КАРЕЛИЯ 2003
День шестой. 20 августа 2003 года
оз. Койвелоярви-Мотко-Тумба-Суккозеро (70 км)
С утра небольшие прояснения на небе после ночного дождя. В связи с тем, что предыдущим вечером долго провозились с ужином, установкой бивака и сушкой одежды, проспали до 10 утра и график таким образом был нарушен первый раз за поход. Выехать удалось только в 11 часов. На утреннем солнышке грейдер немного подсох и катилось вполне нормально. Буквально через 3-4 км от ночлега наконец-то состоялась историческая встреча с пограничником, находящимся, правда, не при исполнении обязанностей. Тем не менее проверки документов избежать не удалось, зато удалось вяснить подробности о режиме погранзоны. Выяснилось, в частности, что планируемая нами дорога вдоль границы наглуха закрыта от линии Поросозера и до трассы Суоряви-Сортавала. Уточнив наш дальнейший маршрут и посоветовав в следующий раз иметь на руках все документы, пограничник отправился далее за грибами и ягодами. Таким образом расстались мы очень мирно и покатили дальше к Суккозеру.
Через 10-11 км от бивака пересекли ж.д. линию Суккозеро-Лендеры, далее грейдер идет точно копирую изгиб полотна дороги. Обозначенная на картах станция Мотко на местности уже давно не существует, хотя когда-то здесь было два пути, однако все сооружения на линии построены капиатально, уклон движения-грузовой, перевозка леса.
Ж.д. Лендеры-Суккозеро | Мотко | Станция Мотко | Мост перед ст. Мотко |
Местность на этом участке очень красивая, но в основном подболоченная. Грейдер преодолевается достаточно легко и за 1,5 час мы докатили до п. Тумба. В поселке 2-этажные покосившиеся бараки лесорубов, никаких достопримечательностей, магазин не обнаружен, подходящих стоянок на реке также не видели. На обед встали в 5-6 км от Тумбы. Вскоре с севера приняли грейдер с Муезерского-от развилки до него 90 км, до Поросозера-85 км. качество грейдера-среднее. Особо интересным местом оказалась ст. Брусничная-здесь ж.д. линии на Костомукшу и Лендеры соединяются. С моста автодороги открывается прекрасный вид на Суккозеро. Судя по первым впечатлениям, озеро вполне пригодно для отдыха, имеются заводи и островки, не совсем ясен вопрос с подъездами. Далее грейдер резко уходит в гору, подъем на протяжении 500-600 м, сверху отличный вид на озера. Дорога огибаети несколько сопок и обходным путем идет к поселку, длина петли при этом 12-13 км, по ж.д. не более 5 км. После множества спусков и подъемов наконец-то выкатили на развилку с дорогой в Сегежу. Именно тут обнаружили приближающийся очередной фронт, небо стало буквально черным. Еще 2 км пути и мы въехали в п. Суккозеро. Грейдер на Поросозеро огибает поселок с востока. Дорога к станции проходит через центр поселка, есть магазины, все атрибуты цивилизации. После проезда поселка насквозь до станции остается еще 2-3 км.
Станция Суккозеро достаточно крупная, имеется вокзал, платформа приема поездов, мачты ночного освещения и 4-5 путей для приема составов. По четным дням от Суккозеро до Лендер ходит грузо-пассажирский поезд, отправление 8.40 утра, к поезду прицепляют вагон с Питера. Поезда до Питера ходят по четным в 20.00, до Петрозавдоска-ежедневно в 0.40. Стоянка у всех поездо минимум 30 минут, так что времени на погрузку/выгрузку достаточно. Касса открывается за час до прихода каждого поезда.
На вокзал мы прикатили уже достаточно промокшими и дружно решили, что такая погода плюс тяжелый грейдер до Поросозера еще на день нам уже не нужен, тем более что осноная цель походы была достигнута. До поезда на Петрозаводск оставалось еще около 6 часов и для приятного вреямпровождения, а также просушки и праздничного ужина мы отправились в ближайший лесок, где буквально за 10 минут было набрано ведро белых грибов.
Тумба | Ж.д. Лендеры-Суккозеро | Грейдер Мотко-Суккозеро | Тумба |
Грейдер Тумба-Суккозеро | Грейдер Тумба-Суккозеро | Суккозеро | Станция Брусничная |
Станция Брусничная | Станция Брусничная | Станция Суккозеро | Станция Суккозеро |
Настоящий "белый" гриб | Подосиновик | Ст. Суккозеро ночью | Петрозаводская флотилия |
Поезд № 679 прибывает в Петрозаводск в 8 утра. Погода улучшилась и были мысли даже посетить Кижи, однако ввиду наличия удобного и дешевого поезда на Москву №133, решили ограничиться завтраком и велопрогулкой по городу.Петрозаводск прекрасен всегда, а после празднования 300-летия города стал еще прекраснее, проведено множество работ по обустройству города, улицы стали еще приятнее и краше, удлиннили набережную. При посадке в поездке как всегда нахлынуло ощущение грусти от расставания с Карелией. Оптимизма в нелегкой московской жизни прибавляет красочный плакат,украшающий здание вокзала -"И долго будет Карелия сниться..." . Под этими словами я готов подписаться многократно..
Петрозаводск. Набережная. | Петрозаводск. Вокзал. | Петрозаводск. Собор А. Невского |
Петрозаводск. Собор А. Невского |