КРАСНОЯРСК
Центр Красноряского края. Расположен в 4100 км к востоку от Москвы.
Проезд
Проезд самолетом Аэрофлота- 5 часов, поездом с Ярославского вокзала - 55 часов.
Фотогалерея КРАСНОЯРСКИЕ СТОЛБЫ
Карта Енисея 900 К (часть I часть II часть III)
Роль пограничного форпоста-крепости Красноярск выполнял около ста лет, отражая набеги кочевников, но никогда не был ими побежден, хотя осады, бывало, длились месяцами. Он представлял собой деревянную крепость, обнесенную рвом, валом и стенами с пятью башнями. Первым воеводой острога был Андрей Дубенский. Это был умелый, дальновидный, талантливый правитель. Красноярский острог являлся и местом дипломатических встреч красноярских воевод с послами Алтын-хана. Сюда для переговоров являлись и послы кыргызских князцов. После присоединения Сибири к России Красноярск как военное поселение свое значение утратил. В 1690-х годах он получил статус города.
По типу ранних острогов — Тобольского, Енисейского и других, а также в развитие градостроительных традиций русских городов и кремлей, Красноярск был заложен на приподнятой ровной террасе левого берега реки, при впадении в Енисей его притока Качи. В этом выборе территории проявилось большое градостроительное чутье основателей города, чему мы обязаны и сегодня всем великолепием природного ландшафта, отличающего Красноярск.
Первый этап развития города
охватил почти сто пятьдесят лет, с
1628 по 1773 г. Это был период
медленного эволюционного роста
города-острога: к 1772 году его
население составило всего лишь 2000
жителей. Первоначальный план и
застройка города в XVII веке
определялись его военно-стратегической
ролью. Как показывают изображения
1701 и 1705 гг., исполненные С. Ремезовым
и, на его основе, голландским
путешественником Н. Витсеном, город,
состоящий из крепости и посада, был
окружен высокой оборонительной
стеной с дозорными башнями по углам
и проездными — с западной и
северной сторон. За стенами
крепости, в которой разместились
основные сооружения "общегородского
центра" — дом воеводы,
воеводская канцелярия, церковь,
пороховые погреба, цейхгауз, —
расположились рядовая жилая
застройка, также окруженная стеной,
через которую прошли дороги в
Ачинск и Томск, Енисейск и Иркутск.
Так сложилась первоначальная
структура старого города
Красноярска, типичная для
сибирских городов того времени, с
их разделением на "малый" и "большой"
город. Планировочное разделение
города на "малый" и "большой"
отражало его социальную сущность: в
период известного "Красноярского
бунта" 1695-1698 гг. "малый"
город, в стенах которого укрепился
воевода, был осажден бунтовщиками
— жителями "большого" города.
Красноярск первой половины XVIII века сохранял черты, заложенные ранее, но все большее значение получала застройка "большого" города. В плане Красноярска 1748 г. за пределами основной крепости, на территории посада, уже значится большая группа жилых кварталов, гостиный двор, таможня, ратуша, Покровская церковь, пивоварня на берегу Енисея и другие строения. По мере укрепления связей с другими городами — Томском, Тобольском, Енисейском и Иркутском — складываются главные направления внутригородских улиц Красноярска. Они прошли на запад и север. Застройка развивалась тесно, внутри городских стен, которые утратили свое прежнее оборонительное значение, но еще сохранялись с западной и северной сторон. Таким мы видим город на плане 1748 г.; он окружен стенами, за которыми идет ряд надолб и ров с западной стороны. Как писал в 1751 г. известный немецкий исследователь Иоганн Гмелин, Красноярск в то время еще делился на две ярко выраженные части — острог и посад, укрепленные стеной и башнями. В городе было 350 жилых домов. Этот характер город сохранял и спустя 10 лет. Красноярская воеводская канцелярия сообщала в 1761 году, что "малый" город окружен рубленной стеной, сохранившейся со времен его основания, высотою около 3.4 м и протяженностью около 520 м. С западной стороны "большого" города крепостные стены проходили от Енисея до Качи примерно на 640 м и высота их была около 4 м, а далее, вдоль северной границы города, по реке Каче, стена понижалась до 2 м. Характер застройки Красноярска первой половины XVIII века ярко передает гравюра А. Колпашникова 1770-х годов, выполненная по зарисовкам 1730-х годов художников второй экспедиции Академии наук в Сибири. Это уникальное изображение Красноярска XVIII века представляет особый интерес потому, что застройка того времени, по существу, не сохранилась: после опустошительного пожара 1773 года город был отстроен заново.
