплений достигала 20 м, высота 12 м. Каменные равелины были построены в царствование Анны Иоанновны и названы Иоанновским и Алексеевским в честь святых, соименных отцу и деду императрицы. Между равелинами и основной частью крепости проходили широкие рвы, заполненные водой. О них напоминают заградительные плотины с небольшими башенками и оградами батардо, которые видны в просветах стен. В крепости находились старейшая в городе лютеранская церковь св. Анны, первая аптека, Сенат, Монетный двор. Крепость служила местом торжественных церемоний, над ней звучали победные салюты.
Собор св. Петра и Павла был построен в камне в 1712 1732 гг. по проекту Д.Трезини. Первой возводилась колокольня, на которую любил взбираться основатель нашего города, чтобы полюбоваться своим парадизом . Колокольня стала символом утверждения новой столицы на приморских землях. Под колокольней собора покоится прах царевича Алексея и детей Петра Великого, умерших в малолетстве. В 1725 г. в незаконченное здание собора перенесли гроб с телом Петра I. Впоследствии здесь были похоронены Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II и Александр III все российские императоры, кроме Петра II, Иоанна VI и Николая II. В Петропавловском соборе сложился уникальный государственный некрополь России. Ныне в соборе существует 36 захоронений членов императорской фамилии. Однотипные надгробия из белого каррарского мрамора с бронзовыми золочеными крестами и двуглавыми орлами (последние только у правивших особ) ставились с середины XIX в. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из монолитов яшмы и родонита на Петергофской гранильной фабрике. С начала XVIII в. в соборе хранились трофейные знамена, ключи покоренных городов и крепостей. Достопримечательностью интерьера собора является резной золоченый иконостас, созданный московскими резчиками в 1722 1729 гг. Это шедевр искусства раннего барокко. С начала 1920-х гг. церковные службы в соборе были прекращены. Храм используется только как музей.
На газоне у главной аллеи крепости в июне 1991 г. установлен памятник Петру I, созданный известным художником русского зарубежья М. Шемякиным и подаренный им родному городу. Петербуржцы неоднозначно относятся к этой скульптуре, но существует примета, что тот, кто потрет палец державного основателя Санкт-Петербурга, преуспеет в делах и любви.
Три главные площади города представляют собой три неповторимых пространственно-архитектурных ансамбля- Дворцовая, Исаакиевская, Сенатская площади .
Самая грандиозная из них Дворцовая площадь. Площадь обрамляют здания Зимнего дворца и полукруглый фасад Главного штаба; в центре площади возвышается Александровская колонна памятник Отечественной войне 1812 года. Здание Адмиралтейства связывает две площади Дворцовую и Сенатскую, которую украшает всемирно известный монумент "Медный всадник", увековечивший образ Петра I. С площади открывается вид на Исаакиевский собор и Конногвардейский манеж (ныне Центральный выставочный зал). В центре Исаакиевской площади воздвигнут конный монумент императора Николая I. За памятником открывается вид на Мариинский дворец. По проекту К.И.Росси создан ансамбль площади Искусств: Михайловский дворец, Академический театр им. М.П.Мусоргского, здание Дворянского собрания (ныне Большой зал Филармонии). В центре площади памятник великому русскому поэту А.С.Пушкину работы скульптора М.К.Аникушина. С именем Росси связан один из самых гармоничных архитектурных ансамблей города площадь Островского с Александринским театром и улица, названная именем архитектора.
Напротив дворца полукружие здания Главного штаба, которое придало площади ее необычную форму. Главный штаб одно из выдающихся произведений архитектора К.И.Росси, построен в 1819-1829 гг. Здесь располагались Военное министерство царского правительства, Генеральный штаб министерства иностранных дел и финансов. В центре здание прорезано Триумфальной аркой с "Колесницей Славы" , установленной в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Эта же идея триумфа России воплощена в грандиозной Александровской колонне, возведенной в 1830 1834 гг. по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. Эта самая большая в мире колонна-памятник представляет собой гранитный монолит весом более 600 т, установленный без креплений он держится только силой собственной тяжести.
С запада площадь оформлена стеной Адмиралтейского сада, летом зеленой, осенью золотистой, а в остальное время коричневато-серой. В начале XVII в. на территории сада находилась небольшая русская деревня. Осенью 1704 г. по проекту, составленному при участии Петра I, здесь была заложена Адмиралтейская верфь. Однако наступление шведских войск в последующие годы потребовало укрепления верфи и превращения ее в крепость. У Адмиралтейства за один год были сооружены бастионные укрепления. Именно со времени строительства Адмиралтейства появилась в Петербурге традиция полуденного (обеденного) выстрела. Ныне сад занимает площадь в 9 га и тянется от Дворцовой до Сенатской площади. Он делится на 3 неравные части. Первая, представляющая собой зеленый газон с группами деревьев, расположена вдоль главного фасада Адмиралтейства. В центре регулярной композиции расположен фонтан и напротив главный вход в парк. По сторонам от входа лежат на пьедесталах из розового гранита якоря символы Адмиралтейства. Вторая часть сада идет вдоль левого крыла Адмиралтейства. Третья часть сада находится перед северным фасадом Исаакиевского собора, который делит пространство, некогда окружавшее Адмиралтейство на две площади: Сенатскую и Исаакиевскую.
