ХАБАРОВСК

Расположена в 8417 км к востоку от Москвы.

Проезд

Проезд поездом с Ярославского вокзала (131 час), самолетом Аэрофлота- 9 часов.

Карта Хабаровска

Фотоальбом Хабаровск-2012

Фотоальбом Хабаровск-2014

История Хабаровска связана с освоением Россией берегов Амура и Тихого океана.

Одним из первых русских землепроходцев пришедших на берега Амура был Ерофей Павлович Хабаров. Уже более 350 лет назад он с отрядом в 70 человек вслед за Василием Поярковым отправился из Якутска на разведку новых земель. Поднявшись по реке Лене, Е.П. Хабаров с товарищами вышли к реке Олекме, а затем по реке Тугир добрались до Урки - притока Амура. Здесь и ниже по Амуру они встретили первые поселения даурцев. Оставив часть своего отряда Е.П. Хабаров вернулся в Якутск для организации повторной, более многочисленной экспедиции.

Результатом первой экспедиции Е.П. Хабарова стал составленный им “Чертеж реке Амуру” и подробный отчет в Москву.В честь этого замечательного землепроходца в последующем и был назван военный пост Хабаровка, заложенный 30 мая 1858 мая солдатами 13-го линейного Сибирского батальона под командованием Я.В. Дьяченко. Этому предшествовали сложные российско-китайские переговоры в китайском городе Айгунь (30 ниже по Амуру от г. Благовещенска). От российской стороны их вел генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев. В результате их был подписан договор по которому весь левый берег Амура переходил во владение России, правый берег до Уссури - Китаю, а от Уссури до побережья в совместном владении Китая и России. За успешные переговоры с Китаем Н.Н. Муравьев получил титул графа, а к его фамилии добавили приставку “Амурский”.

Хабаровка располагалась в очень удобном месте: на слиянии двух могучих дальневосточных рек Амура и Уссури. Благодаря очень удобному местоположению Хабаровка начала очень быстро развиваться. За служивыми людьми потянулись предприимчивые люди. Основными занятиями в это время было: пушные и рыбные промыслы и неэквивалентный обмен с аборигенами. Это были очень прибыльные дела и привлекали многих людей. Также их привлекало огромное количество плодородных земель, которые раздавались бесплатно. Уже через шесть лет военным топографом Михаилом Любенским был разработан план застройки Хабаровки. По этому плану центральной улицей стала Береговая (ныне ул. Шевченко).

Быстрое развитие Хабаровки требовало улучшения средств связи и транспорта для сообщения с другими крупными центрами на Дальнем Востоке. Так спустя всего 10 лет после основания селения была открыта телеграфная линия Хабаровка - Владивосток. А еще через 4 года был построен речной порт. Население возросло почти в три раза, появилась потребность в образовательных учреждениях: в 1873 году в Хабаровке открылась первая начальная школа.

К 1880 году Хабаровка стала уже довольно крупным поселением. К этому времени возникла необходимость переносить областную столицу из Николаевска-на-Амуре. Хабаровка имела более выгодное географическое положение, так как была на перекрестке всех путей сообщения от Владивостока и побережья. Поэтому было решено присвоить Хабаровке статус города и в 1884 году перенести сюда столицу недавно образованного Приамурского генерал-губернаторства. В это время Хабаровка получает свой первый герб, он же стал гербом генерал-губернаторства. Вот как он выглядел: “В серебряном щите, лазуревый столб, между двух черных сопок, с червлеными пламенами. Щит увенчан древнею, царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровской лентою”. Черные сопки символизировали камчатские вулканы. Герб Хабаровки относится к разряду гербов почетной геральдики, о чем свидетельствует вертикальный столб в середине.

