Велопоход Псков-В.Луки

Наперегонки с Гаелем…

Велопоход Псков-П.Горы-Опочка-Невель-В.Луки (28.04-6.05.2001 г) 470 км

Приступаю к описанию очередного велопохода с РКВ, состоявшегося в мае 2001 года, хотя в данном случае формулировка весьма условна. Все, наверное, помнят холода майских праздников 2000 года. Вот… Поэтому подготовка к походу была более чем серьезной. Честно говоря- ее вообще не было. Весь март и апрель народ красиво рассуждал о жизни и о тех бесчисленных километрах, которые предстояло проехать. Где-то за две недели наступило оживление- началось конкретное обсуждение планов и распределение должностей. Я почему то оказался механиком (хе..хе..хе…, те кто был со мной в предыдущем походе с РКВ поймут мой юмор) –ну да ладно, я не против, жаль что сказали за две недели. Здесь самое время выразить благодарность Андрею Дирочке, который помог мне быстро выправить положение предоставив список всех необходимых запчастей. Стандартный набор для “Туриста” (он составляет примерно половину велосипеда, исключая раму) у меня всегда под рукой. Таким образом дело вроде пошло. Волновало другое- ни завпит, ни завхоз не давали никаких конкретных указаний и попытки получить их не приводили к успеху. Единственным человеком, который подробно расказал мне о предстоящих планах, был штурман Валентин Гвоздев. Из краткого повествования я понял, что нам выехав из Пскова предстояло проехать Пушкинские Горы, потом прокатиться по Новгородским заболоченностям, выехать на Селигер и финишировать в Шаховской. Всего около 800 км, 3 к.с.. Короче говоря взяли мы билеты на боковушки в Псков на 28 апреля. В назначенный день все собрались на вокзале примерно за час до поезда. Добрые представители МПС перегородили своими решетками не только пригородные платформы, но и дальние, оставив узкую щелочку, через которую мог пройти один человек и таким образом создав дополнительные удобства пассажирам. Проводника нисколько не смутило количество велосипедистов, садящихся в вагон, хотя поезд был фирменным. Смутило все это учительницу средних классов школы, которая со своими питомцами тоже следовала в Псков и занимала все нормальные плацкарты. Когда мы начали грузить велосы на третью полку, она слегка возмутмилась, но после наших убеждений, что машинное масло на голову литься не будет, вроде успокоилась. Поехали.

День первый (29 апреля, 2001 г.):

Проехали- 40 км

Прибыли в Псков. Умельцы из числа начинающих туристов положили на каждую полку по три велоса и потому их чертовски легко было извлекать. Наконец извлек свой велос со слегка погнутыми спицами переднего колеса. Расчехляемся, собираемся. Не успеваю я до конца собрать свой велос- моя группа трогается в неизвестном направлении и уезжает. Загадочно, ну ладно- Псков я знаю наизусть и поэтому особо не горюю. Тут еще один добрый товарищ (Паша Козлов) предлагает не мучаться и сдать вещи в камеры хранения. Идея хорошая, идем ее быстро осуществлять. Выкладываю из рюкзака (кстати очень классный оказался- спасибо Саше Сахарову) нужные вещи, на секунду отвернулся- фотоса нет. Умельцы. Хорошо, что в этом походе я не фотограф. Наконец на облегченных велосах мы с Пашей стартуем в город искать группу и находим ее в Кремле. Не скажу чтоб народ активно изучал Псковский Кремль, но интерес был. После этого я провел вело по самым красивым местам Пскова. Покатались полчасика. Настало время перекуса. Подъезжаем к магазину и тут наш любимый доктор Даша на месте падает с велоса. Народ в шоке настолько, что никто не двигается с места. Не особо тормозя побегаю к девушке- упала “удачно” на локоть, все указывает на перелом. Хорошее начало. Весьма оперативно приезжает “скорая”, вызванная случайным прохожим. С подозрением на перелом доктора увозят к докторам. Народ садиться на перекус.