Сенатская площадь образовалась с постройкой на ней церкви Исаакия Долматского еще при Петре I и первое свое название "Исаакиевская" получила именно по ней. По церкви был назван и первый петербургский мост через Неву Исаакиевский плашкоутный мост, протянувшийся от площади к зданию дворца Петра II . Первый мост на этом месте был наведен в июле 1727 г. За проход и проезд по нему до 1754 г. взималась плата от 1 до 5 копеек. Мост разводился осенью, перед ледоставами, и вновь собирался весной, после ледохода. После 1779 г. мост стали ежегодно наводить и зимой, после ледостава. В ноябре 1821 г. был открыт новый Исаакиевский мост.Мост состоял из 15 плашкоутов усовершенствованной формы и освещался 23 керосиновыми фонарями. Для прохода судов был предусмотрен вывод 1 плашкоута с помощью системы зубчатых колесиков. Реконструкция была проведена по проекту и под руководством А.А.Бетанкура. После окончания строительства Благовещенского моста (ныне мост Лейтенанта Шмидта) надобность в Исаакиевском отпала, и по просьбе купечества, для улучшения связи с Биржей, Николай II дал разрешение на его перемещение к Зимнему дворцу с переименованием в Дворцовый, что и было сделано в 1856 г. К началу работ по сооружению постоянного Дворцового моста, в 1912 г., Исаакиевский мост возвратили на прежнее место, а через четыре года от искры буксирного парохода, попавшей в плашкоут с запасом керосина для фонарей, Исаакиевский плашкоутный мост сгорел.
В центре Сенатской площади стоит памятник императору Петру I (так называемый "Медный всадник"). Екатерина II приказала посланному в Париж князю Голицыну найти опытного и талантливого ваятеля, который мог бы создать памятник великому основателю Петербурга.
Исакиевская площадь. День рождения Петра I приходится на 30 мая день святого Исаакия Далматского. Первую церковь в честь этого святого начали сооружать еще в 1710 г. Грандиозное здание Исаакиевского собора (1818 1858 гг., архитектор О. Монферран) четвертый вариант этой церкви. В его возведении участвовали лучшие инженеры (в том числе А.А.Бетанкур), скульпторы (И.П.Витали и др.), камнерезчики и живописцы России. Через год после завершения строительства собора, 25 июля 1859 г., на Исаакиевской площади был открыт памятник Николаю I (архитектор О. Монферран, скульптор П.К.Клодт). Это уникальное сооружение здесь решена трудная техническая задача установки конной статуи лишь на двух точках опоры. Среди находящихся на площади зданий лучше всего сохранились интерьеры Мариинского дворца. Дворец свадебный подарок Николая- I дочери Марии построен придворным архитектором А.И.Штакеншнейдером в 1839 1844 гг. Сегодня это резиденция правительства Санкт-Петербурга.
Главной, основной водной артерией города является р.Нева. Именно Нева дарит Санкт-Петербургу самые красивые в мире набережные, символ белых ночей Петербурга, разводные мосты через Неву, наконец-главный проспект города, Невский проспект. И конечной главной набережной Петербуга является Дворцовая набережная.
Дворцовую набережную можно сравнить с великолепным военным парадом: дворцы стоят шеренгами и сменяются чередой роскошных особняков. Возглавляет это триумфальное шествие знаменитый на весь мир Зимний дворец, по которому набережная и получила свое название еще в середине XVIII в. Набережная вдоль Невы на ее левом берегу членится прекрасными мостами. От Дворцового моста вниз по течению отходит Адмиралтейская набережная, а вверх по течению Дворцовая . В последней трети XVIII в. были возведены гранитные набережные на остальных участках левого берега, в пределах центра Санкт-Петербурга от Нового Адмиралтейского канала до "Литейного дома", стоявшего там, где теперь к Неве выходит Литейный проспект. Только на участке между павильонами Адмиралтейства гранитная набережная была устроена в 70-х гг. XIX в., после того как с территории Адмиралтейства убрали судостроительную верфь. Постоянный Дворцовый мост начали возводить в 1912 г. Конкурс на проект моста был объявлен в 1901 г. Хорошее впечатление на Особую комиссию произвел проект французской фирмы "Батиньоль". Однако фирма отказалась продать проект, предложив заключить договор на его строительство, и только в 1911 г. был подписан контракт с Обществом Коломенских заводов. Мост длиною 250 м и шириною 27,73 м был открыт в 1916 г., а декор его завершили уже в советское время. Со стороны моста, как и со стороны Невского проспекта, утром спешат люди. Большая часть их направляется в Государственный Эрмитаж, художественную сокровищницу России.
Зимний Дворец. Эрмитаж.
Эрмитаж это пять зданий, четыре из которых выходят на Дворцовую набережную. Первое это собственно Зимний дворец, построенный в стиле барокко Ф.Б.Растрелли в 1754 1762 гг. Екатерина II была первой августейшей хозяйкой дворца. Императрица жила здесь до весны, а затем переезжала в Царское Село или в Таврический дворец . Павел I, ненавидевший свою мать, ненавидел и Зимний дворец. 1 февраля 1801 г. император и двор переехали в едва законченный Михайловский замок. Сразу же после убийства Павла в ночь с 11-го на 12 марта 1801 г. его наследник Александр I с двором возвратился в Зимний дворец. С тех пор августейшая фамилия не покидала Зимний дворец до февраля 1917 г., за исключением короткого периода в 1837 1838 гг.: тогда сильный пожар уничтожил внутреннюю отделку здания и во время проведения восстановительных работ Николай I с семьей жил в Аничковом дворце.
