Лена-2008 (31.07-14.08.2008)

Круиз на т/х Михаил Светлов

Якутск-Ленские Столбы-Сангар-Жиганск-Кюсюр-Быков Мыс-Тикси-Якутск

Карта р.Лена (обзорная, файл 2 Мб !)

р.Лена, название реки происходит от эвенкийского Елю-Эне, что значит «Большая река». Длина 4400 км. Это 11-е место среди крупнейших рек мира. Исток реки находится в 10 км от озера Байкал, на территории Байкало-Ленского заповедника, в водораздельной части Байкальского хребта.Началом судоходства на Лене считается пристань Качуга, однако, вплоть до Осетрова по ней проходят лишь небольшие суда, и только ниже его начинается “настоящая водная дорога” к океану.Лена в верхнем течении быстра, извилиста, местами порожиста. Огромные, величественные утёсы, так называемые Ленские столбы, вздымаются по её берегам ниже Киренска, достигая в высоту 200-300 м. Ниже Якутска Лена – гигантский водный поток; даже там, где она идёт одним руслом, её ширина доходит до 10 км, а глубина превышает 16-20 м. Там же, где островов много, Лена разливается на 20-30 км. Берега реки суровы и безлюдны. Населённые пункты очень редки.

В нижнем течении Лены её бассейн очень узок: с востока наступают отроги Верхоянского хребта – водораздела рек Лены и Яны, с запада незначительные возвышенности северной окраины Среднесибирского плоскогорья разделяют бассейны Лены и Оленека. Ниже села Булун реку сжимают подходящие к ней совсем близко хребты Хараулах с востока и Чекановского с запада.Примерно в 150 км от моря начинается обширная дельта Лены. У её начала высится остров Столбовой – останец, отмытый водой от одного из острогов Хараулахского хребта. Дельта Лены – одна из крупнейших в мире – превышает размерами даже огромную дельту Нила и занимает площадь в 30.000 км. Бесчисленные острова, островки, протоки и озёра, низкие, затопляемые во время разлива, беспрестанно меняющие очертания… Только три главные протоки доходят, не прерываясь, до моря: самая западная – Оленекская, средняя – Трофимовская и восточная – Быковская. Все они судоходны, но наибольшее значение имеет Быковская длиной 130 км, по которой суда подходят к бухте Тикси, на берегу которой находятся морские ворота Якутии – порт Тикси.

Предисловие

Идея посетить р. Лена, а тем более совершить круиз по реке на т/х Михаил Светлов, возникла почти сразу после завершения путешествия по Енисею в 2004 году. И как это бывает почти всегда, сразу же началась проработка всех доступных материалов по району предстоящего путешествия, флоту, выбору возможного туроператора. На момент начала проработки проекта возможность совершить круиз по Лене от Якутска на север по р. Лена предоставляла только компания "Алроса", владелец одного из двух теплоходов проекта Q-065 на р. Лена -"Михаил Светлов". Цена круиза достаточно высока (около 2500$) за 2-недели комфортного отдыха.

Круиз по Лене откладывался, наверное, еще несколько раз, если бы в начале 2008 года я случайно не повстречался на просторах Интернета с Ассоциации Речных Путешественников и Владиславом Хасиковым. Хочется выразить большую благодарность Владиславу Хасикову за организацию поездки, энергии и целеустремленности Владислава в решении организационных вопросов путешествия и количеству новых идей, которые выдает Владислав в еденицу времени,можно только позавидовать. Буквально через неделю после нашей судьбоносной втречи у меня появилась четкая уверенность, что на р. Лена в 2008 году мы попадем. Обычно, к сожалению или радости, энтузиасту приходится в одиночку сталкиваться с туроператорами и транспортными компаниями в решении почти всех вопросов предстоящего путешествия, особенно когда дело касается нестандартных маршрутов. Прелесть коллективного подхода очевидна-более гибкий подход туроператора к клиенту, скидки и как правило удачно состоявшееся путешествие. На наше счастье большая часть работы по подготовке проекта Лена-2008 уже была сделана силами энтузиастов Ассоциации Речных Путешественников,фактически мы впервые столкнулись с готовым туристическим продуктом, оставалось-всего лишь оплатить поездку с учетом бонуса, предоставляемого Ассоциацией Речных Путешественникови собрать вещи в дорогу. Итак, началось томительное время ожидания, подбор картографического материала, подготовка технической базы и зарабатывание денег..

P.S. Краткое отступление. Не первый раз в поездках подобного рода и дальних путешествиях, в том числе на собственном опыте, выработалось четкое правило-все путешественники берут в поездку фото-видео аппаратуру, в наш стремительный век цифровых технологий возможности передачи впечатлений от поездки в свой Журнал в в сети практически сводится к нажатию кнопки фотоаппарата. Но вот беда, часто путешественники совершенно не рассчитывают свои силы в плане хранения информации, а именно кончается место на CF-карте фотоаппарата. С учетом опыта настоятельно рекомендуется брать в дальние путешествия два фотоаппарата (чинить сломавшийся просто негде), ноубук для хранения фотографий, набор запасных CF-карт (причем с учетом того, что если вы рассчитываете потратить флеш-карту объемом 8 Гб на всю поездку, возьмите с собой 3 флеш карты по 8 Гб и не прогадаете), запасные аккамуляторы, зарядные устройства для телефонов и фотоаппаратов, GPS-навигаторы для любителей ориентирования, набор картографических карт (например отсюда) выбранного региона путешествия. Все это поможет сделать отдых приятным и незабываемым.