Надо что-то предпринимать. Доктора посоветовали подойти через пару часов в областную больницу, будет ясность. Чтоб не мучать народ ожиданием, поскольку Дашу скорее всего придеться отправлять в Москву, предлагаю Владимиру Ивановичу (Ходыкину) вести группу по маршруту Псков-Изборск-Печеры-Остров, а нам с Пашей остаться в Пскове, все выяснить, если надо отправить Дашу домой и потом догнать группу, срезав петлю Изборск-Печеры в Острове. Благо и он и я там были. Предложение принимается и группа уезжает, а мы идем с Дашиным велосом в гостиницу “Октябрьская”, где снимаем одноместный номер с доп. диванчиком, после чего отправляемся в областную больницу. Найти ее легко-она рсположена на другом берегу Великой около пристани. В приемном отделении полусонная и ужасно веселая медсестра и дежурный врач сообщают, что пока ничего не ясно- ждите в отделении травмотологии. Там мы и ждем, облачившись в белые халаты. Наконец диагноз поставлен- ушиб. Обошлось, но все равно решаем отправить Дашу домой, т.к. рука все равно при движении болит и кто ее знает, как оно будет дальше. Все втроем идем в гостиницу, где устраиваем обед. Вечером мы вполне удачно отправили Дашу домой (даже в купе, плаца не было) и покрутив по городу пару часиков (погода отменная) вернулись в гостиницу. День прошел.

День второй (30 апреля 2001 г.):

Проехали –20 км.

С самого утра начались заморочки. По плану мы с самого утра должны были догонять группу по трассе М20 на Остров. Однако широко известному в определенных кругах Паше Козлову вдруг стукнуло в голову, что он обязательно должен все же посмотреть еще Печоры и Изборск. Cказалась недоработка культорга-на осмотр Пскова, Печер и Изборска не было запланировано достаточно времени и большинство людей (я уверен в этом) не смогли толком увидеть и 10% всех достопримечательностей. Хотя на осмотр этих городов надо как минимум двое суток. К тому же я не уверен, что такая насыщенная программа должна быть в учебно-тренировочном походе. В качестве полезной нагрузки в этот день совершили экскурсию в Снетогорский монастырь, столь полюбившийся мне еще с последнего посещения Пскова вместе с женой Людмилой. Монастырь расположен на крутом откосе правого берега реки Великой, в 3 км от города. От вокзала туда ходит автобус номер 1.

День третий (1 мая 2001 г.):

Проехали-102, 5 км.

Погода по прежнему стоит чудесная. На уице никак ни меньше 20 градусов, вот только ветер сменился и нам сегодня ехать 50 км против ветра по открытому пространству, а времени у нас всего 4 часа. Тем не менее некоторые товарищи довольно посыпывают до 7 утра… Наконец быстро собравшись трогаемся. По пути заезжаем на вокзал и встречаем приехавшую из Москвы группы НТП (Саши Сахарова, Боголюбова Д.П. и Давыдова). У них еденичка от Пскова до Великих Лук. У Саши прямо на перроне ломается багажник и счастливый механик начинает ремонт. Пожелав друг другу удачи наконец-то трогаемся. Около 8 утра вышли на трассу М20. До Острова 53 км пути, а ехать ттяжело-навстречу дует порывистый ветер. Я иду первым, Паша на Украине за мной на колесе. Ему вообще не легко на таком велосе совершать поход. Уже через два часа становиться понятно, что к полудню мы к месту встречи не успеем. Ладно, делать нечего- останавливаемся на перекус- нужно подкрепиться. На это дело уходит еще полчаса. Трогаемся дальше, но Острова достигаем около часа дня. На условленном месте (мост через реку Великую) никого уже нет. Обидно. Теперь нас должны ждать в Пушкинских Горах.

Неспеша подкрепившись трогаемся дальше и, о чудо через пару часов впереди из леса неожиданно выезжает группа велосипедистов с рюкзаками-нашей радости не было предела. Несмотря на встречный ветер мы тут же развили скорость 25 км/ч и вскоре я догоняю последнего велосипедиста. Тут же становится ясно, что это не наша группа, а группа Гаеля- они едут в двойку от Пскова до Смоленска. Тем не менее ехать вместе интереснее и мы проезжаем с ними около 20 км, а потом решаем заночевать вместе с ними, а утром быстро вкатиться в П.Горы и там найти свою группу. Вечер у костра был прекрасен. В этом группе большинство участников мои добрые знакомые еще по прошлому походу с Сашей Сазаровым по Золотому Кольцу в мае 2000 года, когда все мы немного замерзли. Это Марианна с Николаем и наш бесменный лидер и видеоператор Дима. Пристроившись к группе мы попали на халявный ужин и завтрак, что было вдвойне приятно, т.к. наши каны двигались впереди нас. У тому же в честь 1 мая был устроен праздничный ужин. Спать залегли после хорошей обжираловки.