В 1893 году город официально присвоено название Хабаровск. В это время очень быстро развивается коммерческая деятельность. Хабаровск становится крупнейшим торговым центром на Амуре. Здесь развернули свое дело многие известные на всю Россию коммерсанты: Плюснины, Богдановы, Пьянковы. Постепенно, помимо доставки и продажи товаров многие купцы стали организовывать свое производство. С появлением крупного купечества стало развиваться строительство, так как для эффективной работы им требовалась масса строений, начиная со складов и заканчивая личными домами. Часть этих строений сохранилась до наших дней, и в настоящее время реконструируются. Одними из самых ярких представителей являются: торговый дом Пьянковых (рядом с рестораном “Саппоро”), торговый дом Плюсниных (краевая библиотека), доходный дом Зандау (сейчас кинотеатр “Сокино”), доходный дом Архиповых (после реконструкции – здание ЦУМа), торговый дом “Кунст и Альберс” (Центральный гастроном) и многие другие.

В это же время Хабаровск становится научным центром Дальнего Востока. 11 февраля 1894 года состоялось первое собрание Приамурского отдела Русского императорского географического общества, которое долгое время был единственным учреждением, изучавшим природу и жизнь края. Членами этого общества впоследствии были открыты библиотека и музей, о развитии которого заботились многие известные люди города. Не отставала и культурная жизнь: начала выходить первая хабаровская газета – “Приамурские ведомости”, осенью у города появился свой театр, который в первый же сезон поставил шесть пьес. Развивается система образования: в 1895 году открыто техническое железнодорожное училище. Это было обусловлено тем, что на Дальнем Востоке очень быстрыми темпами шло строительство железных дорог. В 1897 году было открыто железнодорожное сообщение между Хабаровском и Владивостоком. Первый поезд шел двое суток.

Население города сильно увеличивалось. Уже к концу 19 века население города составляло более 15000 человек. Город увеличивался в размерах. Для облегчения работы городских учреждений в 1900 году была введена в строй телефонная связь между ними. В этом же году открыто Хабаровское реальное училище. Примерно в это же время было принято решение о строительстве нового храма на месте старой Иннокентьевской церкви. Он строился на средства, пожертвованные известными городскими купцами и скромные взносы прихожан. Как и у многих церквей нашей страны, в дальнейшем судьба этого храма была очень сложной, но в настоящее время он восстановлен и реставрируется. К этому времени в Хабаровске уже был один каменный храм – Успенский кафедральный собор (он стоял на месте Комсомольской площади). Его судьба оказалась более печальной, он был разрушен до основания после революции. Еще впоследствии был построен и третий каменный храм, который постигла та же судьба – Алексеевская церковь (на пересечении современных улиц Ленина и Волочаевской).

Теперь в городе быстрыми темпами развивалась собственная промышленность. Появлялось огромное количество мелких мастерских, которые со временем перерастали в крупные промышленные предприятия. В 1899 году русский подданный китайского происхождения Н.И. Тифонтай (Цзы Фаньта) начал строительство большой каменной мукомольни с паровой вальцовой машиной, которая уже около 100 лет исправно служит городу. В 1902 году состоялась торжественная церемония приема в строй окружных артиллерийских мастерских “Арсенал”. К концу столетия в городе уже существовали маслобойный и четыре пивоваренных завода, 12 кирпичных, 4 лесопильных и цементный заводы. В городе зародился новый класс, чисто “городской” класс – рабочий, который в последующем сыграл огромную роль в судьбе не только Хабаровска, но и всей России.

 В это время по всей стране усиливается политическое движение всевозможных форм и направлений. Это не могло не затронуть теперь уже очень крупный город – Хабаровск. В 1905 году прошла декабрьская забастовка почтово-телеграфных работников города, явившаяся продолжением Всероссийской политической стачки. На несколько дней была прервана связь Хабаровска с центральными частями страны. Она прошла без таких страшных последствий, какие были в крупнейших городах России. В 1906 году была сформирована Хабаровская социал-демократическая группа. В январе она провела массовую демонстрацию, посвященную годовщине событий “Кровавого воскресенья”.

После переезда в Хабаровск областного центра вместе с генерал-губернатором и его канцелярией здесь обосновались военное руководство Приамурского военного округа: командующий и штаб. Хабаровск становится еще и военным центром Дальнего Востока. В 1908 году была создана база Амурской флотилии.

