КОМСОМОЛЬСК НА АМУРЕ
Расположена в 8881 км к востоку от Москвы.
Проезд
Проезд поездом с Ярославского вокзала (145 часов), самолетом Аэрофлота- 10 часов.
Весь Комсомольск-на-Амуре находится в часовом поясе Владивостокское время, постоянное смещение +7 часов и обозначается в России как MSK+7.
Схема трамвайных маршрутов Комсомольск на Амуре
Фотоальбом Комсомольск на Амуре-2012
Фотоальбом Комсомольск на Амуре-2014
В 1930 году ВЦИК и Правительство СССР приняли постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальневосточного края, а в августе 1931 года было принято решение о сооружении судостроительного завода. В январе 1932 года в село Пермское, расположенное на левом берегу Амура, прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно было принято решение о возведении в районе нанайского стойбища Дзёмги авиационного завода.
10 мая 1932 года пароходы «Коминтерн» и «Колумб» высадили на амурском берегу около тысячи первых строителей будущего города. Сегодня об этом событии напоминают памятный камень и памятник первостроителям. Приехавшие в дикий таёжный край советские граждане жили в бараках и шалашах, армейских палатках. По официальным данным, город основан в 1932 году силами политических заключённых, вольнонаёмных граждан, а также комсомольцев-активистов из центральных районов Советского Союза. Впоследствии о том, что при строительстве Комсомольска-на-Амуре широко использовался труд заключённых АмурЛага, было принято умалчивать. В настоящее время их роль в строительстве города — важная часть экспозиции местного краеведческого музея.
Город официально образован Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 года. В 1990-е годы Комсомольск-на-Амуре часто называли криминальной столицей Дальнего Востока.
«Коминтерн» был построен в конце ХIХ века в Бельгии по заказу русских купцов. В разобранном виде он был перевезён на Дальний Восток и заново смонтирован на примитивной верфи в селе Софийском. Под названием «Барон Корф» судно долгие годы несло почтово-пассажирскую службу на Амуре. «Колумб», построенный в 1912 году в Благовещенске, был самым большим амурским деревянным судном. Он отличался приличной ходкостью, мог перевозить до 800 пассажиров. Проработав 35 лет (почти вдвое больше, чем другие деревянные суда), в 1947 года из-за ветхости был разобран на дрова на Хабаровском судоремонтном заводе. На 1 апреля 1934 года на строительство Комсомольска-на-Амуре прибыло ~ 2500 комсомольцев, из них в наличии было 460 человек, остальные разными способами покинули стройку.
Для Амурского речного пароходства был предназначен строящийся теплоход «Александр Суворов» (пр. 92-016), однако уже в ходе строительства стало очевидным, что теплоход с габаритами «Суворова» не помещается в плавучий док, предназначенный для перегонки теплохода на Амур, и было принято решение о передаче Амурскому пароходству одного из теплоходов 301 проекта. Окончательный выбор пал на «30 лет ГДР». Существует легенда о том, что теплоход «30 лет ГДР» был подарен городу на 50-летие, хотя на самом деле, до перегона, теплоход в 1980 году поступил на баланс Волго-Донского речного пароходства и был приписан к Ростову-на-Дону. В 1980-м году теплоход совершал круизы из Ростова-на-Дону и даже совершил один заход в Москву.
В 1990-х гг. в связи с катастрофическим положением в электроэнергетике города — всерьёз обсуждался вопрос об использовании электрической энергии атомных подводных лодок, находящихся на стапелях ЗЛК с включёнными атомными реакторами (10 % мощности для технического обеспечения). С того времени ситуация с энергообеспечением в Комсомольске улучшилась, но до сих пор городское освещение по ночам полностью выключается с целью экономии и снижения нагрузки на сеть. 1 октября 1993 года город посетил Егор Гайдар.
Город расположен в излучине на левом берегу Амура, в 348 км от Хабаровска, вниз по течению у северной окраины Среднеамурской низменности, где Амур прорезает смыкающиеся отроги Сихотэ-Алиньской и Буреинско-Баджальской горных систем, и где река меняет своё течение на субмеридиональное и вступает в так называемое Комсомольско-Киселёвское сужение. Справа к руслу реки круто обрываются отроги хр. Хумми (система Сихотэ-Алиня) с абсолютными отметками 350—380 м. Левая часть долины Амура обрамлена отрогами хр. Мяо-Чан. В результате длительной денудации горы разрушены до стадии мелкосопочника. Относительные высоты сопок — 75—150 м. Крутизна склонов от 15 % до 35—45 %. На севере видны вершины хребта Мяочан. На западе белеют вершины Баджальского хребта. На востоке протянулись сопки — отроги горной системы Сихотэ-Алинь. С запада и с востока территория города ограничена котловинами озёр Мылки и Рудниковское, Хорпы и Галичное (озёра относятся к типу плотинных озёр боковых притоков Амура: они приурочены к устьям впадающих в них рек. Преобладающие глубины невелики — 0,5—1 м, максимальные — до 3 м. Уровенный режим озёр связан с колебаниями уровня р. Амур). В 80-е гг. в связи с прокладкой насыпи и вводом в строй автодороги озёра — оз. Мылки (площадь — 9 км²) и оз. Рудниковское (2,5 км²) перестали существовать. От них остались лишь небольшие, разрозненные водоёмы. В 2000-е годы фактически исчезло и озеро Хорпы; в настоящее время об этом водоёме напоминают лишь две небольшие речки, когда-то впадавшие в него: Хорпинка-1 и Хорпинка-2.