Уже с первой четверти XVIII в. для царской семьи приобретались произведения, положившие начало художественным собраниям Эрмитажа. Однако датой основания музея считается 1764 г., когда для Екатерины II была приобретена большая коллекция картин берлинского купца И.Э.Гоцковского (225 картин). Значительными приобретениями для музея стали купленные в разные годы крупные собрания: в 1769 г. графа Г.Брюля (Дрезден), в 1770 г. Ф.Троншена (Женева), в 1772 г. барона Л.А.Кроза де Тьера (Париж), в 1778 г. лорда Р. Уолпола (замок Хоутон-Холл, Англия), в 1814 г. императрицы Жозефины (замок Мальмезон близ Парижа), в 1910 г. П.П.Семенова-Тян-Шанского (Петербург). В 1808 г. было приобретено "Поклонение волхвов" С.Боттичелли (ныне в США), в 1839 г. "Мадонна Альба" Рафаэля (ныне в США), в 1865 г. "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи, в 1870 г. "Мадонна Конестабиле" Рафаэля, в 1914 г. "Мадонна с цветком" ("Мадонна Бенуа") Леонардо да Винчи. В 1918 1931 гг. в состав музея вошли многие национализированные собрания, в том числе коллекции Мраморного, Гатчинского, Строгановского, Юсуповского, Шереметевского и Шуваловского дворцов. В 1924 1930 гг. многие произведения музея были переданы в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва). В те же годы Эрмитаж получил из московского Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) произведения французских мастеров последней трети XIX начала XX в. В 1948 г., после закрытия ГМНЗИ, значительная часть его собрания поступила в Эрмитаж, ставший в результате этого обладателем одной из лучших в мире коллекций французской живописи конца XIX начала XX столетия.
В феврале октябре 1917 г. Зимний дворец являлся резиденцией Временного правительства. День Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 г. это день, когда дворец был взят штурмом революционными формированиями, а министры Временного правительства арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. 11 января 1920 г. здесь открылся Государственный музей революции; в 1945 г. здание дворца было передано Государственному Эрмитажу.
Миллионная улица, несомненно, одна из старейших трасс города. С первых лет существования Петербурга на этом месте располагалась Немецкая слобода. . Позднее, в 1730-х гг., она стала Немецкой улицей . Но уже в 1740-х гг. появилось наименование "Миллионная улица". Так характеризовали ее в народе по застройке дорогостоящими каменными домами состоятельных людей. В 1918 г. улица получила имя революционера-рабочего С.Н.Халтурина , а в 1991 г. ей было возвращено историческое название. В конце небольшой Миллионной улицы располагается знаменитое Марсово Поле.
Начало формирования ансамбля современного Марсова поля относится к 1710-м гг. Еще со времен Петра здесь проводили учения и смотры войск, а в большие праздники народные гулянья; позже устраивались катальные горы, балаганы. Первоначальная регулярная планировка с несколькими прудами правильной геометрической формы в 1820-х гг. была изменена, и сад приобрел пейзажный характер. Здесь по-прежнему проводились общегородские гулянья. Однако все XIX столетие Марсово поле оставалось преимущественно местом смотров и учений петербургского военного гарнизона. После волнений 1905 1907 гг. народные гулянья вблизи царской резиденции были запрещены.
Невский проспект
Главная магистраль Петербурга Невский проспектпротянулся более чем на 4 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Прогулка по Невскому проспекту может дать представление о разнообразии культурной жизни Петербурга: на нем расположены музеи, театры и концертные залы, кинотеатры и библиотеки, известные галереи и скромные выставочные залы.
Улица появилась уже в 1710 г., когда от Адмиралтейства, а в 1712 г. от Александро-Невского монастыря (с 1797 г. Лавра), были проложенны трассы к Новгородскому тракту дороге в северную столицу. Два десятилетия спустя ей было дано наименование Невский проспект по монастырю, к которому она вела. Невский проспект отходит от Дворцовой площади дом 2, часть здания Главного штаба. На участке до Мойки практически не сохранилось построек XVIII в. Уже в 1741 г. Комиссия о санкт-петербургском строении в одном из своих распоряжений называла Невскую перспективу самой знатной и большой проезжей улицей . Если учесть, что в XVIII в. слово знатный означало наибольший, значительный и красивый, замечательный , станет ясно, что уже тогда талантливые петербургские градостроители видели в Невской перспективе будущую главную магистраль города. Неудивительно поэтому, что как только в центре Петербурга развернулось широкое каменное строительство, основное внимание было уделено Невской перспективе. Начиная с 1739 г., ни одна улица Петербурга не могла сравниться с ней по интенсивности застройки. Застраивалась перспектива планомерно, упорядоченно, что было характерно для Петербурга в целом. В соответствии с указаниями Комиссии, дома выводились главными фасадами на красную линию (ширина Невского проспекта от Адмиралтейства до Мойки соответствует его ширине в XVIII в.) и строились по образцовым чертежам, разработанным М.Г.Земцовым, являвшимся тогда ведущим архитектором Петербурга.
За Мойкой проспект становится намного шире. Через реку перекинут Народный мост бывший Полицейский, или Зеленый. Этот первый в России городской металлический мост из чугунных кессонов сооружен в 1806 1808 гг. архитектором В.И.Гесте. Слева за Народным мостом в доме 20 расположились библиотека им. А.А.Блока и Дом военной книги.
К Невскому проспекту обращен главный фасад Строгановского дворца (дом 17). В доме, стоявшем на этом месте на углу Невского проспекта и Мойки, у Зеленого моста, до 1719 г. жил архитектор Ж.Б.Леблон. Дворец был возведен в 1752 1754 гг. по проекту архитектора Ф.Б.Растрелли. В одном из залов этого некогда великолепного здания сохранился подлинный плафон А.Валериани, выполненный в середине XVIII в. В конце XVIII столетия дворец принадлежал А.С.Строганову крупному меценату, президенту Академии художеств. В стенах здания находилось одно из лучших в России частных художественных собраний (ныне в Государственном Эрмитаже). Сегодня в здании разместились коллекции Государственного Русского музея.
Пересечение набережной канала Грибоедова с Невским проспектом акцентирует угловая, с глобусом, башня Дома книги. Представительное сооружение с большими окнами-витринами, гранитной облицовкой и бронзовыми украшениями было возведено для компании Зингер в 1902 1904 гг. по проекту архитектора французского происхождения графа П.Ю.де Сюзора.