Еще одно историческое событие, ныне почти забытое, произошло в 1913 году. Называлось оно – Выставка Приамурского края. 1913 год стоит отдельно в истории России и города. Это год 300-летия правления Романовых и 55-летия Хабаровска. К этим датам, по инициативе генерал-губернатора Н.Л. Гондатти и была приурочена грандиозная выставка достижений всех сфер деятельности Приамурского края, получившая официальное название “Выставка Приамурского края в ознаменование 300-летия Дома Романовых”. Располагалась эта выставка на территории современного парка “Динамо” и занимала площадь около 26 гектар.

К этому времени полным ходом идет строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, соединяющей Дальний Восток и Восточную Сибирь с Европейской частью России. Уже построена Уссурийская (Хабаровск - Владивосток) и Забайкальская железные дороги, и началось сооружение Амурской железной дороги. Заключительным звеном на Транссибирской магистрали стал железнодорожный мост через Амур в Хабаровске, о котором можно написать очень много. Спроектировал это – грандиозное по тем временам – сооружение профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков. Этот проект наряду с башней Эйфеля получил золотую медаль Всемирной выставки в Париже в 1908 году. В 1916 завершилось строительство этого трехкилометрового гиганта, который стал заключительным звеном Транссибирской магистрали. Этот мост до сих пор является неотъемлемой частью Хабаровска.

Итак, перед революцией Хабаровск был динамично развивающимся городом. Это было время становления и развития капитализма в стране и городе. Но дальнейшие события перевернули жизнь России, и, в том числе Хабаровска в совсем другую сторону.

В 1917 году в России свергнута монархия. Власть в свои руки взяло Временное правительство. Это известие пролетело по всей России, и достигло Хабаровска. В честь этого события в феврале в городе проходит митинг трудящихся, на котором был избран Комитет общественной безопасности (КОБ). Как и по всей России в Хабаровском Комитете общественной безопасности, которому перешла власть в городе, большинство мест принадлежало меньшевикам и эсерам. Возглавил Хабаровский КОБ А.И. Малышев. В марте 1917 года в Хабаровск прибывает комиссар Временного правительства в крае – эсер А.М. Русанов. В тоже самое время, большевики, недовольные малым представительством во властных структурах, образовывают свою систему власти – Советы рабочих и солдатских депутатов. 4 марта в Хабаровске впервые был избран Совет. Так же в это время организовывались и профсоюзы, большинство которых поддерживали большевистские лозунги. Таким образом, в Хабаровске образовалось двоевластие, которое продолжалось до ноября 1917 года.

В ноябре произошло свержение Временного правительства большевиками. В Хабаровск отправлена телеграмма В.И. Ленина “Всем Советам Дальнего Востока”, в которой Советам предлагалось взять власть в свои руки. 11 ноября Хабаровская большевистская организация приветствовало свержение Временного правительства и переход власти к Советам. А еще через несколько дней собрание солдат Хабаровского гарнизона приняло решение о немедленной передаче власти городскому Совету и упразднении комиссаров Временного правительства. 12 декабря III краевой съезд Советов провозгласил Советскую власть на всей территории края. А на пленуме был переизбран меньшевистко-эсеровский исполком, и Председателем Совета был избран большевик Л. Герасимов. 27 декабря выходит первый номер органа Дальневосточного краевого Совета рабочих и солдатских депутатов – газета “Дальневосточные известия”. Так власть в городе окончательно перешла к большевикам. Но на этом борьба за Советскую власть не закончилась. Начался период гражданской войны и иностранной интервенции.

В начале 1918 года в городе развивалась система власти. На заседании Дальневосточного краевого комитета Советов рабочих, солдатских и рабочих депутатов был избран президиум под председательством А.М. Краснощекова, и образованы комиссариаты: военный, труда и транспорта, финансовый, продовольственный и земледелия, народного просвещения. Позже Краевой комитет был переименован в Дальневосточный Совет Народных Комиссаров (Дальсовнарком). Для пропаганды своей политики 30 апреля было образовано информационное бюро печати во главе с С.П. Шепетновым.

4 апреля после японской провокации во Владивостоке были высажены японский и английский десанты под предлогом обеспечения безопасности своих подданых. В Хабаровске IV краевой съезд Советов (8-14 апреля 1918 г.) заявлен протест против этой высадки, и призвал местные Советы к созданию Красной Армии и Красной гвардии. В мае во Владивостоке произошел мятеж Уссурийского казачьего войска во главе с атаманом Калмыковым, который был поддержан иностранными интервентами. 29 июня образовался Уссурийский фронт. С этого и началась затяжная война с белогвардейцами и интервентами, во время которой Хабаровск 3 раза переходил из рук в руки.

