КРОНШТАДТ
Расположен в 46 км к юго-западу от Санкт-Петербурга
Проезд
Проезд: машрутным такси, автобусом от Санкт-Петербурга.
Фотоальбом Кронштадт_2008 (часть I)
Фотоальбом Кронштадт_2008 (часть II)
В 1710 г. Петр приказал построить другую, более обширную крепость. Работы производились пленными шведами и солдатами под руководством капитана-командора Лена. В 1720 году были окончены военная и купеческая гавани, стали строиться отдельные укрепления и частные дома, и возникший город был назван Кронштадтом. Сознавая важное значение кронштадтских укреплений, все государи после Петра Великого заботились об усилении Кронштадта, сообразуясь с развитием военного и морского искусства. В 1807-1808 гг. все укрепления были перестроены по плану К.И. Оппермана. В 1824 г. они пострадали от наводнения, вследствие чего пришлось предпринять новые постройки. В царствование императора Николая I, в 1825-1840 гг., построены западные форты, оборонительные стенки, казармы и плотины. В 1854 г. выстроены добавочные укрепления на косе. Постройка гранитных фортов: Петра I, Александра I, Меньшикова, Павла I стоили громадных затрат, но скоро они оказались недостаточными для защиты Кронштадта вследствие поразительного развития артиллерии и кораблестроения.
Наиболее дешевыми и действенными для защиты оказались земляные укрепления. Кронштадт – кузница кадров отечественного флота, где проходили службу многие флотоводцы – адмирал Ф.Ф. Ушаков, Г.А. Спиридов, Д.Н. Сенявин, М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, С.О. Макаров (в 1899-1904 гг. был главным командиром Кронштадтского порта), известные мореплаватели – И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.М. Головнин, Ф.П. Литке. На рейдах Кронштадта впервые испытывались новые виды вооружения и военно-морской техники. В 1895 г. в Кронштадте А.С. Попов изобрел радио и впервые использовал его для дальней связи между кораблями. В городе некоторое время жили поэт С.Я. Надсон, композитор Н.А. Римский-Корсаков, здесь отбывал ссылку общественный деятель и писатель В.Г. Короленко. В Кронштадте произошли многие крупные революционные события, в том числе Кронштадтские восстания 1905 и 1906 гг. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. базировавшиеся в Кронштадте силы Краснознаменного Балтийского флота участвовали в обороне Таллина, Ханко, Моонзунда.
Кронштадтский морской оборонительный район был важнейшей составной частью сил, участвовавших в героической обороне Ленинграда. Артиллерия Кронштадта эффективно поддерживала советские войска на Приморском направлении. Благодаря артиллерии и кораблям Кронштадта гитлеровцы не смогли овладеть так называемым Ораниенбаумским пятачком, сыгравшим важную роль в обороне Ленинграда. В городе, со времени Петра I сохраняющем регулярную планировку (арх. Ж. Леблон и Д. Трезини), выделяются фортификационные постройки 1-й четверти 18 века, а также сооруженные в стиле классицизма сухарный завод (1795-1797, арх. В.И. Баженов), казармы (1786-1788, арх. М.Н. Ветошников), гавани (18 век), обводной канал (1785-1844) и портовые магазины, Толбухин маяк (1810, арх. А. Д. Захаров), Присутственные места (1834-1837, арх. А. П. Брюллов) и др. В застройке Кронштадта доминирует Морской Никольский собор (1903-1913, арх. В.А. Косяков). Открыты Петровский парк и Летний сад. Памятники: Петру I (1841, скульптор Т.Н. Жак), адмиралу Ф.Ф. Белинсгаузену (1870, скульптор И.Н. Тредор), морякам клипера «Опричник» (1873.), адмиралу С.О. Макарову (1913, скульптор Л.В. Шервуд) и другие.