Серия из трёх надпойменных террас занимает около 40 % городской территории. Они расположены в центральной части города. Первая надпойменная терраса р. Амур имеет относительную высоту 5—10 м и занимает 30 % территории города. Терраса подвержена затоплению в период паводков на Амуре (затапливается до 54 км² территории города), остальная часть — подтапливается. Пойма до строительства гидроузлов на основных притоках Зея, Бурея и Сунгари, в летне-осенние паводки на реке Амур подвергалась затоплению, заболочена.
Особенностью геологического строения площадки г. Комсомольска является преобладание галечно-гравийного состава грунтов, перекрытыми глинами мощностью до 4—5,5 м. Благодаря способности этих грунтов к фильтрации они реагируют на малейшие антропогенные воздействия. Осушение таких грунтов приводит к быстрому распылению перекрывающего галечники глинисто-суглинистого субстрата, а повышение уровня поверхностных вод — к подтоплению участков.
Площадь городской территории составляет около 352 км² с учётом водоёмов и горных территорий.
Амур протекает в южной части города на протяжении 32 км при ширине площадки города в 8—10 км. Ширина русла в пределах городской черты изменяется от 1,75 км в центральной части города до 3,75 км у устья протоки оз. Мылки. Средняя глубина русла — 15—16 м; скорость водного потока — 1,2 м/с.
Абсолютный высший уровень р. Амур у г. Комсомольска +912 см. Наиболее высокие уровни наблюдались в 1932 г. — +687 см, 1959 г. — +701 см, 1984 г. — +670 см, 1985 г. — +641 см, 2013 г. — +912 см. Подземные воды городской площадки представлены верховодкой, грунтовыми и межпластовыми водами.
В черте города текут малые реки, являющиеся левыми притоками Амура. Самая крупная из них — р. Силинка, длиной 75 км (в городской черте 22 км), делит город на две части. Чёрный Ключ — правый приток р. Силинки, протяжённостью 16,25 км, течёт в северной части города. Из других речек отметим: Бол. Хапсоль длиной 15 км (в городской черте — 4 км), Мал. Хапсоль — 5 км, впадающие в оз. Мылки; р. Бочин длиной 29,6 км (2,5 км в пределах городской черты), впадающая в оз. Рудниковское; р. Клюквенная — 10 км (7,5 км в черте города), р. Хорпинская — 8,75 км (в город. черте — 1,25 км), р. Хорпинская-2 — 32,5 км (1 км в черте города), впадающая в оз. Хорпы; р. Галичная длиной 25 км, впадающая в оз. Галичное (за пределами городской черты).
Продолжительная суровая и малоснежная зима способствует промерзанию грунтов до 3—3,2 м. Вследствие этого, состояние дорожного покрытия в городе неудовлетворительное, происходит деформация фундаментов зданий.
На всю территорию городского округа действует регламентированный режим посещения иностранных граждан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 июля 1992 г. № 470 «Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан», то есть, для посещения города иностранцами необходимо разрешение ФСБ. На практике, данное Постановление Правительства РФ не выполняется
Комсомольск-на-Амуре состоит из двух исторически сложившихся частей: центр, или «город», где основное предприятие — судостроительный завод, и так называемые Дзёмги — район, сформировавшийся при строительстве авиационного завода (будущего КнААПО). Фактически каждая из частей представляет собой отдельный населённый пункт; единого центра как такового в городе нет. В настоящее время город административно разделён на 2 округа (ранее — районы), совпадающие с историческими частями: Ленинский (Дзёмги) и Центральный.
В советский период административно-территориальное деление города отличалось от настоящего. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 октября 1943 года были образованы Ленинский, Сталинский и Центральный районы. В Сталинский район входила территория Амурстали и привокзального жилого массива.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об упразднении районов города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» от 7 августа 1957 года районное деление в городе было ликвидировано, но Указом от 31 марта 1972 года Президиум Верховного Совета РСФСР вновь разделил Комсомольск-на-Амуре на два района — Ленинский и Центральный.