4 сентября город был взят белогвардейцами при помощи японцев, американцев и белочехов (Чехословацкий корпус был одной из самых больших сил). Началась расправа с прошлой властью и сочуствующими ей. Примером может служить расстрел в городском саду, на утесе на глазах у публики 16 бывших военных австро-венгерских музыкантов. В городе образовались подпольные комитеты, проводившие политическую работу с населением и устанавливал связь с партизанскими отрядами. Были организованы несколько мятежей. Но в октябре 1919 года провокаторы предали членов Хабаровской организации РКП(б). Было арестовано более 60 членов партии, в том числе весь руководящий состав. 23 человека казнили.

Но партизанское движение принесло свои плоды. Под напором партизан 13 февраля из Хабаровска ушли казачьи войска, а 20 вошли партизанские части. Интервенционные войска остались в городе сохраняя нейтралитет. Восстановление Советской власти привело бы к прямому столкновению с иностранцами. Поэтому было принято решение о создании Дальневосточной Республики – буферного государства – где власть временно была передана земской управе, в которую входили представители крупнейших партий, в том числе и большевики. Но 5 апреля 1920 года японские войска неожиданно напали на партизанские отряды, и те вынуждены были отойти на левый берег, взорвав за собой мост. В городе была сформирована прояпонская городская дума, которая по требованию, выдвинутому на всеобщей политической забастовке, в августе передала власть особой комиссии правительства Дальневосточной республики.

26 мая 1921 года во Владивостоке при содействии японских интервентов вновь произошел белогвардейский переворот. В ноябре Белоповстанческая армия под командованием Молчанова вступила в военные действия с Народно-революционной армией (НРА), которыми руководил В.К. Блюхер, в хабаровском Приамурье. 21-23 декабря войска НРА вынуждены были покинуть Хабаровск. Однако уже 14 февраля, после ожесточенных боев под Волочаевкой, Хабаровск опять перешел к НРА. Так для Хабаровска закончился период гражданской войны.

Длившаяся очень долгое время война практически полностью разрушила промышленность, сельское хозяйство, связь и транспорт. Советской власти пришлось практически начинать все с нуля. Для подъема народного хозяйства на Дальнем Востоке 14 ноября 1922 года был создан Дальревком – временный орган, которому и была передана вся полнота власти. Одновременно была создана Дальневосточная область с центром – г. Хабаровск. А затем в июле 1924 года из Читы в Хабаровск были переведены все органы управления: Дальбюро ЦК РКП(б), Дальревком и др. В 1924 году Хабаровск окончательно утвердился в роли административного и политического центра Дальнего Востока Советской России.

Восстановление народного хозяйства на Дальнем Востоке шло более спокойно, чем в европейской части России. Как и по всей России в Хабаровске проведена полная национализация промышленности. В довоенный времена была создана промышленная структура современного Хабаровска. В городе начало развиваться сельскохозяйственное машиностроение. В 1922 году Хабаровский окружной арсенал был преобразован в сельскохозяйственный машиностроительный завод, который уже через год выпускал полный набор сельскохозяйственной техники. В 1924 году создан Дальневосточный комитет по борьбе с безработицей. Были созданы артели для безработных. В 1931 году было принято решение о строительстве в Хабаровске нефтеперерабатывающего завода (завод им. С. Орджоникидзе), первая очередь которого была введена в строй в 1934 году. В июле 1932 года введен в строй завод морского судостроения “Осиповский затон” (завод им. Кирова). Он занимался сборкой речных барж, буксиров, судов, поставляемых в разобранном виде из европейской части страны и из-за Урала. В этом же году начато строительство авторемонтного завода (завод “Дальэнергомаш”), который уже через год начал работать, а еще через 2 был полностью сдан в эксплуатацию. В 1936 вступил в строй Хабаровский мелькомбинат.

