Архангельск
Расположен на обоих берегах Северной Двины и островах дельты в 30-35 км от места впадения реки в Белое море, в 1120 км к северу от Москвы. Климат умеренный, морской.
Проезд
Поездом с Ярославского вкз. г. Москвы (24 часа).
С конца 80-х XVI века Архангельск стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов государственной казны. Рост торговли сопровождался развитием города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу Михайло-Архангельский монастырь.
Активная деятельность международного торгового порта способствовала во второй половине XVII века изменению традиционной структуры того древнерусского города, каким Архангельск был в течение первого столетия своего существования.
В 1708 году в числе 8 губерний Российской империи была образована Архангелогородская губерния, и Архангельск стал губернским городом. Первым губернатором был назначен двинской воевода П. А. Голицын.
Начиная с 1713 года, царь Пётр I своими указами начал стеснять торговлю через Архангельск, фактически жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта — Санкт-Петербурга. В Архангельск он разрешил ввозить только такое количество товаров, которое было необходимо «для прокорма населения». В 1718 году Пётр I издал указ, запрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров через Архангельск.
Город Архангельск с окрестностями на подробной карте устья Северной Двины из «Атласа Белого моря», составленного в 1833 году капитан-лейтенантом Рейнеке. Вид города Архангельска в 1826 году. Часть набережной с церковью Святой Троицы. Картина русского художника В. Галямина
В правление Екатерины II снимаются ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск, но город уже не смог вернуть себе статус главного порта России.
В период наполеоновских войн и в связи с континентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъём, так как являлся единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары.
Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров.
В мае 1869 года указом императора Александра II архангельским губернатором был назначен Качалов Николай Александрович. Царь дал ему поручение, обратить особенное внимание на экономическое положение Архангельского края и представить свои соображения о местных нуждах. В Архангельск Н. А. Качалов прибыл осенью 1869 года и всю зиму посвятил объездам и изучению губернии. В феврале 1870 года он был в Петербурге и лично представил царю доклад, удостоившийся полного одобрения.
В конце XIX — начале XX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. Город также служил важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути.
В 1915 году при управлении Архангельского торгового порта открыто ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск.
От причалов порта отправилось свыше двухсот полярных исследовательских экспедиций.
С основанием в 1916 году на берегу незамерзающего Кольского залива порта Мурманск, куда со временем были перенесены рыбообрабатывающие и судоремонтные предприятия, Архангельск потерял своё уникальное значение главного северного порта.
Во время интервенции в 1918-19 гг. город был оккупирован английскими, американскими и французскими войсками. В это время Архангельск стал столицей Северной области. Освобождён в 1920 году частями Красной Армии.
Постановлением Президиума ВЦИК «Об образовании на территории РСФСР административно-территориальных объединений краевого и областного значения» от 14 января 1929 года с 1 октября 1929 года образован Северный край с центром в городе Архангельске.
В военные годы город Архангельск совместно с Мурманском и Молотовском являлся одними из главных портов, принимавших грузы стран-союзниц по ленд-лизу.
Материалы на общую сумму в $50,1 млрд (около $610 млрд в ценах 2008 года) были отправлены получателям.
Первая военная зима выдалась суровой и навигация началась тяжело. Подготовка и обустройство причалов в Архангельске и Северодвинске шли спешным порядком.
В декабре в Архангельск прибыли помощники военно-морских сил США, чтобы организовать на местах приёма грузов постоянные американские миссии. Возглавил его работу помощник атташе Филипп Уорчелл.
23 декабря 1941 года линейный ледокол «Иосиф Сталин» с большим трудом провёл в Архангельск и Молотовск транспорты конвоя PQ-6. Конвой PQ-6 оказался последним союзным конвоем, пробившимся через льды к причалам Архангельска и Мурманска в 1941 году.
В первый день лета 1942-го в Архангельск и Молотовск пришли уже два транспорта PQ-16. Они доставили танки, самолёты, взрывчатку, бензин и продовольствие.
Архангельск и Молотовск приняли уцелевшие остатки разгромленного конвоя PQ-17.
К зиме 1942—1943, положение на северных направления резко ухудшилось. Враг стремился перерезать Кировскую железную дорогу — сухопутная связь с Мурманском тогда бы прервалась. По указанию правительства и наркома ВМФ основными «грузополучателями» ленд-лиза стали Архангельск и Молотовск.
Конечно караваны союзников были несравнимо крупнее, как по составу и общему тоннажу судов, так и по силам охранения, но и Северный морской путь, во время войны продолжал работать на страну[13].
Архангельский небоскрёб — особое слово в истории архитектуры. Если в США необходимость в небоскрёбах была обусловлена плотностью городской застройки и дороговизной земельных участков, то архангельский небоскрёб, напротив, был создан потому, что городу нужен был памятник-символ.
В каждом правильном городе должна быть своя архитектурная доминанта.
До революции в Архангельске эту функцию на плоском ландшафте устья Двины выполнял Троицкий собор, но его разрушили.
Высотка должна была стать архитектурной доминантой нового Архангельска.
Самый высокий на Севере страны небоскрёб изначально был спроектирован как скульптура, здание строилось без определённой функции. Вопрос о количестве этажей решался в Москве. Было предложено снизить высоту до 16 этажей, но ведущие архитекторы поддержали идею авторов проекта, и проект был утверждён в том виде, в каком и был задуман.
