Осташков

Осташков

Расположен Тверской области в 260 км к северо-западу от Москвы.

Фотогалерея ОСТАШКОВ (июнь 2004)

Проезд по трассе Москва-Ржев-Селижарово-Осташков (350 км) или поездом с Ленинградского вкз. Москвы до ст. Осташков.

В солнечный день из тихих далей лежащего вокруг плеса Осташков похож на старинную гравюру. Множество башен на протяжении нескольких километров подпирают небо высокими шпилями и придают городу строгий графический силуэт. Эта омываемая со всех сторон узкая стрелка земли с высокими колокольнями и есть туристская столица Селигера.

Первое письменное упоминание об Осташкове относится к 1477 г. В этом году при отказе земель князем Борисом Васильевичем Волоцким его супруге Ульянии на кличенской земле упоминаются два селения, названные осташковскими слободками. В XVI в. обе слободки попадают в руки к московским монастырям и получают названия Патриаршей и Иосифовской.

Но начальное название города не забылось. В 1587 г., когда обе слободы были впервые обнесены крепостной стеной, они и получили название городка Осташкова. Необходимость в строительстве крепости появилась в связи с тем, что польский король Стефан Баторий вплотную подходил к Селигеру, а граница была в то время в каких-нибудь десятках верст от Осташкова. Эта первая крепость на полуострове была небольшой. В следующие два года войны она стала местом ожесточенных боев и несколько раз переходила из рук в руки. В 1609 г. Осташков, освобожденный М. В. Скопиным-Шуйским, тут же был вновь занят интервентами и вновь отбит. В 1610 г. за Осташков разгорелось целое сражение. При защите города до половины мужского населения погибло у крепостной стены, но враги были отражены и отступили.

В 1651-1653 гг. по указу царя Алексея Михайловича в пограничном Осташкове началось строительство сильной укрепленной крепости. Вокруг всего города была сооружена самая высокая за его историю бревенчатая крепостная стена. Со стен на врага в три яруса смотрели бойницы с пушками, на угловых башнях стояла стража, главные городские ворота с уходящей из них дорогой в Торжок, Тверь, Москву на ночь запирались крепкими запорами.

Улица, в которую вели ворота и которая была как бы продолжением дороги, называлась Главной или Большой Продольной. На месте, где сейчас стоит Троицкий собор, Продольная улица пересекалась с Поперечной. Тут стоял тогда большой деревянный крест, называвшийся Ближним, и находился центр Осташкова. Целый квартал у собора занимали торговые ряды с множеством лавок: хлебный и калашный, овощной, соляной, рыбный, поварня, квасная. Напротив торговых рядов, через дорогу, стояли административные учреждения: таможенная изба, патриарший двор и приказная изба, воеводский двор и съезжая изба, земские избы.

Главной властью в Осташкове был воевода из царских бояр или патриарший приказный. Над крепостью поднимались две бревенчатые церкви. От центра к берегам разбегались домишки первых осташей. Во всем городке, в обеих слободах, жило примерно 250 человек. В годы польско-литовской интервенции от грабежей, войн, недородов, голода весь этот край сильно опустел. В продолжение многих десятилетий население городка то начинало селиться за стенами крепости, то снова все умещалось на небольшом пятачке. Перед польским нашествием население Патриаршей слободы сделало выселок на Житном острове. За крепостью, вдоль восточного берега озера, Иосифовская слобода основала другой выселок - Струговище. Здесь по всему берегу было главное место постройки лодок и стругов. После разорения осташи побросали свои дворы на выселках и, чтобы как-то защититься, сделали на Наволоке острог из поставленных стоймя бревен. В пределах его и уместилось все уцелевшее после войны население. За стенами острога, на ближних к нему выселках, долгое время существовали только огороды и пашни.

К 1770г. Осташков стал вполне сложившимся городом, что и было закреплено указом Екатерины II. Известно, что императрица сама собиралась приехать в Осташков и на этот случай с жителями даже проводили репетиции: мужчины должны были быть у озера, женщины в ярких платочках сидеть на завалинках. Скоро началась полная реконструкция города: современная планировка улиц, большое каменное строительство.