Транспорт и связь также не стояли на месте. Продолжалось активное строительство линий электропередач, железнодорожных и телефонных линий. В 1923 году появился первый автобус – подарок от московских комсомольцев. В марте 1925 был восстановлен железнодорожный мост через Амур, а открылось прямое сообщение с центральными районами страны. А на следующий год было построено новое, каменное, здание железнодорожного вокзала, взамен сгоревшему во время Гражданской войны деревянного. В это время велись изыскательские работы на железнодорожной линии Хабаровск-Советская Гавань. В 1936 году открылся железнодорожная магистраль Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре. Открывались и новые телефонные линии. В ноябре 1928 года торжественно открылась телефонная линия Хабаровск – Харбин – Владивосток. А в 1936 было закончено сооружение самой длинной в мире телефонной линии Москва – Дальний восток (более 9000 км). В 1930 году было организовано первое государственное предприятие общественного транспорта. В это же время активно начинает развивать, тогда еще совсем новый вид транспорта, воздушный. От появления первого самолета – в 1929 году – до открытия постоянно действующей авиалинии прошло всего 4 года.

Как и по всей Советской России, в Хабаровске, зразу после установления советской власти началась борьба с неграмотностью, что в конце концов привело к расцвету образования и науки. Открывались новые школы, техникумы, вузы, научно-исследовательские институты. 1925 – открылся Дальневосточный химико-бактериологический институт (сейчас Хабаровский НИИ эпидемиологии и микробиологии). 1930 – открыты Хабаровский государственный медицинский институт и Дальневосточный коммунистический университет. 1938 – педагогический институт.

Не отставала и общественная жизнь. Выпускались новые газеты. В июне 1925 года начала выходить одна из самых старейших газет, которая до сих пор выходит под таким же названием – “Тихоокеанская звезда”. А 1934 – литературно-художественный альманах “На рубеже” в последствии переименованный в “Дальний Восток”. В мае 1925 года начал работать Дальневосточное отделение “Совкино”, в Хабаровске появилось массовое кино. В 1926 открылся театр музыкальной комедии. В 1935 году открылся первый стадион “Динамо”.

Жители города постоянно откликались на все важнейшие события, происходившие в стране и за рубежом. 1924 год – смерть В.И. Ленина. Уже через год – 7 ноября 1925 года – в городе был торжественно открыт памятник Ленину на главной площади города – Свободы. Больно ударили по Хабаровску и постоянные пограничные конфликты сначала с китайцами, а затем и с японцами. В октябре 1929 году состоялись митинг и похороны пяти солдат Красной армии, погибших в столкновении с китайскими войсками в районе р. Сунгари.

Итак, после почти 20 лет интенсивного развития Хабаровск остался крупнейшим промышленным и транспортным центром Дальнего Востока. Именно в это время наш город и сформировал свое “лицо”. Теперь нельзя было себе представить Дальний Восток без Хабаровска.

оды Великой Отечественной Войны – страшные годы. А с другой стороны это времена больших свершений и подвигов. И не только в траншеях и окопах, но и за станком или у домны. Хабаровск не был фронтовым городом в чистом виде. Здесь не было уличных боев, взрывов домов, авианалетов. Но на границе Дальнего Востока расположилась большая японская армия, готовая напасть в любой момент. И тогда нашей стране пришлось бы в два раза сложнее в этой войне.

Да в городе не было боев, но это не говорит о том, что война обошла наш город стороной. В первые же дни войны записалось добровольцами и ушли на фронт более 25 тыс. человек. А их места на производстве заняли женщины, подростки и старики.

Так как европейская часть СССР была оккупирована, то обеспечение фронта техникой и продовольствием легла на плечи жителей Сибири и Дальнего Востока. Требовалось срочная перестройка промышленности, перевод ее на военные рельсы. Хабаровск не был в стороне от этих процессов. Примером может служить Хабаровский завод “Дальэнергомаш”, который уже к концу года выпускал военную продукцию – стержни для мин, а в следующем году уже успешно освоил выпуск танков.