Основу Красноярска XVII—XVIII столетий составляла свободная планировка территории с учетом его рельефа и функций. Жилая одно- двухэтажная застройка гнездилась небольшими кварталами. Главные направления улиц — на запад и север от ворот основной крепости к проездным башням наружных стен "большого" города. С развитием города в западном направлении ведущими стали широтные улицы, параллельные Енисею, что отвечало росту города. Этот принцип определил дальнейшую планировку улиц существующей центральной части города. По своему характеру Красноярск того времени был типичным городом Сибири — с окружавшими его рублеными стенами и башнями, четырех- и восьми кратными шатровыми покрытиями, плотной жилой застройкой. Главными ориентирами города являлись сторожевые башни и церкви — соборная в центре острога (1728 г.) и Покровская на территории посада (1753 г.). Они объединяли всю застройку, связывая ее с ландшафтом Енисея и гор. Эта связь силуэта города с природой всегда привлекала внимание путешественников и исследователей, посещавших Красноярск и Сибирь. Однако по своему значению Красноярск XVIII века оставался небольшим уездным городом, значительно уступавшим тогда в своем развитии такому губернскому центру, как Енисейск.
Пожар 1773 г. уничтожил почти всю жилую застройку города и ограждавшие его крепостные стены. Это положило начало новой планировке Красноярска, охватившей тогда восточную территорию современной центральной части города, от стрелки Енисея примерно до улицы Вейнбаума. Началось пространственное объединение "малого" и "большого" города: крепостные стены более не восстанавливались. В основу плана, составленного в 1773 г. тобольским геодезистом Петром Моисеевым, была положена прямолинейная схема улиц и кварталов, типичная для новых городов Сибири в конце XVIII в. Это стремление к регулированию плана и застройки отвечало потребностям быстрого возрождения города. Развитие города с 1770-х годов в известной мере предопределило современное состояние центральной части Красноярска. С конца XVIII века развивается двухрядная усадебная застройка жилых кварталов, отразившая природу патриархального бытового и хозяйственного уклада той поры. На территории таких усадеб размещались жилые дома с хозяйственными постройками. Кузницы, магазины, церкви и т. д. выносились за пределы жилой застройки на открытые территории. Такие здания, как ратуша и духовное правление, торговые ряды, соборная церковь и первая при ней школа (1793 г.), вошли в состав общегородского центра.
В 1822 г. Красноярск стал центром вновь образованной Енисейской губернии, и это явилось новым стимулом к его градостроительному развитию.Характер Красноярска начала XIX столетия передают рисунки А. Мартынова (1085 г.). Несмотря на недостоверность, они отражают общие черты города той поры, связь его с природным окружением. В 1828 г. Красноярск получил новый,"высочайше утвержденный" план. Этот план определил последующее развитие планировочной структуры города (ныне центральной части) и общегородского центра. Как отмечал норвежский астроном Х. Ганстен, проезжавший Красноярск в 1829 г., вновь составленный план "был не что иное, как проект переустройства Красноярска, с широкими улицами, общественными учреждениями, садами и т.п. По проекту это будет самый красивый город Сибири, природа и искусство будут способствовать этому великолепию". Главной особенностью развития города в XIX — начале XX вв. явился рост города в западном направлении и, вместе с ним, перемещение общегородского центра на запад, по оси главной улицы города — ныне проспекта Мира. Этот процесс назревал в течение всего предшествующего столетия.
