Велопоход Великий Устюг-Вологда

 

Навстречу весне...

Продолжение отчета

Карта пути

Фотоальбом похода

Отчет Валентина Гвоздева

День 5-й (3.05.2002)

Проехали –75 км (Тотьма- Борщевка)

t=20-22 C,ветер ю-з

Утро было тяжелым. Явно сказывалась усталость от езды в предыдущий день против ветра. С трудом поднялись в 9 часов, после чего втроем выдвинулись на осмотр города.Валентин и Владимир Иванович остались в гостинице для окончательного решения вопроса трещотки. Толя как обычно находился то в одном, то в другом музее города.

Тотьма сильно вытянута вдоль Сухоны. Причем сплошной набережной как в Устюге здесь нет. Городская застройка, примыкающая к реке находится на небольших островках, рассеченных между собой оврагами, по которым несколько мелких речек стекает в Сухону. Через овраги на удалении 100-200 метров от Сухоны перекинуты довольно интересные мостики с скамейками для посиделок. Вид открывается очень даже неплохой.Отдаленные районы города вообще похожи на поселки, расположенные вдоль реки.

Основной достопримечательностью Тотьмы является Спасо-Суморин монастырь. Хотя сейчас он сильно порушен и часть его отдана под филиал вологодского педучилища, смотрится он по прежнему величественно, особенно на рассвете и закате. Несколько других церквей расположены около Сухоны. В принципе по своему стилю они мало чем отличаются от Ярославля или Тутаева.В одной из них расположен Музей мореходов- калоритное место. Вот уж никогда не подумаешь, где можно встретить экспозицию, посвященную мореплавателям. Однако Петр I бывал и Вологде и в Тотьме, стало быть не зря. Северный морской путь уже тогда был актуален.В другом храме аж середины 19 века расположен музей икон и одновременно смотровая площадка по типу Устюга для обзора окрестностей.

Вид открывается приятный, жаль что работает колокольня только летом. Хорошо виден мост через Сухону по дороге в Никольск, Спасо-Суморин монастырь, все храмы города. Отдельного описания заслуживают деревянные тротуары. Такие можно встретить разве что в глубинке. Особенно понравился нам деревянный переход через один из ручьев из центра города к окраинам. Его длина примерно 200-300 метров, высота над землей 1-2 метра. Очень приятная получается велодорожка. Внизу компактно расположены огороды. В городе есть несколько хороших видовых мест для съемки: одно из них расположено около стадиона на холме, другое у центральной площади с видом на музеймореходов.Интересно посетить краеведческий музей, расположенный в сквере у телеграфа, но у нас к сожалению просто не было на это время.Проведя вело по Тотьме и поставив печать в машрутку только около 14 часов мы наконец-то поехали на выезд из города. За ночь ветер не поменялся и продолжал также уверенно дуть нам в лицо.При выезде была закуплена вся необходимая провизия, в том числе вкуснейший местный творог на перекус в пути. По плану командования нам предстояло сегодня проехать 50-60 км от города в сторону трассы М8.

На прощанье прокатились еще раз по Тотьме, в том числе по особо понравившемуся нам деревянному тротуару. Ощущения необыкновенные. Толя проявил чудеса ловкости и затащил нас все-таки на колокольню, откуда действительно открывается отличный вид на город и Сухону. По объездной вышли на развилку Чекшино-Никольск-Устюг. До трассы по столбикам 136 км против ветра. В общем потянем.

Поехали и через 3 км удача- действующая узкоколейка и видимо с интенсивным движением. Справа хорошо просматривается разъезд, слева дорога уходит к Сухоне в пос. Советский. Судя по состоянию рельсов движение здесь оживленное- возят лес.Полюбовавшись вдоволь таким интересным объектом (эх прокатиться бы !!) двинулись дальше. Шли строго на колесе. Направляющими были попеременно Антон и Валентин. Такая тактика приносила свои плоды и группе удавалось держать скорость порядка 15 км/ч. Неутомимый Толя все пытался ехать по остаткам старого тракта, временами ему это удавалось.