После коренной переделки нужно было увеличивать темпы производства, так как для фронта все больше требовалось оружия, техники, продовольствия. “В труде – как в бою!” - это был лозунг того времени, и выполнялся он безукоризненно. Во время войны были отменены отпуска и выходные, рабочий день был 12-14 часов, но многие и после этого времени оставались на рабочих местах. Появлялись люди и бригады, которые перевыполняли и без того огромный план на 200, 300, 500, а иногда даже до 1000 %. Но делалось это не для своей личной славы, просто очень велико было желание помочь воинам на фронте.

Кроме ударного труда на производстве хабаровчане отдавали в помощь фронту свои собственные сбережения. Уже в ноябре 1941 года в краевой канторе Госбанка был открыт специальный счет, на который поступали добровольные пожертвования в Фонд обороны. Первый взнос был внесен комсомольцами завода им. Горького и составлял более 20 тыс руб. На эти деньги покупалась военная техника, которая затем и отправлялась на фронт. Но кроме этого отдельные организации собирали дополнительные средства. Так с помощью пионеров Хабаровска были собраны деньги на строительство боевого самолета “Хабаровский пионер”. Их поддержали пионеры других дальневосточных городов. Так на разных фронтах воевала техника, купленная на личные деньги горожан: две эскадрильи бомбардировщиков “Хабаровский комсомол”, колонна тяжелых танков “Хабаровский осавиахимовец”, корабль “Морской охотник”.

Каждый год на праздники на фронт отправлялись эшелоны с подарками для бойцов, которые были собраны людьми всего Дальнего Востока. Были созданы специальные комиссии по сбору теплых вещей и одежды для бойцов Красной Армии. Первый такой эшелон для защитников Москвы отправили из Хабаровска в декабре 1941 года. Затем такие эшелоны стали традицией.

Но от тружеников тыла не отставали и бойцы Дальневосточного фронта. Всего с Дальнего Востока на советско-германский фронт было отправлено более одного миллиона человек. В том числе из Хабаровска – 78 дальневосточная дивизия под командованием полковника А.П. Белобородова. В течение месяца они рука об руку с воинами-панфиловцами обороняли Волоколамское шоссе. За отвагу, проявленную в боях, в ноябре 1941 года ей, одной из первых, было присвоено наименование Гвардейской.

Война в Европе завершилась в 1945 году капитуляцией гитлеровской Германии. Но на Дальнем Востоке оставалась опасность вторжения японских войск. Поэтому руководством было принято решение напасть первыми. Уже после 24 дней боев сопротивление японских войск было сломлено. И в сентябре 1945 года подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Затем в Хабаровске с 25 по 31 декабря 1949 года проходил судебный процесс по делу бывших военнослужащих Квантунской армии во главе с генералом Ямагата, обвиняемых в разработке и применении бактериологического оружия.

После окончания Великий Отечественной Войны в Хабаровске начался процесс перевода промышленности на мирные рельсы. Эта задача не представлялась слишком сложной. С фронта возвращалось большое количество солдат, которые пополняли трудовые коллективы. Продолжилось переселение людей на Дальний Восток.

В это время коренным образом меняется административно- территориальное деление Дальнего Востока. Еще в 1938 году из состава Дальневосточного края было выделено два края – Приморский и Хабаровский. А затем после войны Хабаровский края стали дробить на более мелкие части. В 1947 году из Хабаровского края выделена Сахалинская область. 1948 – Амурская область, 1953 – Магаданская область, 1956 – Камчатская область. Закончилось дробление Хабаровского края выделением из нее Еврейской Автономной области. Таким Хабаровский край остается до сих пор. И столицей в нем так и остался Хабаровск.

Сам Хабаровск продолжал развиваться и строиться. Правда, это уже не были героические годы покорения Дальнего Востока или Гражданской войны. Поэтому и развитие проходило буднично, почти не заметно для простых хабаровчан. Продолжали строиться и вводиться в строй заводы и фабрики, но их стало так много, что эти события отмечались только в газетах. В городе началось массовое жилое строительство, но дома были безлики и унылы, так что внешний вид города от этого мало что получил. В местах массового строительства и образовывались новые микрорайоны.