Сохранилась карта Осташкова конца XVIII в., на которой намечены основные промышленные, жилые и административные кварталы города. Все кожевенные заводы были сосредоточены на западном берегу озера. Примерно там, где сейчас речной вокзал, стояли длинные рыбные и мясные ряды, на площади под Преображенской колокольней - массивные торговые ряды, а вокруг них - высокие каменные дома административных учреждений и богатых купцов. Постепенно, на протяжении многих десятилетий, центр города был застроен по классическим образцам.

В первой половине XIX в. в Осташкове появились мощеные мостовые, бульвар, уличное освещение, городской сад, публичная библиотека, театр, духовой оркестр и многое другое. Осташи были большими патриотами своего города и очень гордились им. Эта характерная для коренных осташей черта сохранилась и поныне.

Старый город находился в основном в небольшой северовосточной части Осташкова. Это нынешние улицы Орловского, Печатникова, начало Ленинского проспекта, улицы Володарского, Евстафьевская, Урицкого, Тимофеевская, каждая из которых выходит прямо на озеро. Крепость, обнесенная стеной, была еще меньше - она стояла над самой водой, а с суши была обнесена валами по нынешним улице Урицкого и переулку Адрианова.

В 1762 г. в России впервые появился специальный правительственный орган по делам градостроения и архитектуры - „Комиссия строения Санкт-Петербурга и Москвы”, распространившая свою деятельность фактически на всю страну. Первой после столиц „регулярный” план получила Тверь, а вскоре, в 1766 г., и Осташков. Можно предположить, что И. Е. Старову принадлежат не только проект планировки, но и проекты некоторых домов в городе, так как новое строительство велось по присылаемым из комиссии чертежам. А поскольку чертежи эти на пути к Осташкову утверждались в Твери, не исключена вероятность, что их просматривали или поправляли работавшие тогда здесь П. Р. Никитин и М. Ф. Казаков.

Во всяком случае, дома в стиле классицизма, построенные в конце XVIII - начале XIX в., до сих пор придают маленькому городу стройность, торжественность, звучащие как отголосок архитектурной культуры невской столицы. Этих домов в городе не так много, но они в основном и определяют его характер. Архитектурный образ Осташкова создан в результате почти полного сноса „дорегулярной” застройки. Но несколько зданий относятся здесь к более раннему времени - XVII столетию.

Троицкий собор, возведенный на несколько лет позднее, в 1697 г., в прошлом также подвергался перестройкам. Сейчас он реставрирован. Это один из лучших памятников архитектуры Селигера.

Предание говорит, что собор вырос на месте деревянной церкви, которая строилась по подобию древнего деревянного храма, стоявшего еще на Кличене. Колокольня собора построена уже в XVIII в. Это типичное барокко, с множеством пышных изгибов и прихотливых деталей.

В здании Троицкого собора ныне работает Осташковский краеведческий музей. Здесь туристы могут познакомиться с археологическими находками, изделиями старинных ремесленников, революционными и боевыми реликвиями, образцами продукции современных осташковских предприятий.

К северу от Воскресенской церкви (Чайкин переулок, 14) сохранился один из древнейших домов города - сводчатая палата с металлическими связями, устроенная на сводчатом же подклете. С левой стороны дома виден заложенный старинный вход, обрамленный порталом из фигурного кирпича. Это постройка начала XVIII в.

С востока от бывшего Троицкого собора стоит небольшой каменный дом с гладким фасадом и пятью маленькими старинными окошками. Этот дом №7 на улице Печатникова - древнейшая гражданская постройка в городе, так называемый дом ратуши. Он одноэтажный, но высокий подклет, замкнутый мезонин и тяжелые, идущие от земли до крыши лопатки создают впечатление значительной высоты, неприступности. По типу дом похож на древнерусские палаты. Внутри его подклет, часть жилого дома и мезонин сводчатые. О древности говорит тяжелый наборный наличник мезонина, два маленьких, расширяющихся наружу крепежных окна в подклете, мощь и крепость стены. Известно, что уже в 1720г. здесь была ратуша.

