НОРИЛЬСК
Расположен на севере края к югу от Таймырского полуострова, примерно в 90 км к востоку от Енисея.
Проезд: самолетом из Москвы -5 часов.
Норильская ж.д.
Дудинка-Норильск Своим названием Норильск обязан географическому положению: недалеко от города протекает река Норильская (Норилка) (бассейн реки Пясины), сам город расположен у Норильских гор. О реке Норильской и Норильских горах упоминают в своих отчётах путешественники Харитон Лаптев, А. Ф. Миддендорф, Ф. Б. Шмидт. Река Норильская получила своё прежнее название - Норилка - вероятно, в то время, когда Таймыр был заселён русскими промысловыми людьми в XVI—XVII веках во время существования города Мангазеи. Вероятно, название реки произошло от слова «норило» — длинный тонкий шест, которым протягивалась тетива ставных сетей подо льдом от лунки к лунке. По другой версии название реки (Норилка) и, соответственно, города происходит от эвенкийского слова «нарус» или юкагирского «ньорил», что означает «болота». А норильчане по поводу происхождения названия шутят: «куда ни пойди, ветер всегда на рыло дует». О наличии в районе современного Норильска полезных ископаемых людям было известно ещё в бронзовом веке: близ озера Пясино обнаружена стоянка людей бронзового века, где найдено примитивное оборудование для плавки и литья и сырьё (шарики самородной меди). В XVI—XVII веках медь норильских месторождений использовали жители Мангазеи. Мангазея — город, располагавшийся за Полярным кругом на реке Таз, статус города этот заполярный посёлок получил в 1603 году. Мангазея была торговым и ремесленным центром, при раскопках Мангазеи в 1972—1975 годах профессором М. И. Беловым был обнаружен обширный литейный двор. В остатках медных изделий, найденных в Мангазее, присутствовали платиноиды, что говорит о том, что руда для плавки привозилась из норильских месторождений. Упадок Мангазеи во второй половине XVII века связан с распоряжением правительства царя Алексея Михайловича о запрете ходить в Мангазею морским путём. Эта мера правительства была вызвана опасениями за целостность сибирских границ, так как Северный морской путь привлекал государства Западной Европы (Англия, Голландия) как возможный путь в Индию. Морской путь в Мангазею был закрыт, на Ямальском волоке был поставлен стрелецкий кордон. В конце XIX века купец К. М. Сотников сделал попытку выплавить медь из норильской руды, он смог выплавить около трёх тонн черновой меди, после чего построенная им печь разрушилась из-за неравномерной осадки вечной мерзлоты. Дальнейшее изучение норильского района связано с экспедициями Н. Н. Урванцева в 1919—1926 годах, подтвердившие наличие богатых месторождений каменного угля и полиметаллических руд в восточных отрогах плато Путорана. В 1921 году во время экспедиции Урванцева была построена деревянная изба, считающаяся первым домом Норильска (дом сохранился до нынешнего времени, теперь это музей «первый дом Норильска»). В 1935 году силами заключённых ГУЛАГа началось строительство Норильского горно-металлургического комбината им. А. П. Завенягина. В марте 1939 года на Малом металлургическом заводе получен первый штейн, в июне 1939 года — первый файнштейн, в 1942 году — первый никель (анодный, катодный). До 1951 года посёлок Норильск и промплощадка Норильского комбината располагались у северного подножия горы Шмидтиха, там, где Урванцевым был построен первый дом (Нулевой пикет); в настоящее время это так называемый «старый» город, жилых домов там сейчас нет. В конце 1940-х годов началось проектирование, а в 1951 году — строительство «нового» города на восточном берегу озера Долгого. Строительство города также начинали заключённые ГУЛАГа (Норильлага). Летом 1953 года происходит Норильское восстание — выступление заключённых Горлага. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1953 года посёлок Норильск получил статус города. |
Норильск отличается крайне суровым климатом субарктического типа. Это один из наиболее холодных городов мира, существенно более холодный, чем Мурманск, находящийся почти на той же широте.