На противоположной стороне Невского проспекта расположен величественный ансамбль Казанского собора. В 1733 1737 гг. по проекту М.Г.Земцова на этом месте построили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная, со шпилем она стала одной из первых доминант Невского проспекта. Ее разобрали и в 1801 1811 гг. по проекту А.Н.Воронихина здесь был воздвигнут классицистический собор, посвященный православной святыне Казанской иконе Божьей Матери. При строительстве собора работали все именитые скульпторы империи (В.И.Демут-Малиновский, С.С.Пименов) и живописцы (К.П.Брюллов, Ф.А.Бруни). Храм в честь иконы, покровительствующей дому Романовых, строили русские рабочие из отечественных материалов. В годы строительства Воронихин жил в доме 27 по Невскому проспекту. В 1813 г. в соборе был погребен главнокомандующий русских войск в Отечественной войне 1812 года фельдмаршал М.И.Кутузов. Мемориальное значение Казанского собора возросло после открытия перед ним в 1837 г. памятников М.И.Кутузову и другому военачальнику, М.Б.Барклаю-де-Толли, выполненных Б.И.Орловским при участии архитектора В.П.Стасова. Собор стал своеобразным пантеоном русской славы Отечественной войны 1812 года. Ансамбль Казанского собора со стороны улицы Плеханова дополняет чугунная ограда необыкновенной красоты. Она создана по проекту А.Н.Воронихина в 1803 1812 гг. Перед ней установлен фонтан работы Ж.Ф.Тома да Томона (1809 г.), перенесенный сюда в 1934 г. с Пулковского шоссе. В 1932 г. в Казанском соборе разместился Музей истории религии. Он располагается в нем и по сей день, хотя уже с середины 1990-х гг. в храме проводятся богослужения, восстановлены крест и колокольня.
На крутом изгибе канала эффектно выделяется висячий Банковский мост, построенный в 1825 1826 гг. инженером В.Треттером. Фантастические грифоны с золочеными крыльями и фонарями над головой (скульптор П.П.Соколов) держат в пасти концы металлических цепей, укрепленных на консолях, которые скрыты внутри фигур. Название моста связано с Ассигнационным банком, располагавшимся напротив. Здание бывшего Ассигнационного банка (канал Грибоедова, 30 32) занимает большой участок, протянувшийся между набережной и Садовой улицей, куда обращен главный фасад здания. Подковообразное в плане сооружение возведено в 1783 1790 гг. по проекту Дж.Кваренги. Ныне в здании располагается Финансово-экономический университет. Через канал Грибоедова ведет Казанский мост третий по ширине в городе. Сооруженный в 1766 г. инженером И.М.Голенищевым-Кутузовым, отцом великого полководца, он был расширен в 1805 г. архитектором Л. Руска.
Участок между Михайловской и Садовой улицами самый широкий на всем проспекте. Расстояние между зданиями достигает здесь 60 м. На правой стороне Невского стоит огромное здание универмага Гостиный двор (дом 35). Оно было возведено в 1761 1785 гг. Ж.Б.Валленом-Деламотом. В 1967 г. здесь открылась встроенная в здание станция метро Гостиный двор (архитекторы А.И.Андреев, С.Г.Майофис и др.). На углу Невского проспекта и Садовой ул. расположен очень хороший магазин, специализирующийся на торговле книгами по истории Санкт-Петербурга, искусству, путеводителями, открытками и т.п. Во времена императрицы Елизаветы Петровны на этом участке находилось здание тайной канцелярии страшного застенка, где раскрывались антиправительственные заговоры и страдали подчас невинные люди. В этом квартале рядом находятся два театра: Театр кукол-марионеток им. Е.С.Деммени (дом 52) и Академический театр комедии (дом 56). В первом этаже дома 56 размещается самый популярный в городе гастрономический магазин Елисеевский . Это сооружение, возведенное в 1902 1903 гг. для Торгового дома братьев Елисеевых архитектором Г.В.Барановским, яркий образец зодчества раннего модерна. В композицию фасадов включены огромные витражи; интерьеры зала хорошо сохранились.
Совсем недалеко от Невского проспекта располагаются петербургские Пять углов это пересечение улиц Разъезжей, Рубинштейна, Ломоносова и Загородного проспекта. Ансамбль этих улиц сформировался в начале XX в. Загородный проспект выходит к Владимирской площади, которая получила свое название по церкви Владимирской Божьей Матери, построенной в 1761 1769 гг. В XVIII в. церковь являлась центром Дворцовой слободы местом жительства служителей дворцового ведомства. Церковь примечательна своей колокольней, сооруженной по проекту архитекторов Дж.Кваренги и Л.Руска. Она является архитектурной доминантой района и замыкает перспективу Загородного проспекта. У Владимирской площади кончается одноименный проспект, проложенный в 1760-х гг. для соединения Литейного и Загородного проспектов.
Реки и каналы Санкт-Петербурга
Главным украшением исторического центра Санкт-Петербурга являются реки и каналы, одетые в гранит набережные, повисшие над водой мосты. Одной из самых популярных в городе всегда была экскурсия на теплоходе По рекам и каналам (теплоходы отходят в летнее время от Аничкова моста). Но этот путь можно проделать и пешком. Центр города в большой мере обязан своей планировкой рекам Мойке и Фонтанке и каналу Грибоедова. Вытянутыми полукружиями они пересекают три главные улицы, лучами расходящиеся от Адмиралтейства - Невский и Вознесенский проспекты, Гороховую улицу, создавая градостроительную основу радиально-дуговой планировки левобережья.
Первое полукружие образует р. Мойка. Она ограничивает с юга одну из старейших частей центра Санкт-Петербурга Адмиралтейский остров. Название свое река получила еще до основания города от слова мья , что в переводе с языка племени ижоры значит грязная . Сейчас, одетая в гранит и украшенная десятью, наверное, самыми красивыми в Петербурге мостами, она совсем не похожа на замарашку. Мойка имеет протяженность около 5 км, берет свое начало от реки Фонтанки у Летнего сада и впадает в Неву.