При продолжавшемся росте города на запад, с конца XVIII в. начала сказываться отдаленность новых кварталов от старого общегородского центра на стрелке Енисея. Новое решение планировочной структуры города, с развитием и изменением ранее заложенной, определил план 1898 г., по которому на месте ранее запроектированной западной границы города возникла площадь нового общегородского центра Красноярска; часть ее ныне образует площадь Революции. В центре площади по проекту архитектора К. Тона в 1845—1849 гг. был сооружен собор; вдоль южной и северной границ проектировались здания административного управления города:"присутственные места", полиция и почта — с северной стороны, городская дума, гостиный двор и биржа — с южной, а также дома генерал-губернатора и гражданского губернатора — с западной и восточной сторон площади. Площадь стала новым геометрическим центром города, отвечавшим его росту. Территория города в тот период была еще не расчленена и ограничена естественными рубежами — Енисеем, Качей, подножьем Афонтовой горы. Наряду с развитием группы площадей общегородского значения — новособорной и старособорной, плацпарадной (ныне Красная) и острожной — позднее Театральной (ныне территория стадиона "Локомотив") были запроектированы "местные центры" — две площади с торговыми рядами и церковью.
Большое внимание уделялось природным факторам — существовавшим зеленым насаждениям, рельефу, Енисею и Каче. В систему общегородского центра вошел городской сад (ныне ЦПКиО имени М. Горького), основой которого явился старый сосновый бор на берегу Енисея. Все это положило начало развитию современной системы общегородского центра, с раскрытием его в сторону Енисея. Первый красноярский губернатор А.П. Степанов многое сделал для блага города. По его инициативе и был основан городской сад. К 200-летию города был выпущен первый литературно-художественный сборник "Енисейский альманах", создано краеведческое общество. В 1884 году директор красноярской учительской семинарии, археолог и краевед И.Т. Савенков у подножия Афонтовой горы, что за линией железной дороги в районе мелькомбината, открыл первую на Енисее стоянку человека древнекаменного века. Здесь были найдены наконечники копий, скребла и скребки, а также кости мамонта, первобытного быка, северного оленя и других животных. Находки с Афонтовой горы были выставлены И.Т. Савенковым на Международном антропологическом конгрессе 1892 года в Москве. Они явились единственным памятником эпохи палеолита России, обнаруженными в конце прошлого века.
С тех пор Афонтова гора — место жизни первого человека на территории Красноярска — числится в списках важнейших памятников страны. Ее обозначили на своих картах палеонтологи всего мира. То, что город стал губернским, благотворно сказалось на его развитии. Появились губернские учреждения, воинские части, получили развитие ремесла и торговля. Большое значение для города имела золотодобыча. Здесь стали селиться купцы, золотопромышленники. Стали строиться большие каменные дома, украсившие улицы города. Быстро росло население города. Срочные депеши в Красноярск доставлялись специальными курьерами через 18-20 дней. 18 ноября 1863 года открылась телеграфная станция. Это было для города замечательное событие. В 1838 году была открыта первая публичная городская библиотека. Красноярский купец, инозаводчик, золотопромышленник, домовладелец Геннадий Васильевич Юдин собрал богатейшую домашнюю библиотеку, в ней насчитывалось более 80000 томов книг, огромное количество журналов, рекописей и архивных дел. Юдинская дача с библиотекой находилась у подножия Афонтовой горы. Купец, опасаясь часто бушевавших в городе пожаров, построил на крутой енисейской террасе двухэтажный деревянный дом с высокой ажурной лестницей для своих сокровищ подальше от города, в слободе Таракановке. К сожалению, подавляющая часть этой библиотеки находится сейчас за рубежом, в библиотеке конгресса США.
До 1883 года врачебная помощь горожанам, если не считать больницы, велась исключительно частными врачами. Среди передовых врачей росла убежденность в необходимости бесплатной лечебницы для бедных жителей города. 2 июля 1885 года в основном на пожертвования состоятельных граждан была открыта лечебница. 17 сентября 1883 года открылась первая начальная школа на пожертвования купца 3-й гильдии М. Сажина. В 1866 году была открыта 2-я, а в 1884 году — 3-я начальные школы. В результате активной просветительской деятельности Общества Попечения о начальном образовании и городских властей Красноярск, согласно переписи населения 1897 года, был самым грамотным городом Сибири. 17 апреля 1881 года в городе свирепствовал пожар, сметая все на своем пути. Прошло несколько часов, и полгорода, причем лучшей, наиболее старой части, как не существовало. Сгорело 47 каменных домов, 542 деревянных и 967 нежилых строений. Город представлял из себя груду дымящихся развалин. Тысячи жителей остались без крова. Это был самый большой пожар после 1773 года.