Зима долгая и холодная (средняя температура января около 28 °C), характерной особенностью которой является частое установление морозной погоды в совокупности с сильными и очень сильными ветрами. Период устойчивых морозов длится около 280 дней в году; при этом отмечается более 130 дней с метелями. С ноября по февраль оттепели исключены.
Климатическая зима длится с начала второй декады сентября по первую декаду мая. Снежный покров сохраняется от 7,5 до 9 месяцев в году.
Лето короткое (с конца июня по конец августа), прохладное (+10,7 °C) и пасмурное; климатическое лето наступает лишь в отдельные тёплые годы.
Среднегодовая температура воздуха в Норильске равна −9,8 °C, годовой ход абсолютных температур — 96 градусов. Среднегодовая относительная влажность воздуха — около 76 %.
Норильск входит в пятёрку самых ветреных населённых пунктов планеты.
Представителей коренных национальностей — ненцев, энцев, нганасан и долган — в городе мало. В основном — это русские, украинцы, азербайджанцы и другие. В настоящее время население Норильска почти целиком состоит из людей, переехавших в город во второй половине XX века и их потомков, однако в городе до сих пор проживают потомки заключённых, амнистированных в 1953 году.
В связи с отсутствием сухопутного сообщения с «большой землёй», у проживающих в Норильске сформировался ряд ярких культурных особенностей, характерных только для этого города.
Среди этих особенностей можно выделить отношение к приготовлению и приёму пищи. В частности, это касается свежих фруктов, мяса и рыбы — среди населения немало охотников и рыболовов, особо искусных в приготовлении шашлыка и сугудая. Среди горожан пользуется популярностью горный, речной и тундровой туризм, сбор голубики, брусники, морошки и грибов в районе Талнах и далее. Популярностью в связи с обилием гор и очень большой продолжительностью сезона пользуются лыжный и горнолыжный спорт, а также сноуборд. Для этого созданы лыжная база «Оль-Гуль» и горнолыжная база «Гора „Отдельная“». Кроме того, в Норильске созданы и совместно работают два самых северных в мире парашютных клуба, история которых начала свой отсчёт более 20 лет назад — «Полюс» (в районе Кайеркан) и «Императоры небес» (Центральный район).
Как и в других городах, появившихся при градообразующих металлургических предприятиях, с большим размахом местное население отмечает День Металлурга. Люди коренных северных национальностей (ненцы, долганы и др.) отмечают праздник Хейро — возвращение на небо Солнца после полярной ночи.
Ведётся программа переселения жителей с севера. Так как город расположен на Таймырском полуострове, а также в силу того, что добраться в Норильск можно либо воздушным транспортом, либо водным, то остальная часть России обычно именуется «материком», распространено выражение «переехать на материк».
Архитектура
В архитектуре многих зданий Норильска прослеживается стилистическое сходство с архитектурой Ленинграда/Петербурга — это объясняется количеством приглашённых в Норильск ленинградских архитекторов. Позже, в 1960-е годы, во времена «комсомольских десантов», в архитектуру Норильска, как и по всей стране, были внесены тенденции типового строительства.
Здания, спроектированные ленинградскими архитекторами, по праву украшают город на Ленинском проспекте и Гвардейской площади. Районы города чётко разделены по времени застройки.
Особый район (в настоящее время нежилой) — «Старый Город», позволяет проследить историю развития инженерной мысли строителей Норильска, стремившихся, в частности, увеличить высоту сооружений и число этажей (что обусловлено малым количеством земли, пригодной для застройки).
Архитектура Норильска сформировалась под влиянием двух основных факторов: во-первых, особенностью возведения зданий на вечномёрзлых грунтах и во-вторых, существовавшими типовыми проектами.