Мосты замечательные украшения Мойки; они придают неповторимый колорит ее набережным. Один из самых оригинальных мостов на Мойке Трехколенный (1829 1830 гг., инженеры Е.А.Адам, В.Треттер), расположенный у истока канала Грибоедова. Его строго симметричная композиция составлена из трех мостов: Мало-Конюшенного (через Мойку), Театрального (через канал) и ложного сухопутного моста у здания Придворных конюшен. Набережная Мойки у Трехколенного моста один из прекраснейших уголков города, где сосредоточены выдающиеся архитектурные памятники. Угол набережной и Марсова поля удачно оформил дом 1/7, построенный Д.Адамини в 1823 1827 гг. Его фасад замыкает перспективу канала Грибоедова от Невского проспекта. Напротив, на углу канала Грибоедова, находится П-образное в плане здание бывшей Школы народного искусства (1914 1915 гг., архитекторы Н.Е.Лансере и И.Ф.Безпалов). Сохранились подлинные металлические ограды и решетки XVIII в.
Здесь, у Конюшенной площади, берет свое начало от реки Мойки канал Грибоедова. Причудливо петляя на протяжении почти 5 км, он соединяется с Фонтанкой недалеко от ее устья. Канал сооружен по руслу небольшой речки Кривуши в середине XVIII в., в ходе осушения большого болота в районе Марсова поля. В 1764 1790 гг. были проведены работы по углублению и расширению этой реки для превращения ее в транспортную магистраль, пригодную для передвижения барок со строительными материалами. Тогда же берега были облицованы камнем, а некоторые участки спрямлены. Руководство сооружением канала осуществляли инженеры Ф.В.Бауэр, И. Борисов и И.М.Голенищев-Кутузов. Строительство проходило в годы царствования императрицы Екатерины II, поэтому канал был назван Екатерининским. В 1923 г. канал был переименован в память о выдающемся русском писателе А.С.Грибоедове, который жил на его набережной.
У истока канала возвышается храм Воскресения Христова, более известный под именем Спас на Крови (дом 3). Здание церкви одна из доминант города особенно эффектно смотрится со стороны Невского проспекта. Храм посвящен одному из самых трагических событий в истории России XIX в. Он поставлен на месте, где 1 марта 1881 г. бомбой, брошенной народовольцем И.И.Гриневицким, был смертельно ранен император Александр II. Сам террорист погиб на месте. Церковь построена в 1883 1907 гг. по проекту А.А.Парланда в стиле московского церковного зодчества. Над местом, где пролилась кровь, возвышается колокольня с золоченым куполом. Церковь богато украшена мозаиками, причем не только снаружи; внутри все ее стены покрыты мозаичными панно, выполненными в мастерской В.А.Фролова по рисункам лучших художников России. После революции храм был закрыт, выдвигались предложения о его сносе. Замечательная кованая ограда позади храма на Крови прекрасно смотрится на фоне Михайловского сада. Она выполнена в 1904 1906 гг. по рисунку А.А.Парланда. За ней бывший Михайловский дворец, построенный К.И.Росси в 1819 1825 гг. для великого князя Михаила Павловича. В 1898 г. во дворце открылся Русский музей, основанный в 1895 г. Музей значительно пополнил свои коллекции за годы советской власти и стал сокровищницей отечественного искусства, хранящей свыше 300 тысяч произведений русской и советской живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Русский музей
Государственный Русский музей - первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Торжественно открылся для посетителей - 7/19 марта 1898 года. Экспозиции Русского музея размещаются в четырех великолепных петербургских дворцах (Михайловском, Строгановском, Мраморном и Михайловском (Инженерном) замке), имеющих исключительную историко-художественную ценность.
Михайловский дворец - главное здание музея - находится в центре города, на площади Искусств. Он построен по проекту известного архитектора К.Росси в 1819-1825 годах и представляет собой выдающийся образец дворцового ансамбля в стиле высокого классицизма ( или стиля ампир, как его часто называют). Дворец предназначался для великого князя Михаила Павловича - четвертого сына императора Павла I. В 1895 году здание было выкуплено в казну и передано учрежденному "Русскому Музею Императора Александра III". В 1895-1898 годах внутренние помещения дворца были перестроены и приспособлены для нужд музея по проекту архитектора В.Свиньина.
Строгановский дворец, принадлежавший знаменитому роду Строгановых, является одним из лучших образцов архитектуры русского барокко. Автором ныне существующего здания, построенного в 1753-1756 годах, считают Ф.Б. Растрелли. В позднейших перестройках и оформлении внутренних интерьеров дворца принимали участие известные архитекторы - А.Воронихин, К.Росси, П.Садовников, Г.Боссе и другие. В настоящее время в Строгановском дворце завершена реставрация единственного в Петербурге интерьера, сохранившего декоративное оформление Ф.Б.Растрелли - Большой Танцевальный зал с уникальным плафоном "Триумф Героя" работы Дж. Валериани, почти не затронутый позднейшими переделками.
Мраморный дворец является ярким примером архитектуры раннего классицизма. Он построен по заказу Екатерины II в 1768-1785 гг. архитектором А.Ринальди. Для отделки внешних фасадов и внутреннего убранства дворца архитектор впервые в России широко использовал камень - гранит и большое количество разновидностей мрамора, вследствие чего дворец позднее и получил свое название - Мраморный. Первоначально дворец предназначался Екатериной II в дар своему фавориту графу Г.Орлову. Однако Г.Орлов умер до окончания строительства. После его смерти дворец служил резиденцией великих князей. Одним из последних его владельцев был великий князь Константин Константинович. На I этаже дворца, в бывших покоях великого князя, в подлинных интерьерах того времени располагается мемориальный музей Константина Романова - "К.Р.", признанного поэта Серебряного века. С 2001 года в Мраморном дворце открыта постоянная экспозиция "Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских" - дар Я. и И. Ржевских Государственному Русскому музею. В 1994 году перед дворцом установлена конная статуя Александра III, созданная скульптором П.Трубецким.