Первая, самая характерная черта архитектуры Осташкова -обилие мезонинов. Дом без мезонина в старом городе - какой-то чужой, не осташковский. Мезонины идут подряд, над каждым домом, над каждой крышей - как правило, жилые, трехоконные, с высоким фронтоном. Мезонин - преимущественно мода конца XIX в. Но в его торжественных, строгих фронтонах, несомненно, живет дух классицизма. В конце улицы Орловского, там, где сейчас лодочная станция, за волноломом из валунов прежде была гавань для парусного флота.

Связь озерного Осташкова с морским флотом России не вызывает сомнений. В городе был найден, например, интересный архив жившего здесь известного морехода контр-адмирала А. П. Арбузова. В архиве, в частности, обнаружились старинные документы о переговорах 1699 г. с Турцией, переписка адмирала с морским офицером декабристом Д. И. Завалишиным, с художником-маринистом И. К. Айвазовским, собственные записки А. П. Арбузова о Камчатке и другие ценные материалы.

Из Осташкова же вышел наставник многих мореходов, автор нашей первой „Арифметики” Л. Ф. Магницкий. Пройдя по Ленинскому проспекту до старых стен Знаменского монастыря, в небольшом сквере на берегу озера вы увидите камень с мемориальной доской: „В этом районе г. Осташкова, в бывшей слободке Трестянка, в 1669г. родился выдающийся русский математик Леонтий Филиппович Магницкий”. Фамилию Магницкий осташу Леонтию Теляшину дал Петр I. В этом смысле первого русского математика следует считать петровским крестником, одним из многочисленных питомцев „гнезда Петрова”, людей из народа, пробивших себе дорогу умом и талантом, ставших у истоков отечественной науки.

Площадь Свободы. По картине „Торг в Осташкове”, написанной художником В.Капустниковым в 1932г., можно судить, как выглядели стоявшие здесь торговые ряды и Преображенская церковь. Сейчас сохранилась лишь колокольня Преображенской церкви - памятник архитектуры XVIII в. Для центра города характерны простор, парадность, а высокая квадратная колокольня и старинные круглые часы на ней придали главной площади облик площадей больших европейских городов с возвышающимися при ратушах часозвонными башнями.

Колокольня Преображенской церкви построена в 1789 г., ныне она реставрирована. Отремонтированы долго бездействовавшие часы с четырьмя глядящими во все стороны циферблатами. Каждый час по всему Осташкову и на озере слышен мелодичный бой.

В глубине сквера, окружающего площадь, есть тихий пруд со сказочным деревянным теремком. Невдалеке видны старинная пожарная каланча и красный кирпичный дом с башнями - бывший городской театр.

История театра в Осташкове интересна уже потому, что возник он очень давно и объединял вокруг себя многих передовых людей своего времени. Все началось с того, что двое осташей побывали в крепостном театре помещиков Толстых в Новых Ельцах и так заразились увиденным, что весной 1805 г. в пустом сарае на берегу Селигера (на знакомой нам улице Орловского) устроили свой спектакль, копируя то, что видели в Ельцах. Вскоре театром увлекся весь город.

Первый театр разместился в здании на перекрестке нынешних Рабочей и Евстафьевской улиц. Основателями его были ремесленники, первыми актерами - живописец Яков Колокольников, сапожники Игнатий и Петр Запутряевы, маляры Илья и Иван Карповы, позолотчик Павел Нечкин и другие. Долгие годы театр, видимо, влачил жалкое существование, но в 1840-х гг. прочно встал на ноги. В это время сложилась актерская труппа, появился оркестр, в театре давались оперы, водевили, комедии. Это был типичный провинциальный театр.

Лучшие годы в истории осташковского театра - середина прошлого века. Тогда здесь собралось несколько талантливых актеров: сыновья художника и сами художники Михаил, Иван и Александр Колокольниковы, сын одного из первых актеров Иван Нечкин, знаменитая петербургская актриса Прасковья Орлова, вышедшая замуж за осташковского купца Савина. Нынешнее здание театра построено в 1892г.