День четвертый (2 мая 2001 г.):

Проехали-57 км (до П.Гор и вело по усадьбам).

Часа в три ночи проснулся от мощнейшего грохота- либо в деревню рядом попала атомная бомба, либо так шумит в голове от вечернего праздничного ужина. Через пять секунд еще несколько таких же ударов, после чего палатку стало буквально смывать. Ну думаю, сейчас как в наши велосипеды (а их штук десять рядом с палатками в поле стояло) как жахнет молния-во будут дела. Народ в соседних палатках также зашевилился. Через полчаса ливень утих, хотя молнии еще сверкали. Таким образом мы стали свидетелями первой весенней грозы. Проснулись в семь часов. Дежурные уже варят кашу,народ сушит вещички. Мы с Пашей тоже выползли и стали подсчитывать ущерб-ничего, не смтря на свою хлипкость палатка испытание выдержала, а из вещей немного подмок любимый спальник, да кроссы. В быстром темпе позавтракали и выдвинулись вдвоем в П.Горы искать свою группу. Ветер сменился на западный и до места мы долетели быстро. Однако в условленном месте группу опять не нашли. На всякий случай через бабушек, торгующих цветами у входа в Святогорский монастырь, оставили сообщение о новом часе встречи-4 вечера. После этого поехали на турбазу в надежде либо сразу вписаться, либо скинуть вещи (перспектива носится с рюкзаком по усадьбам нас не радовала). Тем временем небо снова стало затягивать облачками и существенно похолодало-видимо через нас проходит циклон. На турбазу вписаться нам не удалось, но вещички мы оставили и поехали смотреть окрестности. Собственно говоря сами П.Горы состоят из 4-х частей: самого поселка со Святогорским монастырем и могилой А.С.Пушкина, села Петровского (усадьба Ганибалов-7 км), Михайловского (4 км) и Тригорского (6 км). Таким образом концы получаются немалые и без велосов нам пришлось бы туго. Большинство туристов объезжают их на автобусе. Осмотр начали с самой дальней точки–Петровского. К сожалению там нас ждало разочарование, т.к. усадьба на реставрации. Покрутили по парку, пофоткали и поехали в Михайловское. Там дела обстояли намного лучше-нас ждала встреча с группой Гаеля, которая поведала нам о том, что они встречали группу Емельянова. От них стало известно, что они переночевали вместе с нашей группой перед Пушкинскими Горами. Еще немного поговорив с ними мы направились в музей, где нас ждала интересная и бесплатная по случаю праздника экскурсия. После этого устроили велопрогулку по красивейшему парку, кторый по праву может соперничать по красоте с Павловском. Паша непрерывно фотографировал. Проведя в Михайловском пару часов тронулись в Тригорское. Дорога, оформленная по всем правилам дорожного движения (даже со знаками ограничения скорости) идет через парк вдоль реки почти до самого Тригорского. К великому нашему сожалению по паркам нельзя кататься на велосе, а ведь каждый из них огромен. Конечно мы нарушали этот запрет и получали истинное удовольствие от езды по ухоженным дорогам после дорог местного значения с щебнем. В Тригорском также посетили музей, поколесили по парку и стали выдвигаться обратно в П.Горы. Перед въездом в поселок снова встретили группу Гаеля-они никак не могли найти нужную дорогу на выезд. Вернулись к месту встречи-снова никого нет. Последние надежды растаяли. Ладно, решили переночевать в П.Горах и наутро выдвигаться за Гаелем на Смоленск. Вернувшись на турбазу зашли поужинать в отысканную еще утром столовую-там нас бесплатно накормили и также пояснили, что на турбазе есть места, но убрать номера некому и поэтому их не сдают. Это сильно меняло дело-купив шоколадку мы двинулись к администратору, которая с утра согласилась посмотреть за нашими вещами. Через пять минут после вручения подарка мы заняли прелестный 4-й номер и улеглись спать.