Вывод о необходимости устройства водопровода в городе напрашивался сам собой. Исполняя постановление городской думы началась прокладка магистрального трубопровода, а 14 сентября 1913 года состоялось его торжественное открытие. В городе было установлено всего 5 водозаборных будок. Они, естественно, не могли полностью обеспечить водой население города. Поэтому, как и прежде, бойкие водовозы разъезжали по улицам, торгуя водой "на копейку два ведра". Город с наступлением сумерек погружался в темноту и только в 1870-х годах на Воскресенской улице появились на фонарных столбах первые 44 фонаря со стеариновыми свечами. Пока городские власти решали, как освещать улицы Красноярска и стоит ли их освещать, произошло событие, буквально всколыхнувшее весь город. В октябре 1891 года купец 1-й гильдии Н.Г. Гадалов зажег в своем особняке-магазине (ныне "Детский мир") первую электролампочку в городе. Заманчивая перспектива замены керосинового освещения улиц и площадей электрическим вынудила строить электростанцию. По проекту московского профессора К.А. Круга на берегу Енисея против Садового переулка была построена первая электростанция города. 24 марта 1912 года было включено уличное освещение. То было прекрасное зрелище.
Строительство Великой Сибирской железной дороги, прошедшей через город в 1895 году, подняло значение Красноярска и явилось толчком к развитию промышленности, росту населения. Железная дорога внесла изменения в планировочное развитие города. Проложенная у подножья Афонтовой горы, она отрезала выход основного города на запад, к естественному ландшафту. Вместе с тем, она не могла остановить, а наоборот, способствовала развитию города в западном направлении, что намечалось ранее планом 1855 г. За линией железной дороги возникли рабочие и ремесленные слободы (Николаевская и Алексеевская); отрезанные от основного ядра города, они увеличивали территорию Красноярска, не внося качественных изменений в его планировочную структуру.
С конца XIX века темпы роста населения в сравнении с ростом территории города увеличиваются: началось уплотнение старых кварталов центральной части города, строятся первые многоквартирные доходные дома, частично повышается этажность зданий. Наиболее значительными сооружениями нового типа в Красноярске второй половины XIX—начале XX вв. явились здания мужской гимназии (1868 г., ныне корпус политехнического института на улице Ленина), женской гимназии (1878г., здание педагогического института на улице Ленина), музей (1914 г.), общественное собрание (1913 г., ныне дом Офицеров), дом купца Гадалова (ныне сельскохозяйственный институт) и другие. Крупным достижением инженерной мысли того времени явился железнодорожный мост (1896 — 1899 гг.) как один из первых опытов применения большепролетных металлических конструкций в России. Особенно оживилось строительство в городе в начале XX в.; в это время были сооружены отдельные здания банков и торговых контор, доходных многоквартирных домов, театр (вместо сгоревшего в 1898 году деревянного), первые кинематографы и другие. В их архитектуре сказалось влияние модерна, неоклассицизма и других течений, характерных для начала столетия (яркие примеры этого — постройки архитектора Л.Е. Чернышева — музей, жилой дом на улице Марковского; гражданского инженера В.Н. Соколовского — здание общественного собрания и др.). Наиболее значительные градостроительные идеи оставались в проектах. Такими, в частности, в 1890-х годах явились предложения архитектора-художника Д.А. Лебедева по планировке городов Сибири в связи с прокладкой Восточно-сибирской железной дороги; в 1910-х годах — проект комплекса культурно-просветительных зданий в центральной части Красноярска, из которых было осуществлено лишь здание краевого музея (архитектор Л.Е. Чернышева). На рубеже двух столетий Красноярск по сибирским масштабам был крупным городом с населением около 27 тысяч человек. Подавляющее большинство населения составляли мещане и крестьяне (около 22 тысяч), остальные жители — это разночинцы, дворяне, духовенство, купцы, военные, ссыльные.На 27 частных промышленных предприятиях (чугунолитейном, механическом, лесопильном, водочном, кирпичных, кожевенных и др. мелких заводах) трудились около 400 рабочих. К тому времени в городе насчитывалось 27 учебных заведений. Город рос и хорошел и из захолустного превратился в крупный город Приенисейского края. Но до 1917 года Красноярск в России был известен в основном как пересыльный пункт Восточной Сибири.