Три другие улицы старого города - Евстафьевская, Урицкого, Тимофеевская - примечательны главным образом своей деревянной архитектурой, тем, как „большой классицизм” воплотился в работе рядовых плотников, в массовом городском строительстве. Увидите вы здесь и деревянную резьбу - появившиеся в начале века „солнечные кружева”, которые украшают на Селигере многие сельские и городские дома.

Кроме деревянной резьбы, украшает город резьба металлическая: дымники над печными трубами, напоминающие опускающегося на крышу ястреба, водосточные трубы в виде крылатого змея. Художественная нотка вообще характерна для уютной архитектуры Осташкова.

Улица Урицкого приведет к последнему, окраинному архитектурному памятнику - бывшему Житенному монастырю. Полуостров Житное, на котором он стоит, когда-то был островом и получил свое название от того, что на нем находились житницы Кличенской крепости. В 1750-х гг. на Житное был построен первый деревянный мост, а еще через сто лет остров соединили с материком дамбой, и он стал полуостровом.

По преданию, первая деревянная церковь на Житном стояла еще в XV в., но была уничтожена в литовское нашествие. Монастырь здесь возник в начале XVII в. и тоже был деревянный. Неизвестные плотники построили тут пятиярусный брусяной храм, крытый деревянной чешуей, деревянные стены и колокольню. К сожалению, ни одна из этих построек не сохранилась. В середине XVIII в. все они были заменены каменными. Наиболее значительное из сохранившихся сооружений монастыря - Надвратная церковь 1767 г. - высокая ярусная постройка, стоящая наподобие маяка на небольшом острове.

На старинных улицах и площадях надо замедлить шаг, чтобы всмотреться в то, с какой любовью обновляется город. Интересно зайти в краеведческий музей, расположенный в центре старого города. Интересно просто остановиться и поговорить с горожанами. Так, понемногу, вы почувствуете характер тихого озерного городка, поймете его старую и новую историю.

Новая история - это продолжение того, что знали и умели предки. Когда-то всю западную часть города занимали кожевни кустарей-ремесленников. Сейчас в этом районе крупный кожевенный завод, современный жилой городок кожевников. Наряду с традиционными, в городе появилось немало и новых профессий - строители, железнодорожники, автомобилисты. Известна спортивная и туристская одежда осташковской швейной фабрики. Во множестве мест трудятся выпускники здешних финансового, ветеринарного, механического техникумов.

В разное время в Осташкове бывали многие деятели нашей культуры и науки: писатели П.В.Киреевский, В. А. Слепцов, А. Н. Толстой, В. Я. Шишков, драматург А. Н. Островский, художник И. И. Шишкин, академики Н. Я. Озерецковский, Д. Н. Анучин, И. П. Бородин. Перечислить же современных писателей и ученых, художников и музыкантов, любящих Селигер и нередко бывающих здесь, просто невозможно.

Назову лишь еще одно имя - известного советского картографа, автора Герба СССР В. Н. Адрианова. В 1935-1938 гг. он постоянно жил в Осташкове, похоронен здесь, и ныне его имя носит один из переулков.

Старинная рыбацкая слобода все больше приобретает черты настоящего туристского города. Появилось много новых, вызванных ростом туризма построек: большая гостиница, речной вокзал, автовокзал. По соседству со старым Осташковом вырос современный микрорайон, ставший своеобразным городом в городе. Вдоль ведущей к пристани дороги елочкой стоят многоквартирные дома с обращенными к озеру лоджиями. В будущем от вокзала в центр города прямой стрелой пройдет зеленый бульвар. По восточному берегу озера проложена широкая набережная. После реставрации поднялись над озером памятники архитектуры. Перед туристами во всей живописности предстает сегодня один из самых экзотичных маленьких городов страны.

Из книги: В.З.Исаков, "Озеро Селигер", М., Профиздат, 1985.

Города

Главная