День пятый (3 мая 2001 г.):

Проехали-97 км.

Утром поднялись достаточно рано и легко позавтракав двинулись в путь. Дорога на Опочку только первые 20 км имеет асфальтовое покрытие, после чего превращается в прекрасный грейдер, идущий через болота. Еще 15 км пути и мы снова на трассе М20. Справа от нас течет уже знакомая по Пскову р. Великая, только здесь она намного уже и течение быстрее. Через 10 км въехали в Опочку-городок ничего, можно дешево поесть, отправить весточку домой и отдохнуть от унылости и однообразия трассы М20. На выезде из города у меня лопнула спица-дело пустяковое, решил быстро ее заменить, а заодно подтянул другие спицы, но не рассчитал и в попыхах вместо хорошего колеса получил восьмерку, которую на месте и выправлял еще минут сорок. Наконец-то поехали. До Пустошки, где трасса пересекает ж.д. Москва-Рига около 60 км. По карте здесь должна быть настоящая сказка- много озер и сосна. И действительно отъехав километров 15 от Опочки я увидел второй Селигер, только в более мощных масштабах и сразу понял, что по сравнению с Селигером эти места достаточно хорошо выигрывают, т.к. менее загажены, хотя и находяться дальше от Москвы. В 40 км от Опочки на месте истока р. Великой обозначена турбаза и мы планируем на ней заночевать, но пока крутим от души. Я лечу впереди с приличной скоростью до 25 км/ч. А пейзажи меняются быстро-одно озерцо, другое и всюду море сосны. Там где дорога пересекает долины рек лес вплотную подходит к трассе, а подъемы выполнены в виде знакомых по Крыму серпантинам. Очень советую этот район для велопутешествий. Очень много рыбы. Перелетая на скорости через очередную речку замечаю на берегу мужика в бейсболке-это Николай, а значит мы снова догнали группу Гаеля. Действительно в в ста метрах от дороги они устроили обед и были немало удивлены очередным нашим появлением. В общем то конечно ничего странного-они идут в день неспеша 70 км, а мы 100.

После короткой остановки трогаемся вместе. Гаель планирует сегодня перескочить Опочку, но мы это делать не будем. Во-первых, грех проскакивать такие места ни насладившись красотой. Во-вторых, у нас сегодня от П.Гор уже 80 км и больше сотни нам не надо. Вскоре подъезжаем к турбазе “Алоль”-той самой, которая обозначена на карте. Быстро вписываемся на ночеву по 80 р. с брата. Места просто удивительные. На турбазе есть лодочная станция и даже междугородний таксофон. Ни теряя времени закидываем велосы и быстро переквалифицируемся в водники- прокат лодки всечго 10 р. в час. Решили пройти по р. Великой и это была наша ошибка-течение в месте пересечения реки с трассой настолько сильное, что выгребая вдвоем против него остаемся на месте. Наблюдаем закат –обалденное зрелище.

День шестой (4 мая 2001 г.):