Красноярск — первый город Сибири,
в котором была установлена
Советская власть. Строительство
новой жизни в Красноярске было
прервано 18 июня 1918 года, когда
временно в городе пала Советская
власть. Контрреволюция установила
кровавый террор. В течение полутора
лет, пожалуй, самых черных в истории
города, ни на один день не
прекращалась борьба за
восстановление Советской власти. К
концу 1919 года боевые успехи Красной
Армии и партизан укрепили веру в
неизбежный конец колчаковского
режима. В ночь на 4 января 1920 года
началось вооруженное восстание.
Советская власть в Красноярске
была восстановлена. Однако бои на
этом не кончились. На другой день со
стороны Бугача, Николаевки и
военного городка стали наступать
колчаковцы. Тяжелые бои шли днем и
ночью, за город стояли насмерть.
Ценой многих жизней продержался
город до прихода частей Красной
Армии и партизан Щетинкина и
Кравченко. Они вступили в
Красноярск на рассвете 8 января. На
Плац-Парадной площади в братской
могиле были похоронены 75 человек,
погибших за Красноярск. После
захоронения красных бойцов площадь
назвали Красной. Сейчас на этой
площади воздвигнут 27-метровый
обелиск из красного гранита.
Новая жизнь налаживалась трудно.
Совершенно было развалено
хозяйство, разруха, голод,
свирепствовал тиф. После принятия в
1921 году новой экономической
политики стали решаться
продовольственные вопросы,
оживилась торговля. Необходимо
было нормализовать работу
промышленности.В середине 20-х годов
работали заводы — механический (ныне
Краслесмаш), лесопильный; фабрики —
фарфоро-фаянсовая, "Спартак" (образовавшийся
на базе объединения обувных
кустарных артелей); а также затон и
депо. Самым крупным предприятием
города все еще оставались
железнодорожные мастерские. Работа
этих предприятий затруднялась
нехваткой сырья, топлива,
электроэнергии. Планы
промышленного строительства в
Красноярске были огромны. И тут
встал вопрос — где строить? Город
располагался только по левому
берегу Енисея и больших площадей
для новых предприятий там не
имелось. Тогда решили осваивать
правобережье, ту его часть, где
проходил Московский тракт. Здесь
стали закладывать предприятия
судостроения, машиностроения и
деревообработки. В левобережной
части города в основном строились
предприятия легкой и пищевой
промышленности.В Красноярске в 1928
году проживало 82 тысячи человек, из
них более 2.5 тысяч были
безработными. Строительство новых
предприятий снимало остроту этой
проблемы. Однако, несмотря на
значительные успехи промышленный
облик города менялся не так быстро,
как хотелось бы. Развитие
Красноярска тормозилось
отсутствием его административной
самостоятельности. После
упразднения Енисейской губернии
(1822 - 1925гг.), Красноярск куда только
не относили: сначала на запад — он
подчинялся Новосибирску, потом на
восток — Иркутску.