Город остаётся уникальным в плане опыта, полученного архитекторами и строителями. Время показало, что практически вся часть «Старого города» и здания «сталинской архитектуры» стали непригодными для жилья. Это привело к переосмыслению строительства на вечномёрзлых грунтах. В частности же, разрушение зданий происходило в Норильске и из-за развала ЖКХ в 1990-е.
Стоит отметить, как положительный результат архитектуры последнего времени, уникальную современную 14-и этажную 1000-коечную больницу в Оганерском районе Норильска. Сооружение не только современно и функционально, но и стало хорошим доминирующим объектом и настоящей достопримечательностью города.
Опыт, который был приобретён архитекторами страны в Норильске, в плане свайного строительства и в условиях вечномёрзлых грунтов, до сих пор остаётся уникальным. В настоящее время проектирование в районах Сибири и Крайнего Севера ведётся с учётом этих знаний.
Транспорт
Воздушное сообщение осуществляется через аэропорт «Алыкель». С 1969 года по 1998 год осуществлялись пассажирские перевозки по не связанной с общероссийской сетью железных дорог Норильской железной дороге. Имеется автобусное сообщение с Дудинкой, летом речное сообщение с Красноярском через Дудинку, а в зимнее время — с Архангельском через Дудинку.
Внутригородское транспортное сообщение осуществляется автобусами и маршрутными такси. Широко развито такси (несколько десятков фирм). Также в плохую погоду рабочих промышленных предприятий «Норильского Никеля», расположенных за городом, перевозят на машинах повышенной проходимости, так называемых вахтовках.
Норильская железная дорога
В 1935 году правительством СССР было приняло решение о строительстве металлургического комбината вблизи «Норильского зимовья», известного с XIX века. К строительству узкоколейной железной дороги приступили осенью 1935 года. Первый участок дороги от пристани «Валёк» на реке Норильской до площадки строительства рудников — «Нулевого пикета» был завершён в феврале 1936 года. 25 февраля 1936 года прибыл первый поезд с техническим грузом и продовольствием. Грузы для строительства Норильского комбината доставлялись к пристани по водному маршруту: река Енисей — Карское море — река Пясина — озеро Пясино — река Норильская. Недостатками такого маршрута были: существенное ограничение по осадке судов и значительно большее расстояние по сравнению с сухопутным маршрутом.
В июне 1936 года началось строительство узкоколейной линии от посёлка Норильск до порта Дудинка на Енисее, протяжённостью 114 км. В основном строительство велось заключёнными Норильлага.
Официально строительство было завершено 17 мая 1937 года. 18 мая из Дудинки в Норильск вышел первый поезд. В пункт назначения он прибыл через три дня. Вскоре стала разрушаться насыпь, которая местами была сделана из льда. В июне движение по железной дороге прекратилось.
К зиме было подготовлено нормальное земляное полотно, и узкоколейная линия вступила в постоянную эксплуатацию. Скорость поездов увеличилась. На прохождение всего пути требовалось около суток, а при хороших погодных условиях — 10—12 часов. Зимой скорость сильно зависела от темпов расчистки снега. Три снегоочистителя убирали сугробы не более 1,5 м высотой. Если высота сугроба была выше — расчистку вели вручную. Отдельные участки пути закрывали деревянными галереями, вдоль пути строили защитные стены из снега. Одному поезду потребовалось 22 дня, чтобы прибыть в пункт назначения, машинист и кочегар другого погибли от угарного газа.
Переход на колею 1520 мм
Низкая пропускная способность и другие недостатки узкой колеи сдерживали развитие комбината. С самого начала являлась очевидной необходимость строительства ширококолейной железнодорожной магистрали. Летом 1941 года в Дудинском порту на узкоколейные платформы был погружен доставленный с «большой земли» ширококолейный подвижной состав.
В августе рядом с Норильском начал действовать первый небольшой участок железной дороги широкой колеи. Его протяжённость составляла не менее 5 километров (предположительно, начальный пункт — «Нулевой пикет», конечный пункт — рудник «Угольный ручей»).