Михайловский замок построен в 1797-1801 гг. по проекту архитекторов В.Бренна и В.Баженова как парадная резиденция императора Павла I. В его проектировании принимал участие сам император. Свое название замок получил в честь небесного покровителя Дома Романовых - Архангела Михаила. Это единственное в России дворцовое сооружение в стиле романтического классицизма. После убийства императора Павла I, произошедшего в замке в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, замок перешел в ведение Министерства Императорского двора. В 1823 году здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, давшее замку второе название - Инженерный.
Пригороды Санкт-Петербурга
Прекрасным ожерельем вытянулись вокруг Санкт-Петербурга дворцовые комплексы, загородные резиденции русских царей.
Пушкин (Царское Село). Царское Скло, несомненно, " крупнейший бриллиант в ожерелье" городов-спутников Северной Пальмиры.Более двух веков Царское Село являлось резиденцией российских монархов, одним из самых привлекательных пригородов Санкт-Петербурга. Возникший как парадная резиденция русских императоров, ансамбль дворцов и парков Царского Села складывался и развивался при участии выдающихся зодчих на протяжении более полутора веков.
История этого места уходит в глубь веков, ко времени переписи новгородских земель, отмеченных в "Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины" 1501 года. На картах, составленных для Царя Бориса Годунова, поместье имеет название Сарица. Позднее название трансформировалось сначала в Сарицкую и Сарскую мызу, затем в Саарское и Сарское село и наконец стало Царским Селом. Это название как нельзя лучше подходило для будущей Императорской резиденции. Одно время ( в 1724 году) село называлось Благовещенским по имени церкви, заложенной в присутствии Петра I на месте нынешней Знаменской церкви, но это название не прижилось, и до 1917 года оно именовалось Царским Селом.
В 1702 году через Сарицхофф, в направлении Дудергофскоого погоста, бежали отступавшие шведы, преследуемые русскими войсками под предводительством Б.П. Шереметьева и П.М. Апраксина, освободившими край от 100-летнего владычества иноземцев. Первое упоминание о местности, в которой возникло Царское Село, относится к августу 1702 года. С 1703 года Сарская мыза стала принадлежать генерал-губернатору освобожденного края А.Д. Меньшикову, который с 1708 года с помощью Конторы конюшенных дел начал вести здесь планомерное хозяйство, заселяя усадьбу и окрестные земли артелями плотников и " пашенными крестьянами, зажиточными, добрыми и хозяйственными ". А.Д. Меньшиков владел усадьбой до 1710 год .24 июня 1710 года Петр I подарил Сарскую мызу вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. Этот день и является официальной датой основания Царского Села. С этого времени Сарскую мызу включили в разряд дворцовых земель и начали застраивать.
Так же, как Петр смог увидеть в топких болотах будущий Санкт-Петербург, так и Екатерине на месте скромного поместья представилась пышная резиденция. В данном случае "быть по сему" произнесла супруга Императора. Это был поступок в духе Петра и подстать самым величественным его замыслам. Первый дворец "каменные палаты о 16 светлицах", был построен в 1724 году И. Браунштейном и Ф. Ферстера по повелению Екатерины Алексеевны на месте уцелевшей от военных действий усадьбы первого хозяина поместья. Это небольшое двухэтажное здание с характерной для начала ХYIII века симметричной планировкой и высокой мансардной кровлей не отличалось пышностью отделки: лишь рустовка на углах и скромные белые наличники оживляли выкрашенные суриком фасады. Внутри " палат" было несколько парадных комнат, отделанных полированным алебастром, или обитых кожей с золотым тиснением, или затянутых шелковыми обоями. " Верхний парадный зал " украшали камины, наборный паркет, зеркала, гобелены и картины.
В 1728 году имение перешло к цесаревне Елизавете Петровне. Восшествие на престол Елизаветы, дочери Петра I, вызвало подъем национального самосознания в России, скинувшей мрачное иго бироновщины. В искусстве и особенно в архитектуре утвердился приподнято-торжественный и монументальный стиль русского барокко, как нельзя лучше соответствовавший идее возвеличивания могущества государства, и прежде всего абсолютной власти. Вершиной развития стиля России стал царскосельский ансамбль. Здесь, как и во многих других архитектурных комплексах в Петербурге и его окрестностях, начались работы по коренному переустройству с целью расширения и художественного обогащения. Ярким отражением этих общих веяний явилась строительная деятельность на территории Царского Села: одни замыслы сменяют другие - еще не достроенные здания переделываются, чтобы достигнуть еще большей монументальности и роскоши. С конца 1748 года строительство царско-сельской резиденции возглавил обер-архитектор двора Бартоломео Франческо Растрелли. Крупнейший русский зодчий придал Царскосельскому дворцу тот парадный окончательный вид, который снискал ему мировую известность. В результате многолетнего труда талантливых русских и зарубежных мастеров в конце 1756 года царско-сельская резиденция была отстроена. Отныне Царское Село стало местом официальных приемов русской знати и иностранных послов.
Новый этап в истории Царского Села наступил во второй половине XYIII века. Это произошло при Екатерине II, и с тех пор дворец и парк стали называться Екатерининскими. Прежде всего, изменение художественного стиля проявилось в садово-парковом искусстве. Украшением Екатерининского парка стал, Мраморный мост. Не менее заметное место в старой части сада занимали и построенные в 1777 - 1780 годах в формах раннего классицизма Верхняя ванна ("Мыльня Их Высочеств") и Нижняя ванна ("Кавалерская"). Первая предназначалась для царской семьи, вторая - для придворных. Обеим постройкам архитектор придал черты парковых павильонов. В то же время в разных концах Екатерининского и Нового сада возникали затейливые сооружения экзотического вида, с чертами архитектурного стилизаторства. Так, построенная В.Нееловым беседка * Большой каприз*, воз-веденная на высокой насыпи на границе Екатерининского, открыла целую группу парковых сооружений в ложно китайском стиле: Скрипучая беседка, Китайский театр, Китайская деревня, серия Китайских мостов. В результате преобразований эпохи Екатерины Царская резиденция значительно выросла и приобрела тот художественный облик, который, в основном, сохранился до нашего времени.