На 100 км от Чекшино (36 от развилки) устроили перекус купленным в Тотьме творогом. Хорошо пошло, еще бы сметаны, да молочка ! Посидели, отдохнули. Ветер, конечно, сильно портит впечатление и не столько усталостью, сколько теряется удовольствие от езды, все время свист в ушах. Остаток дня провели в кручении педалей. Пейзаж особо не менялся и смотреть в общем было не на что. Перед поворотом на поселок Туровец по карте должна была быть еще одна узкоколейка, но нашему взору предстали остатки разобранного полотна дороги. Жалко. Хотели сделать здесь ночевку. Проехав еще с десяток километров опять увидели остатки старой дороги, правда трудно проезжие. В этот день были проблемы с местом ночевки. Вокруг одни подболоченные леса, даже и встать негде. Наконец доехав до поворота на д. Борщовка и увидев неплохой вход в ельничек решено было встать здесь. Место сносное и нас вполне устраивало. До трассы оставалось 69 км.

День 6-й (4.05.2002)

Проехали –90 км(Борщевка-М8-Алексенцево)

t=20-22C,ветер ю-з

С утра опять борьба с ветром в ожидании выхода на трассу и возможного ослабления оного. Спокойно и размеренно идем по трассе. На 53 км начинается череда населенки. На ближайшие 25 км идут подряд одни деревни, правда трасса обходит их стороной. Решаем проехать парочку, для чего сходим с трассы.В первой же деревне магазин, закупка продуктов. Между деревнями остатки старой дороги, но ехать по ним не легко, а в дождь видимо вообще невозможно. Участок в 5 км преодолеваем мучительно долго, хочеться обратно на трассу, хотя ехать в общем-то интересно, но уж больно медленно получается, а нас Вологда ждет. Потом начались поля и ветер начал откровенно доставать, переходя в порывистый. Особенно запомнилось поле перед д. Воробьево. Вот после этого длинного открытого участка нас и срубило. Решено было немедленно встать на обед и укрепляться для дальнейшей борьбы с ветром.

Отдыхали часа три, не меньше. Собравшись с силами и двинулись в бой. До трассы 16 км и мы преодолели их довольно бодро. На смычке очередной плакат “До родины Деда Мороза 377 км”. Во как! Ну ладно, сфотографировались и покатили по М8. Трасса здесь в общем ничем не отличается по своим параметрам от участка около Переславля, только горок нет. Движение не особо интенсивное, в основном везут архангельский лес.По плану хотели добить до Кадникова (43 км от Вологды) и даже переехать его, но не склалось.Ветер, будь он не ладен только усилился и стал почти южным. Параллельно М8 как всегда идут участки старой трассы. Вот объект для исследования, только времени надо много и технику надежную, а так увидеть можно очень много.Поразмышляв и прокатив по трассе 15 км решили вставать, а тут и поворот на небольшую деревеньку Алексенцево. Вот туда мы и нырнули. Проехали деревню и до леска. Вот только с водой тут проблемы (летом), ну а сейчас весной каждый водоем с талой водой нам подойдет, хотя некоторых не скрою это пугало.

Несчастный Толя обделенный нами временем для культурной программы решил сегодня вечером покинуть нас и рвануть на крестный ход в Вологду, благо завтра Пасха. Возражать я не стал, чего сдерживать человека и остались мы на ночевку впятером. И хорошо так посидели вечером у костра, поговорили. Владимир Иванович рассказывал нам много о своих прошлых походах по Памиру, Тян-Шаню. Интересно, но я бы в горы ни за что не сунулся после Крыма. Последняя ночевка перед Вологдой удалась как никогда. Завтра конец похода и домой. За эту неделю я уже погрузился в другой мир, отвык от московских забот, теперь предстоит возвращение в реальность, чему организм и душа каждого туриста искренне противиться. Разговор шел еще долго, много чего интересного вспомнили, много чего обсудили, хорошо посидели, а потому можно и поспать. Завтра Вологда.