В годы Великой Отечественной войны Норильский комбинат приобрёл неоценимое значение для страны. Темпы его развития возросли. В 1942 году один из небольших ширококолейных участков на рудниках к юго-западу от Норильска был электрифицирован.
В июле 1950 года первый поезд прошёл по линии широкой колеи от Норильска до Кайеркана. 22 ноября 1952 года в Норильск прибыл по широкой колее первый состав из Дудинки. Узкоколейная железная дорога приблизительно через два года была полностью разобрана.
По планам 1948—1953 годов, Норильская железная дорога не должна была надолго оставаться изолированной. С 1948 года сооружалась Трансполярная железная дорога, связывающая с основной железнодорожной сетью енисейский порт Игарка («стройки № 501 и № 503» Главного управления лагерного железнодорожного строительства). Расстояние от Игарки до Дудинки сравнительно невелико, на этом участке также должен был появиться рельсовый путь.
В расчёте на грядущий вывод Норильской железной дороги из «островного» положения, в 1951—1953 годах было сооружено значительное по своим масштабам здание вокзала на станции Норильск-Сортировочный.
После смерти И. В. Сталина от планов соединения Норильской железной дороги с основной железнодорожной сетью отказались.
В 1957 году на Норильской железной дороге начали курсировать электросекции Ср.
К 1985 году электросекции Ср были полностью заменены электропоездами ЭР1 и ЭР2. Электропоезда курсировали по маршрутам Октябрьская (Норильск) — Угольный разрез, Октябрьская — Аэропорт, Аэропорт — Дудинка, Октябрьская — Дудинка. Октябрьская — Кайеркан. Не меньшее (а возможно и большее) число пассажиров перевозили пригородные поезда на тепловозной тяге. Имелись маршруты: Кайеркан — Каларгон — Надежда, Октябрьская — Ангидритная — Надежда — Юбилейная, Голиково — Октябрьский рудник, Голиково — Энергетическая (ТЭЦ-2), Голиково — Маяк, Голиково — Комсомольский рудник.
В 1991 году в порт Дудинка прибыли последние шестивагонные электропоезда ЭР2Т
В первой половине 1990-х годов были отменены почти все маршруты пассажирских поездов. К 1996 году пассажирское сообщение было почти полностью ликвидировано. Электропоезда продолжали курсировать только зимой, и только по двум маршрутам (Норильск — Аэропорт и Аэропорт — Дудинка). Это объяснялось тем, что летом автодорога более безопасна, отсутствует угроза застревания автотранспорта в снежных заносах.
Сохранение пассажирского движения в зимний период позволяло жителям Норильска экономить время, не боясь опоздать на авиарейс из-за заносов.
В 1998 году пассажирские перевозки на Норильской железной дороге были окончательно ликвидированы.
В 1999 году на всех электрифицированных участках был демонтирован контактный провод, частично убраны опоры. 32 вагона электропоездов ЭР2 и ЭР2Т, а также часть электровозов в сентябре 1999 были проданы Свердловской железной дороге. В том же году норильский вокзал был закрыт.
Вагоны норильских электропоездов работают на пригородных линиях Перми. Многие из них были перенумерованы, поэтому определить их происхождение сложно.
1 декабря 1999 года Норильская железная дорога вошла в состав ОАО «Норильская горная компания» (ОАО «Норильский никель»).
Угрозы закрытия железной дороги пока нет. Без железной дороги работа металлургического комбината невозможна.
Развёрнутая протяжённость — 333 километра. Насчитывается около 2500 грузовых вагонов, 88 локомотивных секций (главным образом тепловозов: ТЭМ2, ТЭМ7А, 2ТЭ116, ТЭМ18).
За 2001 год Норильская железная дорога перевезла 15 млн тонн груза. На её долю приходилось 80 % грузооборота, выполненного всеми видами транспорта в Норильском промышленном районе. Дорога работает круглогодично и круглосуточно. Численность работников железной дороги, по состоянию на 2001 год, составляла около 1850 человек.