Также, в советский период, в состав городского округа входил пгт Пивань.
В городе работает много предприятий. Экономика города характеризуется, прежде всего, развитой промышленностью. Ведущие отрасли: нефтегазопереработка, машиностроение, чёрная металлургия, деревообработка, пищевая промышленность.
Непосредственно на территории города располагаются три ТЭЦ: ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 (старейшая, бывший цех завода Амурский судостроительный завод), ТЭЦ-3.
Нефтегазоперерабатывающая промышленность представлена следующим предприятием:
Кроме того, в Комсомольске расположены дочерние офисы ОАО «Хабаровсккрайгаз».
В машиностроении значительную долю составляют предприятия военно-промышленного комплекса. Основная продукция: боевые и гражданские самолёты, подводные лодки, буровые установки, корабли каботажного плавания и т. д. Крупнейшие предприятия отрасли:
Чёрная металлургия представлена бывшим заводом «Амурсталь» — заложенного в годы войны для работы с рудой с Николаевского-на-Амуре месторождения. Но руда оказалась низкой по содержанию и качеству, поэтому завод перепроектировали на работу с вторичным сырьём. В годы перестройки завод был разделён на множество предприятий, некоторые из них продолжают свою деятельность:
Предприятия химической и нефтехимической промышленности производили кислоту, лаки и краски, взрывчатые вещества, минеральные удобрения и другую продукцию. Крупнейшие предприятия отрасли:
В городе располагается несколько десятков предприятий пищевой промышленности, объём их производства в 2006 году составил 946,0 млн рублей, крупнейшие из них:
Лёгкая промышленность в городе представлена швейной фабрикой ОАО «Комсомолка» — (первая очередь была сдана в 1 марта 1958 года), — ныне часть производственных помещений отдана под торговые центры.
Кроме того, в городе имеются деревообрабатывающие комбинаты, мебельная фабрика, предприятия по производству стройматериалов.
С историей промышленности города непосредственно связан бывший радиоэлектронный завод «Авест», выпускавшый бытовую электротехнику: чёрно-белые и цветные телевизоры, DVD-проигрыватели, пылесосы и СВЧ-печи. Возникший в 1993 г. на базе одного из цехов ОАО «КнААПО» как дочернее предприятие, завод несколько лет успешно функционировал, собирая качественную бытовую электротехнику на основе корейских комплектующих. Но в 2005 году производство было перенесено в Хабаровск, предприятие сменило торговую марку на EVGO, а после в 2010 завод прекратил своё функционирование.
После открытия города его посещают туристы из КНР, Кореи, США, Франции, Японии и других иностранных государств, а также жители других регионов России. Туристический сезон может продолжаться целый год, но самое красивое время года на Дальнем Востоке — это осень.
В городе действует несколько крупных гостиниц, самые значимые из них:
Крупные предприятия города имеют свои собственные гостиницы. Также имеются, частные гостиницы и пансионаты разных форм собственности и звёздности.
Средняя стоимость однокомнатных квартир в июне 2014 года составляла около 1,5 млн рублей (что эквивалентно «малосомейке» на окраине Хабаровска). При этом самое дешёвое жильё располагалось в Дзёмгах, самое дорогое — в центре на проспекте Первостроителей.
Расположение на пересечении сухопутных и водных магистралей обеспечивает благоприятные транспортные связи. К Комсомольску-на-Амуре «привязаны» Нижний Амур и Восточный участок БАМа.
Транспортная система в городе началась с открытия трамвая. В городе есть 4 трамвайных маршрута. Большую долю рынка городского транспорта отвоевали муниципальные, частные автобусы и маршрутные такси, превосходящие трамваи по количеству маршрутов и по количеству единиц транспорта.
На территории города, а также в его окрестностях, имеется много мостов, виадуков, многочисленные ручьи заключены в трубы. Ниже наиболее значимые из них:
Крупный железнодорожный узел с направлениями на Тынду, Советскую Гавань по БАМу и Волочаевку-2 по соединительной ветке (неэлектрифицированной) к Транссибу со станциями Комсомольск-Сортировочный, Комсомольск-на-Амуре (пассажирский вокзал), Дзёмги (нефтеперерабатывающий завод) и Комсомольск-2 (на БАМе).
Регулярное движение пассажирских поездов осуществляется в сторону Хабаровска (фирменный поезд «Юность») и Тынду, а также поездом Владивосток — Советская Гавань. Как грузовые, так и пассажирские поезда обслуживаются тепловозами типа ТЭ10У.