В 1990-х здание превращено в офисное. В здании также размещается радиооборудование и студии большинства архангельских радиостанций.
В двухтысячных годах в Архангельске были построены две дороги и ремонтировались некоторые магистрали города.
Введено в эксплуатацию большое число жилых домов. Появилась пешеходная улица — проспект Чумбарова-Лучинского.
27 ноября 2013 года было открыто движение по новой дороге на улице Выучейского, что стало самым значимым событием в дорожном строительстве за последние десятилетия.
В Архангельскесосредоточены предприятия лесоперерабатывающей (Соломбальский ЛДК, Лесозавод № 2, Лесозавод № 3, Лесозавод № 25, ЛДК № 3), лесохимической (Архангельский гидролизный завод), целлюлозно-бумажной (Соломбальский ЦБК), рыбной, микробиологической промышленности, машиностроения (Соломбальский машиностроительный завод), судоремонта (завод "Красная кузница").
В городе зарегистрировано 7700 предприятий, 2200 из них крупные и средние.
Ведущая роль в промышленности принадлежит лесной отрасли.
Лесопромышленные предприятия выпускают свыше 40 % общего объёма продукции, производимой в городе. Пиломатериалы, бумага, картон, целлюлоза, а также рыба до сих пор остаются основой торговли Архангельска с другими регионами России и странами Запада.
Объём отгруженных товаров собственного производства за 2009 год составил 12,0 млрд рублей.
Основной поставщик тепло- и электроэнергии — Архангельская ТЭЦ.
Архангельск — один из крупнейших транспортных узлов северо-запада России. В городе сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, имеется крупные морской и речной порты. Аэропорты Васьково и Архангельск (Талаги).
Архангельск — важный центр автомобильных перевозок. Он является предпоследним пунктом федеральной автотрассы «Холмогоры» М8. Это единственная дорога, которая связывает город с центром России, по которой вывозится лес, продукция деревообработки и ввозится продовольствие, потребительские товары и т. п. Дорогу постоянно ремонтируют. Планируется, что текущая реконструкция должна закончиться в 2015 году. Также имеется автодорога до Санкт-Петербурга, которая проходит через Каргополь Р1 но она не является единой магистралью, а представляет собой несколько дорог местного значения. Планируется её строительство.
Морской
На территории порта Архангельск находятся 3 грузовых района: аванпорты Экономия и Бакарица (морской торговый порт) и морской речной порт (пассажирский). Через последний осуществляются рейсы на острова в черте города, а также на Соловецкие острова и другие населённые пункты. В будущем планируется развитие глубоководного порта Бакарица, уже началось углубление дна Северной Двины.
Грузооборот порта
Архангельск обслуживается двумя аэропортами: Архангельск (Талаги) и Васьково. Васьково принимает местные рейсы, расположен в 12 км от центра города в посёлке Васьково. Основан в 1981 году.
Аэропорт Архангельск (Талаги), открытый 5 февраля 1963 года, обслуживает федеральные рейсы (Москва, Санкт-Петербург, Анапа, Мурманск, Симферополь, Нарьян-Мар, Усинск) и международные регулярные и чартерные рейсы в Турцию (Анталия), Египет (Хургада, Шарм-эль-Шейх), Таиланд (Бангкок), Болгарию (Бургас), Норвегию (Тромсё), Кипр (Ларнака), Испанию (Барселона), Грецию (Салоники) и Тунис (Монастир). Расположен в 11 км от города, в Талажском Авиагородке.
Архангельск является конечным пунктом и узлом Северной железной дороги. На его территории расположены железнодорожные станции Архангельск-Город, Исакогорка, Бакарица, Жаровиха. Планируется железнодорожная магистраль от Архангельска до Перми (Белкомур). Отправляются прямые поезда в Москву (скорый поезд № 015/016, фирменный поезд № 317/318 «Поморье», скорый летний поезд № 233/234), Санкт-Петербург (скорый поезд № 009/010), Анапу, Адлер, Новороссийск, Минск, Котлас, Няндому, Карпогоры; прицепные вагоны в Мурманск, Ярославль, Ставрополь, Минеральные Воды. Вокзалы — Архангельск-Город и Исакогорка.
В 1916 году в городе появился трамвай, долгое время являвшийся самым северным в мире. Троллейбус был пущен в городе в 1974 году. В 2004 году по приказу мэра Олега Нилова трамвай ликвидирован с обещанием компенсировать его развитием троллейбусного движения. Однако вслед за трамвайным вскоре было закрыто и троллейбусное движение: сначала в 2006—2007 годах, окончательно в 2008 году. Архангельск стал одним из крупнейших в Европе и крупнейшим в России городом без электротранспорта и оставался таким до 2009 года, когда подобная ситуация повторилась в Тюмени. В 2010 году в столице Поморья обсуждался вопрос о возрождении троллейбуса, но никаких конкретных решений не было принято.
Исключительно автобусный общественный транспорт «города пазиков» представлен на 80 % малыми автобусами ПАЗ-3205, около 10 % пассажиров перевозится микроавтобусами, только 5-10 % перевозок осуществляется автобусами большого класса ЛиАЗ-5256.36, раньше использовались автобусы Икарус-260, Икарус-263.
Поскольку Архангельск расположен в устье и по обоим берегам Северной Двины, на его территории расположено большое количество мостов. Среди них:
Музеи
Вблизи Архангельска расположен музей деревянного зодчества «Малые Корелы».