7 декабря 1934 года произошло очень важное событие не только для города, но и для всего огромного сибирского региона. Был образован Красноярский край. Он занял ту территорию, которую прежде занимала Енисейская губерния, то есть вернулся к своим прежним границам. Красноярск вновь стал административным центром этого региона. Сразу после образования края был разработан генеральный план развития краевого центра. План был хорошо продуман, но одного не могли учесть — войны, которая надолго отодвинула его выполнение. За 10 предвоенных лет в городе населения стало больше, чем за 300 предшествующих лет (190 тысяч по переписи 1939 года). Большие достижения город достиг также в культурном строительстве. Еще в конце прошлого века Красноярск считался самым грамотным городом Сибири благодаря активной работе Общества Попечения о начальном образовании. Как только город освободили от колчаковцев, всех граждан от 16 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обязали учиться. Были созданы ликбезы. К концу двадцатых годов этого столетия в Красноярске имелось более 30 школ, среди них 1 десятилетка, 4 девятилетки. 8 семилеток. Появились техникумы — педагогический, сельскохозяйственный, медицинский, музыкальный. Тяга красноярцев к искусству всегда была велика. в 1920 году открылась народная консерватория, инициатором ее открытия был П.И. Иванов-Радкевич. В консерватории работали классы рояля, скрипки, валторны, тромбона, трубы. С 1922 года консерватория перешла в ранг музыкального техникума, а в 1935 году преобразована в краевое музыкальное училище.Подлинным очагом культуры в Красноярске являлся клуб имени Карла Либкнехта. О нем до сих пор с теплотой вспоминают старожилы города. Там появилась первая стационарная установка, в 1926 году был создан один из первых в крае кружок любителей радио. Очень любили красноярцы драмкружок, работавший там. Театров в городе было много. В 1940 году на 190 тысяч населения приходилось 8 театров, профессиональных и непрофессиональных. Площадки для выступлений были разными: сцена Пушкинского театра, клубные сцены и просто открытые площадки, как в "Эдеме". "Эдем" — одно из любимых мест отдыха той поры. Он находился во дворе бывшего Благородного собрания (пр. Мира, 67). Там имелась небольшая крытая сцена-раковина, скамейки для зрителей, буфет с верандой, на клумбах благоухали красивые цветы, даже был фонтан. В этот уютный садик с удовольствием ходили красноярцы — посмотреть представление, послушать концерт да и просто отдохнуть. Развитие культурной жизни шло в городе быстрыми темпами. Труднее давалось другое. Первые годы после гражданской войны жилось очень голодно. НЭП оживил торговлю. Наряду с государственными торговыми заведениями (72) появились частные — 317; остальные — кооперативные. В городе активно работали 2 базара — один на Старобазарной площади (район Стрелки), а другой — на бывшей Новобазарной площади, которая с 1921 года носила имя Революции. Особое оживление начиналось в начале осени. Из Минусинска приходили барки с мукой, помидорами, арбузами... Чего только там не было. С низов шел караван с рыбой, икрой. Вообще пироги с осетриной, а также с черемухой, являлись как бы визитной карточкой красноярского дома. В качестве транспортных средств в то время использовались в основном лошади. В городе было несколько бирж ломовых и легковых извозчиков.
Первый автобус появился лишь в 1928 году. Автобусный маршрут пролегал от железнодорожного вокзала до улицы Сурикова, затем продлен до Стрелки.В эти же годы начинают работать первые научные учреждения города — Сибирский научно-исследовательский институт лесного хозяйства и лесоэксплуатации, рыбохозяйственная станция, санитарно-бактерологический институт. В 1930 году из Омска в Красноярск был переведен Сибирский лесотехнический институт. 350 студентов и 20 преподавателей, прибывших из Омска, положили начало работе первого высшего учебного заведения Красноярска. Через 2 года был открыт педагогический институт. Все эти преобразования в экономической и социальной жизни города являлись характерными для всей страны. Но было в тридцатые годы в Красноярске то, что выделяло его особо, — отсюда прокладывались воздушные полярные трассы. Необходимо было открыть выход на побережье полярных морей. Особое значение при этом имела Енисейская авиалиния. Она соединила с Транссибирской железнодорожной магистралью отдаленные районы Севера, способствовала их развитию. В те годы на Таймыре и на Нижнем Енисее разворачивалось большое промышленное строительство. Важно было обеспечить новостройки в Игарке, Норильске и других местах авиасвязью круглый год. В 1926 году летчик В.А. Гладышев на самолете "Моссовет" совершил первый рейс из Красноярска до Туруханска. Спустя 3 года Б.Г. Чухновский после завершения ледовой разведки для судов Карской экспедиции впервые пролетел на гидросамолете "Дорнье-Валь" вдоль Енисея с Диксона до Красноярска. В 1931 году летчик Я.С. Липп проложил воздушный путь из Красноярска в Игарку. В 1932 году Ф. Б. Фарих совершил полет в Дудинку в зимнее время. Только на 30 день после вылета машина прибыла в пункт назначения. Самолет шел при 50 градусном морозе, в пургу, без навигационных карт, совершив несколько посадок. Это был необычайно смелый полет. В результате с 1932 года авиалиния Красноярск — Игарка — Дудинка стала действовать регулярно.