Петергоф Петергоф – «столица фонтанов». Он не имеет равных в России, а в Европе с ним может сравниться только Версаль. История Петергофа, как царской резиденции, связана в первую очередь с российскими императорами, проводившимися здесь время, устраивавшими приемы, балы, маскарады, фейерверки. Петергоф располагается на двух террасах, с которых открывается прекрасный вид на панораму Финского залива. Центром всего ансамбля является Большой дворец, стоящий на верхней террасе. Интерьеры дворца богато украшены предметами декоративного прикладного искусства. Главным украшением Петергофа являются сотни самых разных по виду и оформлению фонтанов, создающих его неповторимый облик. Вокруг Большого дворца расположены Верхний и Нижний парки. Их украшают многочисленные павильоны, предназначавшиеся для увеселений и отдыха.
Название “Питергоф” (в переводе с немецкого— “Петров двор”) впервые упоминается в “Походном журнале” Петра I 13 сентября 1705 года. В этот день четырнадцатипушечное судно — шнява “Мункер” — бросило якорь против небольшой мызы, расположенной на южном побережье Финского залива и выбранной царем для отдыха во время частых морских переходов из Петербурга в Кронштадт. Петр I явился и основателем, и первым творцом Петергофа. До наших дней сохранилось более десяти его собственноручных набросков, еще большее число чертежей с петровскими надписями, пометками, исправлениями, а также множество продиктованных или подписанных им указов и распоряжений, относящихся к петергофскому строительству. Эти документы свидетельствуют, что именно Петру принадлежит идея использования контрастного рельефа побережья для разбивки Нижнего парка и Верхнего сада, строительства нагорного дворца, каскада и канала. Петр наметил и первоначальную схему аллей Нижнего парка и планировки Верхнего сада.
Основание Петергофу как парадной резиденции было положено в 1714 году. В “Походном журнале” Петра за этот год отмечено, что 17 мая он заложил в Петергофе “палатки” на берегу залива (дворец Монплезир). Почти одновременно приступили к строительству Верхних палат (впоследствии Большой дворец).После победоносного окончания Северной войны в 1721 году строительство Петергофа повели с исключительной интенсивностью. Характерно, что даже в самый разгар строительных работ Петр I вносил существенные изменения и дополнения в генеральный план и отдельные проекты, приказывал переделывать начатое.Открытие загородной резиденции состоялось 15 августа 1723 года. Оно было официально отмечено первым большим праздником. Петр сам показывал достопримечательности резиденции “господам чужестранным министрам”, прекрасно зная, какое ошеломляющее впечатление произведет “приморский парадиз” (рай), созданный на пустынном берегу в удивительно короткие сроки. Петергоф воспринимался как одно из чудес искусства и одновременно как выражение творческих, созидательных возможностей русского народа. Поэтому уже в первой трети XVIII века грандиозный триумфальный ансамбль приморской резиденции стал символом расцвета молодой преображенной России. Свою славу Петергоф гордо пронес через века сложной Российской истории, резиденция сильно пострадала в годы ВОВ (1941-1945), полностью восстановлена в наше время и сейчас является излюбленным местом отдыха петербуржцев и гостей города.
Павловск Из всех царских летних резиденций вокруг Петербурга Павловск возник самым последним, в 1777 году на берегах обмелевшей реки Славянки. Здесь нет такого великолепия как в Петродворце или Пушкине, зато есть красивые пейзажи и огромный 600-гектарный парк. История возникновения Павловска восходит к двум деревянным домикам Краку и Крику на берегу Славянки, где отдыхали уставшие от преследования всяческой дичи и пушного зверя охотники резиденции Царское Село. Вскоре надобность в домиках отпала, потому что к концу 70-х годов XVIII века на этих землях развернулось строительство Павловска. Архитектор плавно вписал дворец и парк в окружающее их богатство пейзажа, стараясь по минимуму нарушать естественные линии русской северной природы. В парке, по замыслу его создателя, посетитель может часами бродить по извилистым аллеям и тропинкам, поражаясь непрерывной смене пейзажей, нетронутых человеческой рукой. А дворец не должен поражать своим великолепием и отделкой, а служить людям удобным домом, в котором конечно же есть парадные залы.
Дворец построили быстро: за 4 года. Невдалеке находился уголок в регулярном стиле – Собственный садик, где выращивали редкие для северного климата растения, каштановые, тутовые деревья.После вступления на престол Павел стал переделывать по-своему летнюю резиденцию и перенес колоннаду в другое место - на холм напротив дворцовых окон. Почва здесь была сыра и ненадежна из-за канавы водоотлива от верхних прудов и в одну из летних ночей подмытые породы не выдержали и часть массивной колоннады рухнула. Но художественная ценность сооружения при этом не пострадала – теперь колоннада стала выглядеть как античная. В таком виде ее и оставили.
После смерти Павла хозяйкой Павловской резиденции стала вдовствующая императрица. Хотя Александр I не питал особой любви к Павловску, строительство и благоустройство здесь продолжалось еще первые несколько десятилетий. За этим следила и управляла Мария Федоровна.Примерно полвека продолжалось строительство дворцово-паркового ансамбля Павловска. Строили его крепостные крестьяне с утра до поздней ночи в тяжелейших условиях, в отсутствие всяких механизмов, вручную, под страхом жестоких наказаний. В 1828 году умерла Мария Федоровна и новым владельцем стал брат Николая I Михаил Павлович, а затем великий князь Константин Николаевич. Они не стали заботиться о сохранении парка и дворца и постепенно все стало приходить в запустение. В октябре 1837 году по территории парка пролегли рельсы первой в России железной дороги. Быстрое средство передвижения стало привлекать сюда чиновников, военных, художников, писателей. Как грибы стали расти дачные участки. Здесь бывали Ф.М. Достоевский, И. Штраус, Ф.И. Шаляпин, А. Ахматова.