День 7-й (5.05.2002)

Проехали –63 км  (Алексенцево-Вологда)

t=20-22 C,ветер ю-з с переходом на южный, порывистый

Ну и ветер. С трассы просто сдувает. Вспоминается дорога из Владимира в Суздаль. Причем что самое обидное за ночь ветер поменялся почти на южный и снова дует нам в лицо уже из Москвы.  С утра решили попытать счастья на остатках старого тракта. Проехали только пару деревень и почти увязли в грязи. Да, нелегкие дороги в вологодской области. Что же будет в архангельской?А ветер все дует и дует. Вдоволь накатавшись по грязи решили выйти на трассу. На наше счастье мы оказались всего в 300 метрах от нее. И вот долгожданный асфальт, дует но зато и катит. Не спеша подъезжаем к Кадникову.Короткий отдых и подготовка к въезду в Вологду.Снова трасса. Интересного, в общем, уже мало.Просто едем с остановками через каждые 10 километров. И вот наконец появляются очертания Спасо-Прилуцкого монастыря. Красивейшее место на излучине реки Вологда.Вкатываемся на берег реки и просто валимся на отдых. Ветер делает свое дело.

Появляется Толя. Оказывается он добрался вчера до монастыря и заночевал в нем. Теперь он снова с нами. Пока народ отдыхает я фотографирую без остановки. Уж больно красивые виды. И погода просто замечательная. Плюс 24 в Вологде 5 мая ! Окончательно ясно, что поход удался и на сильно повезло с погодой и маршрутом.

Но время, время. Надо еще уехать в Москву. Завтра с утра свеженький и бодренький должен я предстать под ясные очи начальства, которое надо отдать ему должное снабдило меня перед походом деньгами в виде зарплаты (спасибо) и даже простило мне 29 и 30 число. А вот дальше никак ! Работа, будь она неладна. С другой стороны как без нее?

Около часа дня парадный въезд конечный пункт нашего похода. Вологда. Доехали. И ветер вроде как стихает. До центра едем без остановок, а дальше по стандартному маршруту. Кремль-набережная- памятник 800-летию Вологды- центральные улочки Вологды. По пути перекус в кафе. До чего же красивый город Вологда !!! Сколько раз уже бывал и все никак не налюбуюсь. Деревянные старинные улочки. Эх, сколько здесь можно бродить по городу, а уж с велосипедом.

Билетов на Москву, конечно, нет. А ребята во главе с Валентином уже решили продолжить путь до Ярославля через Рыбинское водохранилище и Тутаев. Хороший план, жалко у меня времени нет. Владимир Иванович тоже должен быть на работе, поэтому мы едем в Москву вдвоем. После некоторых разговоров и уговоров в кассах билеты на Москву в же нашлись, правда купе в фирменном 147 поезде по баснословной цене (540 р. за 500 км пути). Ладно, делать нечего.

Долгое прощание на вокзале с ребятами. За время похода наш коллектив еще больше сплотился, а главное сколько мы увидели и узнали интересного ! Впереди еще много походов и конечно по Русскому Северу тоже. Тут меня на Велозоне упрекнули, мол в Архангельске не были, значит севера не видели. Упрек принимаю, частично. И обязуюсь исправиться. Следующий поход обязательно начнем с Архангельска. А пока Москва ждет.

Ровный стук колес. Позади 535 км нелегкого пути и масса впечатлений.Русский Север покорил и пленил меня своей красотой и первозданностью. Обязательно вернемся в эти края!

До встречи !

В заключении отчета хочу выразить благодарность всем участникам похода за поддержку этой идеи и участие в походе. С благодарностью приму все замечания и пожелания.

Главная

В начало

Велотуризм

Мои велопоходы

Напишите мне