В Красноярске имелись 2 аэропорта, откуда начинались все полеты. Сухопутный аэродром располагался в районе Взлетки. На Абаканской протоке Енисея был гидропорт, остров Телячий являлся местом расположения гидроавиабазы. От ангара к Абаканской протоке вели бетонные дорожки для спуска гидросамолетов на воду. Гидросамолеты садились на воду и взлетали с реки. Зимой к ним прикрепляли лыжи, и взлетной полосой становился лед. Красноярские авиаремонтные мастерские были единственными в стране, где не только ремонтировали самолеты, но и готовили их для полетов на Север. Поскольку самолеты были открытыми, в авиамастерских наращивали кабину из дюралюминия, вставляли окошки из триплекса (слой стекла и плексигласа). На таких самолетах с Абаканской протоки шли на штурм Арктики прославленные полярные летчики — Я.С. Липп, М.В. Водопьянов, И.И. Черевичный, В.С. Молоков, в честь которого остров Телячий был переименован в остров Молокова. В.С. Молоков вел ледовую разведку в Карском море, доставлял грузы на Север. В апреле 1934 года В.С. Молоков вывез со льдины больше всех челюскинцев и стал одним из первых в стране Героев Советского Союза. На его Золотой Звезде выбит номер 3. Одним из выдающихся достижений полярной авиации является полет по маршруту Красноярск — Якутск — бухта Провидения — Архангельск — Москва — Красноярск. Полет длился с 22 июля по 19 сентября 1936 года. Впервые был пройден путь по такому арктическому кольцу. Правительство наградило экипаж орденами Ленина и Красной Звезды. Работы по ремонту и переоборудованию самолетов все увеличивались, решено было строить отдельно авиаремзавод. Площадку для него подобрали на правом берегу Енисея. В начале 40-х годов завод перешел на судостроение. В предвоенные годы много внимания уделялось развитию физкультуры и спорта. Одним из центров спортивной работы являлся стадион "Локомотив". Стал развиваться и парашютный спорт. Пока не построили вышку, ходили прыгать с колокольни кафедрального собора, что стоял на площади Революции. В 1935 году в городе открылся аэроклуб. Увлечение авиацией имело свои результаты. Многие выпускники Красноярского аэроклуба во время войны проявили высокое мастерство и мужество, среди них немало Героев Советского Союза.
Сегодня Красноярск — административный центр Красноярского края. Население города составляет около 900 тыс. человек. Это крупнейший промышленный, научный и культурный центр Сибири. В городе 122 промышленных предприятия, 47 научно-исследовательских и проектных институтов, 14 вузов, 5 театров, 100 массовых библиотек. Красноярские предприятия разнопрофильны и разновозрастны. Старейшему из них электровагоноремонтному заводу в 1998 г. исполнится 100 лет. Продукцию с красноярской маркой знают более чем в 60 странах мира. В настоящее время лицо красноярской промышленности определяют 3 ведущих отрасли: цветная и черная металлургия, машиностроение и металлообработка, химия и нефтехимия. Удивительной природной жемчужиной города является Заповедник Красноярские Столбы, расположившийся на границе города и сибирской тайги. В середине 90-х годов в городе началось строительство первой линии Красноярского метрополитена. Она протянется на 19 км по левобережью. Всего планируется тридцать станций. Своих первых пассажиров красноярское метро примет на пороге XXI века. В левобережной части города, на крутом берегу Енисея хорошо виден комплекс современных зданий в окружении леса. Здесь разместился центр красноярской науки — Академгородок. Далеко не сразу нашли свой путь сибиряки в большой науке. У ее истоков стоял академик Леонид Васильевич Киренский. Небросок на вид красноярский Академгородок, но весомы для края, страны, да и всей науки, проблемы, решаемые в нем. Это фундаментальные вопросы физики, химии, математики, биологии, экономики, касающиеся, в первую очередь, развития и освоения обширных природных ресурсов в разумных пределах. Богатый край стал своеобразным полигоном для решения и проверки результатов в практике, на пользу людям. Богата и разнообразна культурная жизнь Красноярска. В ее истории есть