В конце XIX - начале XX века Павловск изменился мало. Он продолжал оставаться собственностью царской семьи до 1917 года. Перед Отечественной войной из Павловска вывезли на восток все, что смогли, а что не смогли, закопали или замуровали в подвалах. А в январе 1944, после ухода отсюда немцев, перед глазами хозяев предстали разрушенный дворец с минами в подвалах, искалеченный парк с 70 000 вырубленных деревьев, обломки взорванных мостов. Павильоны Старое шале, Розовый полностью погибли.
Гатчина Гатчина расположена на 30 километров южнее Финского залива на Ижорской возвышенности, покрытой лесами, богатой зверями, плодородными землями с озерами и реками, кишевшими рыбой. Издавна здесь жили угорские племена води и ижоры. С IX века началась колонизация этих земель славянами, выходцами из Новгорода. Шведы много раз пытались завладеть Ижорской землей (Ингерманландией по-шведски) Еще в 1240 году новгородский князь Александр Ярославич при поддержке ижорцев разбил шведское войско под руководством ярла Биргера на Неве при впадении в нее реки Ижоры. Но набеги соседей продолжались. Наконец, в результате неудач в Ливонской войне и наступившего "смутного" времени России пришлось после заключения Столбовского мира в феврале 1617 года отдать Ижорскую землю почти на 90 лет Шведскому королевству.
В результате Северной войны (1700 - 1721), после успешных сражений в 1702 году русских войск под руководством Ф.М. Апраксина со шведами на реке Ижоре недалеко от Гатчины были освобождены Ижорские земли (Ингерманландия). В 1712 году Петр I приказал раздать земли, вновь ставшие русскими, своим родным и приближенным. В 1765 г. мызу с двадцатью окрестными деревнями и мельницей купила Екатерина II и пожаловала генерал-фельдцейхмейстеру графу Г.Г. Орлову. С 1783 г. Гатчина становится резиденцией имератора Павла I.
Получив в 1783 г. в подарок от матери Гатчину, Павел Петрович владел ею почти восемнадцать лет. По мысли Павла Гатчина должна была стать образцовым городом Российской империи. Он осуществил коренные преобразования в своей любимой резиденции. При нем был перестроен дворец, в котором появились новые парадные и личные интерьеры императорской семьи. В парке были разбиты участки с регулярной планировкой: Собственный и Голландские сады, Остров любви, Сильвия, Лабиринт. Обширные строительные работы велись в городе. «Малый» двор проводил в Гатчине весенние и осенние месяцы. В окрестностях и на озерах устраивались армейские маневры, на плацу перед дворцом – смотры и парады.Став императором, Павел присвоил Гатчине статус города 11 ноября 1796 г. С этого времени Гатчина стала собственностью российских императоров, их личной резиденцией. Отныне дворец и город постоянно были в центре общественной жизни страны.
Кронштадт Этот замечательный город расположен в восточной части Финского залива на острове Котлин в 29 километрах западнее Петербурга. Есть на земле маленькие города, которые отмечены далеко не на всех картах, но которые известны всему миру. У Кронштадта неповторимая судьба, особое предназначение. И это предназначение он пронес через века с достоинством. Кронштадт – это блестящие страницы истории русского дока, парохода, подводной лодки, ледокола, мины, торпеды, телеграфа. Этот город является всемирно известной родиной радио. Здесь осуществлялись новаторские идеи в области фортификации, артиллерии, морской тактики. На Котлине служили талантливые ученые и изобретатели, здесь получили подготовку тысячи специалистов Военно-Морского Флота.
Эта земля с давнейших времен принадлежала России, входя в состав Водьской пятины Великого Новгорода. Остров лежал на великом пути из варяг в греки. Но рвали на части Ижорскую землю немецкие рыцари, опустошали войска шведских и польских королей. Век за веком все новые победы и поражения. Только в начале 18 века, при Петре 1, во время Северной войны эти земли навсегда были возвращены России. Он лично осмотрел остров Котлин и промерил глубину фарватера, а затем приказал на отмели вблизи острова построить временную крепость, чтобы защитить вход в Невскую губу.7 мая 1704 года этот первый островной форт был освящен, и назвали его Кроншлот, после чего «торжество было трехдневное». Первому коменданту полковнику Трейдену по инструкции царя предписывалось: «…содержать сию цитадель, с Божьей помощью, аще случиться, хотя до последнего человека». С тех пор ни один вражеский солдат не располагался на этой земле как на своей территории.
Шли годы и страну сотрясали новые испытания: 1-я Мировая война, Октябрьская революция, Кронштадтский мятеж, репрессии и тяжелейшие 900 дней блокады. Кронштадт опять становится главной морской базой флота. Форты постоянно вели артиллерийскую дуэль с врагом в битве за Ленинград. Работала «Малая дорога жизни», она была щитом с запада, не позволяя врагу придвинуть блокадное кольцо к городу с этого направления. Все тяготы блокады легли и на плечи Кронштадта. Но отсюда на фронт уходили подводные лодки, военные корабли. Утром 14 января 1944 года орудия Кронштадта и Ленинградского фронта начали артиллерийскую подготовку, и в результате ожесточенных боев блокадное кольцо было разрушено. Кронштадт красив в любое время года. Его парки и скверы наполнены необыкновенным очарованием. Крики чаек, морские бризы, солнечные зайчики на воде залива, гранитные набережные придают городу своеобразие и неповторимость.