Разведка четырнадцатая (29-30.03.2003)
Славным железнодорожникам Горьковской железной дороги посвящается.....
Черусти-Тасино-Уршельский-р.Бужа-р.Поль-Г.Хрустальный-Нечаевская (85 км)
Карта района (1:100000) Часть I Часть II Часть III
Последний в этом зимнем сезоне и один из самых удачных походов По Мещере. Участвовали: Смыслов Николай, Никольский Михаил (автор всех фотографий) , Витя Цветной, Федя Каравановский, Lazy с женой. До Черустей добрались электричкой 7.25 с Москвы. Существовало 3 варианта пути:
1) c Черустей на кукушке до Тасино и далее в Уршельский;
2) c Черустей по ж.д. на Уршельский через Пустошу;
3) с Черустей по грунтам на Перхурово и вниз к озеру Белое
Проводницы оказались чрезвычайно добры к нам и взяв по 3.60 с носа удалились, а мы спокойно продолжили фотографирование природы из открытой двери тамбура, благо поезд шел не быстро... Места от Черустей вдоль линии ж.д. действительно красивы, законы Мещеры здесь действуют полностью и поэтому с обоих сторон пути растет сосняк, изредка переходящий в болота. По беглому взгляду было понятно, что весна сюда еще не добралась и снег лежит нетронутым. Проезжих дорогна участке Черусти-Тасино не существует, поэтому летом местные жители перемещаются на велосипедах вдоль линии ж.д. Весной же эта затея нам явно бы не удалась, т.к. снег вплотную подходит к полотну ж.д., подсыпанному крупным щебнем....
Острие Бревна | ст.Черусти (депо) | ст. Струя | Выгрузка на ст. Тасино |
За 15 мин. пути мы достигли нашей цели и выгрузились на малоеньком полустаночке в 170 км к востоку от Москвы. Поезд поехал дальше и мы остались одни в полной тишине на припекающем весеннем солнце... В первые же минуты стало ясно, что нам крупно повезло-асфальтовую дорогу, доходившею когда-то только до Тихоново, довели до пл. Тасино. Это был подарок, да еще какой... Выбравшись по тропинке на асфальт мы неспеша покатили вперед. Разогнаться, впрочем, было и невозможно, т.к. асфальт был большей частью заледеневший.
Участок Тасино-Уршельский... |
Дороги в этих местах отличаются большим количеством прямых участков и таким же количеством разбившихся водителей, о чем свидетельствуют прибитые к деревьям "баранки" с табличками. Проделав путь в 10 км мы выехали на дорогу Г.Хрустальный-Уршельский. В отличии от предыдущих дорог эта трасса была почти полностью свободна от снега, что позволяло ехать с приличной скоростью. Первый же встреченный водитель сообщил, что никакого движения из Уршела нет и мы едем в тупик. В принципе это было похоже на действительность, но раз уж забрались в этот край, решено было посетить и Уршельский, поискав варианты....
Вариантов оказалось немного. У магазинчика, где мы пополняли наши запасы провианта, местные "гиды" завели долгий разговор по поднятой нами проблеме. В общем и целом их оценка ситуации сводилась к следующему-сейчас проехать нельзя, дороги проезжи только летом. Покрутившись немного по поселку, выехали к управлению нац. парка "Мещерский". Парк создан недавно, но сделано уже немало. По всей дороге до Уршела оборудованы места для отдыха с незатейливыми резными фигурками. Особенно запомнилась изба на курьих ножках на 29 км трассы... Через тающий снег наружу активно выступал песок-проехать здесь летом скорее всего просто невозможно. Единственное время года, когда дороги на Иванищи и Бакшеево становятся проезжи, осень после дождей и первых заморозков. Намокший и замерзший песок идеальная трасса для велосипеда....
Участок Тасино-Уршельский... |
Помесив изрядно снег и потеряв на этом не менее часа, мы двинулись в обратный путь. Теперь нашей целью был великолепный город-Г.Хрустальный. Езда при попутном ветре оставляет самые наилучшие впечатления... Скорость по асфальту тут же выросла до 30 км/ч и за 40 мин. мы достигли места обеда-р.Бужа, любимое место байдарочников. Как и в прошлый раз попытка войти в лес закончилась проваливанием в снег по пояс. Однако Витя Цветной углядел с дороги пригорочек с проталинами. Солнце удачно распекло полянку на краю небольшого обрыва, освободив ее от снега. Это было то, что нужно. Продравшись по снегу мы достигли ее в 5 минут и удобно устроились на теплом весеннем солнце. Дрова росли рядом, достаточно было протянуть руку, поэтому пилу и топор не доставали...