Самый первый вокзал — одноэтажный, деревянный — был построен в Комсомольске в 1936 году, к прибытию первого поезда. Первый поезд прибыл на станцию Комсомольск 29 марта 1936 года, в составе этого поезда было 28 вагонов, он назывался «рабочий-пассажирский-грузовой-почтово-багажный». Второе здание, тоже из дерева, но трёхэтажное, было построено по проекту и под руководством главного инженера строительства ДАЛЬЛАГа Жукова. Новое современное двухэтажное здание было построено после войны, его проект разрабатывали ленинградские архитекторы в конце 30-х годов. Вокзал был открыт 4 февраля 1961 году.
30 лет, с 1945 года до постройки в 1975 году моста через Амур, движение через реку в сторону морских портов Советская Гавань и Ванино осуществлялось по паромной переправе (зимой по льду) Комсомольск — Пивань. На переправе работали четыре железнодорожных парома проекта 723.
Как минимум с пяти крупных городских остановок осуществляется отправление междугородних автобусов:
Комсомольский-на-Амуре речной порт — второй по грузообороту на Амуре, расположен на левом берегу, в 569 км от устья и соединён с железнодорожной линией (Волочаевка-2 — Комсомольск — Советская Гавань). Имеет русловое расположение причалов. В порт прибывают: уголь, лес, промышленно-продовольственные товары, стройматериалы. Переработка грузов комплексно механизирована. Речной порт состоит из двух разделённых частей — грузового порта (посёлок Менделеева или Старая Площадка) и пассажирских причалов с речным вокзалом в центре города.
Оригинальное здание пассажирского речного вокзала было построено по проекту ленинградского архитектора Б. А. Вотинова и открыто 2 мая 1976 года. Считается самым большим на Амуре. Его очертания напоминают плывущий теплоход: различимы палуба, нос, корма, мостик, труба. Речной вокзал имеет три причала, рассчитанные на разные уровни воды в Амуре, и может принимать суда типа «река-море» водоизмещением до 6 тыс. тонн.
В 2005 году госпредприятие «Комсомольский-на-Амуре речной порт» преобразовалось в ОАО «Амур-порт», а все объекты движимого и недвижимого имущества были переданы Амурским речным пароходством новорождённой компании. Руководитель ОАО для осуществления своей деятельности должен иметь допуск к государственной тайне.
До перестройки, Комсомольский речной порт активно развивался. В период навигации осуществлялось пассажирское сообщение Комсомольск-на-Амуре — Пивань каждые 45 минут двумя теплоходами ОМ. Осуществлялось ежедневное сообщение Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре — Амурск, Комсомольск-на-Амуре — Николаевск-на-Амуре теплоходами «Mетеор» и «Ракета». Более того, теплоходами — «Семён Дежнёв», «В. Поярков», «Георгий Седов», «Ерофей Хабаров» (ныне почти все разделаны на металл) и «30 лет ГДР» (проект 301, в 1990 году теплоход был переименован во «Владимир Арсеньев») — еженедельно совершались туристические и грузопассажирские перевозки по линии Хабаровск — Комсомольск — Николаевск-на-Амуре. Для этого, недалеко от речного вокзала стоял дебаркадер, так как осадка теплоходов в период «малой воды» не позволяла им причаливать возле Речного вокзала.
До введения в строй моста через Амур железнодорожные перевозки осуществляли паромы — подъездные пути с железнодорожным рельсами и насыпью до сих пор существуют.
Ныне флот влачит довольно жалкое существование. Многие суда разделаны на металл или проданы. Продолжаются эпизодические дноуглубительные работы по обеспечению гарантированных габаритов транзитных судовых ходов на нижнем и среднем Амуре в условиях эксплуатации Бурейской ГЭС. Здание речного порта сдаётся многим организациям, на базе ресторана открыт ночной клуб «Жара»(ныне не действует).
После открытия сезона речной навигации, от речного вокзала ежедневно отходит «Метеор» до Хабаровска, а также Николаевск-на-Амуре. «Метеор», утром, перед отбытием в Николаевск, и вечером, после прибытия оттуда, делает рейс в село Пивань.
Город Комсомольск-на-Амуре имеет 3-и аэродрома.
Культурная жизнь города началась с клуба барачного типа «Ударник», открытого 6 ноября 1932, ранее расположенного рядом с кинотеатром «Комсомолец». На Дземгах был построен клуб им. Баранова.
Все Дома культуры принадлежали предприятиям и помимо культурной роли они часто имели в своём составе спортивные секции и сооружения, но с приходом новых рыночных отношений, начался постепенный процесс передачи их на баланс муниципалитета.
Каждое предприятие имеет свой музей, так или иначе связанный с историей города. Особый интерес вызывает экспозиция Экспоцентра КнААЗ (переделанный из бывшего здания д\с), посвящённая истории предприятия.
По материалам сайта Википедия