Из промышленных предприятиях построенных до 1991 года можно отметить несколько: 1956 – завод “Амуркабель”, 1961 – завод крупнопанельного домостроения, 1965 – авуторемонтный завод, 1977 – завод алюминиевых конструкций.. Расширяли свои возможности и крупные предприятия Хабаровска – Дальэнергомаш, Дальдизель, им. Орджоникидзе, химфармзаводе. В 1969 году завод “Энергомаш” выпустил первую партию газовых турбин. Так как население города росло очень быстро, требовалось большое количество продуктов, и в пригородах города стали появляться птицефабрики, свинокомплексы, тепличные комбинаты. А затем и заводы пищевой промышленности – хлебные заводы, мясокомбинат и даже фабрика мороженного.

Основным видом транспорта для хабаровчан сразу после войны еще оставался железнодорожный. Новые магистрали соединяли все больше городов Дальнего Востока. В 60 годы проходила массовая электрификация железнодорожных магистралей. Но кроме привычных поездов в жизнь хабаровчан стал входить воздушный транспорт. В 1948 году открылись регулярные рейсы по маршруту Москва-Хабаровск, а в 1954 году открылся аэровокзал. В марте 1970 года Хабаровскому аэропорту присвоен статус международного, после того как в нем приземлился регулярный рейс из Парижа в Токио. А в следующем году открылась линия Хабаровск – Токио. Еще через год было построено новое здание аэропорта.

В городе развивалась система городского транспорта. В 1949 году в Хабаровске появились первые такси – 8 машин марки “Победа”. В 1956 году пущена в строй первая очередь городской трамвайной линии, которая впоследствии станет одним из самых популярных городских транспортов.

Так же в городе продолжалась развитие системы образования. За это время начало –работать большое количество школ, училищ, техникумов и вузов. Училища и техникумы теперь стали выпускать специалистов практически для всех отраслей промышленности. В 1958 году организован автомобильно-дорожный институт, впоследствии политехнический. В 1967 году – институт физической культуры, 1968 – институте культуры, 1970 – институт народного хозяйства и т.д. В это же время в Хабаровске открылось большое количество научно-исследовательских институтов, работавших практически во всех направлениях науки.

В это время бурными темпами развивался в Хабаровске спорт. Еще в 1954 году футболисты спортклуба Дома офицеров завоевали кубок Российской Федерации. Построенные затем в Хабаровске прекрасные по тем временам спортивные сооружения позволяли спортсменам города добиваться больших успехов. В сентябре 1957 года открылся стадион им. В.И. Ленина. Он стал первым сооружением в огромном комплексе, который уже начал строится в Хабаровске. Затем в феврале 1981 года в городе прошел XII чемпионат мира по хоккею с мячом.

Кроме того, что Хабаровск считается одним из самых крупных городов Дальнего Востока, он уже в 60-70 годы и за рубежом считался промышленным, культурным и научным центром Дальнего востока. В разные времена в городе побывало большое количество крупных политических деятелей разных стран. Здесь были: Тодор Живков, Людвиг Свобода, Густав Гусак (руководители стран социалистического лагеря).

Город рос и развивался, так же как и вся страна, до 1991 года. В 90-е годы вся стран переживала период распада СССР и экономических преобразований. В это время порвались все промышленные и торговые связи с партнерами практически у всех крупных предприятий города. Начались перебои с выплатой зарплаты и пенсий.

Выполняя указ президента РФ Б.Ельцина, в 1995 году в Хабаровске прошли первые выборы – губернатора Хабаровского края. им стал Виктор Иванович Ишаев, который очень много сделал впоследствии для города. А в 1996 году прошли и первые в истории города выборы мэра. Выиграл эти выборы, поддерживаемый губернатором, Павел Дмитриевич Филиппов.

Хабаровск и сейчас остается крупнейшим на Дальнем Востоке транспортным центром. Здесь пересекаются почти все железнодорожные, речные, воздушные и автомобильные пути. Особенно это стало актуально после реконструкции железнодорожного моста через Амур. В !999 году был запущен автомобильный мост через Амур, он был надстроен над железнодорожным полотном уже существующего железнодорожного моста.

Так же город остается и крупнейшим культурным центром. В городе 4 музея и 4 профессиональных театра, множество творческих организаций – писательская, композиторская, Союза художников, театральных деятелей, кинематографистов, журналистов.

По материалам сайта Хабаровск.ru

 

Города

Главная