В теплой и уютной атмосфере незаметно прошли 3 часа. Уезжать не хотелось, но пришлось... Оставшиеся до города 20 км прокатили очень быстро в спортивном темпе. Скорость почти все время удерживалась на отметке 26-29 км/ч. Гусь-Хрустальный порадовал нас въездной табличкой и обилием пятиэтажек вперемешку с деревянными домами. Заезжать в центр города не стали, нечего там делать. Гусь город промышленный, город хрусталя... Местное население, получающее данный продуктом зарплату, активно пытается сбывать сей товар на авто и железных дорогам, прилегающих к городу. Особенно активно торговля идет на ст. Вековка, где поезда следующие в Москву имеют остановку.
р.Бужа | р.Поль | На привале.. | р.Бужа |
Прямой стрелой пересекает Гусь-Хрустальный трасса Владимир-Тума-Рязань. Дорога эта живописна, имеет небольшой трафик и может быть рекомендована для велотуризма. Учитывая, что длина ее составляет 225 км в летний сезон это идеальный 2,3 дневный вариант по Мещере. Именно на эту трассу мы и вышли из города по направлению к Рязани. Путь наш лежал до ст. Нечаевская, что в 12 км от города. Весеннее солнце уже клонилось к закату, когда мы почти достиги цели. Поход был окончен. Позади множество впечатлений прекрасного весеннего дня, проведенного в Мещере. Продышались на славу, отдохнули, велокомп показывал 85 км. На весеннем небе высыпали звезды. Тишина. И мы стоим на платформе в ожидании кукушки на Черусти.
Так уж сложилась судьба, что в этот день нам дважды пришлось воспользоваться кукушкой Черусти-Вековка. В 20.16 снова раздались два коротких свистка и тот же электровоз медленно вкатил вагоны на станцию. За несколько минут мы погрузились и удобно устроились в теплом вагоне, благо на улице стало холодать. Однако поезд стоял-10,15,30 минут. Просидев в вагоне почти 40 минут в 20.50 (по расписанию) мы тронулись.... в Муром. Произошло это столь быстро, что никто из пассажиров ничего понять не успел. А когда возмущенные пассажиры задали таки проводнице вопрос "куда мы едем?", то получили невозмутимый ответ-в Вековку. МПС РФ всегда умело приятно удивить пассажира и осталось верно себе. Проехав одну остановку в сторону Москвы из Вековки поезд был остановлен волевым решением начальства и вернулся в точку старта. Все бы было ничего, если бы кукушка не была состыкована точно с московской электричкой. Это нервировало. Конечно, запас был, но таял на глазах, тем более что ехали мы не к Черустям, а наоборот-от них.
Участок Тасино-Уршельский... |
Вскоре поезд благополучно прибыл в Вековку и застыл... Осознав, что в Москву мы сегодня уже не попадаем, мы воспользовались плацкартным вагоном по назначению-опустили верхние полки и заснули. Сон наш был глубоким, вплоть до Черустей, куда поезд прибыл таки в начале двенадцатого. Поскольку перспектива ночевки на вокзале нас не прильщала, решено было ночевать с костром в начале дороги на Перхурово. Закупившись новой порцией продовольствия, мы отправились на второй за этот день привал. Съехав с асфальта мы сразу оценили перемену-каша из снега, которая не давала нам ехать днем, теперь превратилась в лед, причем лужи также замерзли. Бортовой компьютер Вити Цветного показал минус 7.
Одеты все были на дневную жару, поэтому за костер принялись не мешкая. Засели метрах в 500 от последних домов Черустей и приступили к делу. Сосну валили при свете мощного прожектора Цветного в 2 захода, т.к. глубокий снег не позволял физически унести все сразу. Еще не перевели в Москве стрелки часов на летнее время, а костер уже вовсю горел. С помощью имевшегося кана (опять же Цветного !!! -вот грамотный подход) быстро был сооружен поздний ужин. На небе сияли звезды, мороз трещал. В общем все шло так, как положено в теплой компании друзей после очередного походного дня.
В электричке было тепло и сухо. Стартовав из Черустей в 4.38 за 2 часа она достигла Выхино и перескочив его выкинула нас на пл. Перово. С момента начала похода прошли одни сутки. Весеннее солнце вставало над Москвой, наши лица выражали уверенность и счастье....