Проехали-105 км

Погода по прежнему продолжает баловать нас теплом. Даже не вериться, что в прошлом году в это же время все мы замерзали. Сегодня окончательно решили ехать по трассе М20 на Витебск через Невель, так как даже с Гаелем мы не успеваем обернуться до 6 числа, а седьмого уже ждет работа. Быстро собравшись покидаем гостеприимную турбазу. Позавтракать решили в Пустошке. До нее 15 км, но они даются тяжело- подул плотный встречняк. Едем с умеренном скоростью и через час достигаем цели. Пустошка производит впечатление городка военного времени- как в войну все разбомбили, так ничего и не построили. В центре города большой рынок и несколько забегаловок, где можно перекусить. Раз в день ходит пригородный поезд В.Луки-Себеж и обратно. Сообщение в основном автобусное. Провозившись в городе около 2-х часов снова выходим на трассу и пересекаем шоссе Москва-Рига (М9). Здесь оно далеко не такое широкое как Волоколамка под Москвой и производит вид районной дороги. Трасса постепенно начинает взбираться на гряду, сосна отходит, все предвещает приближение Белоруссии, до которой чуть больше 100 км. Пятьдесят км до Невеля преодолеваем мучительно долго (4 часа) с частыми остановками. Первую часть пути от Пустошки до д. У.-Долессы деревень почти нет, вокруг заповедные леса. Дальше рельеф местности становится равнинным, появляются болота. Наконец впереди появляется стелла с надписью “Невель”. Это последний российский город на трассе М20. Производит впечатление огромной деревни, из которой тут же хочется уехать. Город является узлом ж.д. дорог В.Луки-Полоцк и Новосокольники-Витебск-Орша, хотя пригородное сообщение существует только с Луками. В местном кафе узнаем, что группа Гаеля обедала здесь с полчаса назад и ушла на Смоленск через Велиж. Садимся обедать и собираем мальенький совет-при таком встречном ветре наши шансы проехать сегодня еще 40 км невелики при уже пройденных 70 против ветра. Паша с этим не согласен и утверждает, что он уважает людей, которые держат данное слово, а я не держу слова (проезжать в день по 120 км- разговор об этом действительно состоялся в П.Горах, когда я предлагал таким образом перегнать Гаеля и у спеть к сроку в Москву, те кто знает Пашу хорошо оценят смысл его слов)- я возражаю, что данные цифры достижимы лишь при сопуствующих езде факторах, а перенапрягаться не стоит. Он стоит на своем заявляя, что если мы сегдня не проедем эту сороковку, то завтра он поедет в Витебск напоезде. Тяжелый случай. Делать нечего-предлагаю сменить расклалку и ехать в В.Луки. До них всего 70 км и ветер станет попутным. После недолгих колебаний Паша соглашается. Около 6 вечера выезжаем из Невеля по направлению к Лукам. Дорога ужас. У меня лопнуло еще одна спица. Колесо что называется пошло и требует срочной перебортовки. Ладно, фиг с ним, доеду до вечера, а там разберусь. Через 15 км дорога резко улучшаетися-мелкая крошка кончается и идет хорошо укатанный асфальт. Вскоре пересекаем границы Великолукского района. Правда мест для ночевки мало-вокруг одни болота и даже вселяющий надежды населенный пункт Борок оказывается в низине. Надежда зановевать на берегу р. Ловать не оправдывается- полный отстой. В итоге становимся на стоянку уже около 9 вечера на небольшом возвышении в еловничке. День прошел нормально. Завтра финиш.

День седьмой (5 мая 2001 г.):

Проехали-60 км

С утра двинулись с Лукам. За 25 км до города (с.Полибино) сделали краткую остановку с целью приведения себя в порядок (я даже зубы почистил !). Вскоре приближение крупного города становится все ощутимее. Неожиданно заработал телефон- есть связь с Москвой и там нас ждут. Около 11 утра снова пересекаем трассу М9 и вкатываемся в В.Луки. Памятное фото у въезда в город. Первым делом на жд вокзал за билетами- они беруться удивительно легко, правда опять на боковушки. После этого праздничный завтрак по случаю окончания похода. В городе ничего особо интересного не обнаружено. Из заявленных 3 музеев реально работает один ВОВ. Довольно приятно проводить время в городском парке на берегу р. Ловать, правда вечером там собираются местные наркоманы. Народ загорает на пляже. А на площади Ленина соревнования на карах и грохот такой как на танковом полигоне. Остаток времени провели в катании по городу и ближайшим пригородам. В 7 вечера уже были на вокзале, забрали вещи из камеры хранения и приступили к разборке велосов. В 8.45 тепловоз дал длинный гудок и мы покатились к дому. Вот и все.

Сумбурно, на скорую руку, ну уж как вышло. Как там наша группа ?

День восьмой (4 мая 2001 г.):

Проехали-5 км

Поезд опоздал в Москву на час и домой я попал уже ближе к десяти утра. Наша группа еще не вернулась, но давала о себе знать. Дашина рука в порядке. Вот и все новости.

P.S. Наконец-то осилил. Сижу на работе (7 и 8 мая) и думаю, кто придумал работать в эти дни. К тому же как я узнал во время похода я еще и дежурил и работал на аварийных работах- спасибо ребятам из нашей Службы Эксплуатации, прикрыли. Велос пока занял свое законное место в комнате и ждет новых приключений вместе со своим хозяином.

Велотуризм

Главная

Написать мне