Фотогалерея 1-й день Москва-Якутск

День 0-й (31.07.2008). Москва.

День вылета, день начала круиза. Этот день мы приближали как могли. Многие начинают круиз прямо с работы, из офиса прямо в аэропорт. Однако большая часть группы собралась для торжественного отъезда у Северного Речного вокзала г. Москвы. После торжества вручения футболок, мы выдвигаемся в аэропорт Внуково. Москва в пробках, однако запас времени позволяет нам чувствовать себя достаточно свободно, едем, шутим, общаемся. Внуково. Место у стойки регистрации № 12 занято группой энтузиастов, любителей речных круизов, а вскоре к нам присоединяется группа немецких пенсионеров-Олимпия Райзен.

Вскоре все формальности окончены и мы в зале ожидания. Время течет утомительно долго и только когда объявляют посадку на наш рейс № 474 авикомпании Якутия "Сочи-Москва-Якутск", в зале наступает заметное оживление. Спешим к самолету. Вот он, наш Боинг-757.
Встреча группы СРВ г. Москва   А мы пойдем на север... На посадку..

Каждый раз при взлете и посадке самолета я испытываю трепетное волнение, помятую присказку "по земле человек ходить, а не летать должен", однако в этот раз все прошло благополучно и вот уже крохотные коробочки города остались вдали. Вскоре стало совершенно ясно, что наш лайнер пролетает 100 км пути за 7 минут и движемся мы не в сторону востока, а на север к Архангельску.

Приятная все же в использовании GPS-навигация. Вскоре, однако, все встало на свои места и мы двинулись на восток прямо по границам воды и земли, постепенно пролетая от Баренцова моря к морю Лаптевых. Момент пролета над Енисеем был неоднократно заснят любителями фототехники. А день все спешил нам на встречу.Вот и Якутия. Мы начали постепенное снижение, причудливый зеленый ковер с синими озерцами и причудливо извивающимися речушками, это Якутия. Населенные пункты можно определять достаточно точно, благо расположены они друг от друга на 300...500 км. Право для самолета это не время.
В иностранном самолете..   Навстречу дню. Внизу Енисей.

Долгие 6 часов перелета были вознаграждены, под крылом самолета мы увидели красавицу Лену, даже с высоты 8000 метров было очевидно, что ширина реки никак не уступает Енисею в нижнем течении. Самолет совершил причудливый вираж, колеса коснулись полосы, вот и Якутск. Добро пожаловать на землю Олонхо !

День 1-й (1.08.2008). Якутск. План города Якутск.

Якутск. Якутск - столица Республики Саха (Якутия), один из старейших городов Сибири. Дата основания - 25 сентября 1632 года, когда отряд енисейского сотника Петра Бекетова, обследуя берега реки Лены, заложил Ленский острог на правом берегу реки в 70 км. севернее современного Якутска.

Переименован в г. Якутск в 1643 году. Якутск, являясь военно - административным и торговым центром всего Ленского края, с 1708 года был подчинен Сибирской, в конце XVIII века - Иркутской губерниям. В 1822 году Якутск становится областным городом, а с 1851 года Якутия получает статус самостоятельной области на правах губернии с центром в Якутске.

Со времен своего основания, в течение более двух веков Якутск служил центром и опорной базой для исследования северо-востока Азии. Отсюда уходили в неизвестное Семен Дежнев, Владимир Атласов, Иван Москвитин, Василий Поярков, Ерофей Хабаров и другие, открывшие пролив между Азией и Америкой, Камчатку, реку Амур, берега Северного Ледовитого и великого Тихого океанов. В Якутске в разное время побывали Витус Беринг, Харитон и Дмитрий Лаптевы, Семен Челюскин, Фердинанд Врангель, Эдуард Толь, Иван Черский, Иван Гончаров и другие крупные ученые, путешественники, писатели.

Якутск расположен на 62 градусе северной широты. В г.Якутске отмечались 64° мороза и 38° тепла. Амплитуду колебаний зимних и летних температур, превышающую 100° , не испытывает ни один регион мира Средняя температура в январе - 42,7 градуса, в июле + 18,7 градуса. За год выпадает до 202 мм осадков. Местное время опережает московское на 6 часов.

Территория Якутской городской администрации - 3.6 тыс. кв. м, в том числе в пределах городской черты -1.6 тыс. кв. м. В административно-территориальном составе - 14 населенных пунктов. Расстояние до Москвы - 8468 км, до ближайшей ж.д.ст. Томмот - 453 км. Речной порт на р. Лена.

Якутск полность оправдал ожидания, нет я не хочу сказать ничего плохого об этом удивительном городе. Якутск встретил нас мошкой, буквально сразу по выходу из аэропорта. Надо признать, что и в последующем, я отметил для себя этот удивительный факт-подвергнуться атаке мошки или комара можно даже в центре Якутска, возможно этот факт можно отнести к хорошей экологии? Справедливости ради надо признать, что большую часть года в Якутии зима, межсезонье очень коротко, насекомые присутствуют лишь с июня по август, т.е. календарное якутское лето.

Основу старой части Якутска составляют бараки, именно эта часть города примыкает к аэропорту, часто 2-этажного типа и 5-этажные дома на сваях, вечная мерзлота, что впрочем не удивительно, город развивался постепенно.
Страна Якутия   Внизу Лена. Идем на посадку Прилетели. Якутск.

Центральная часть города, назовем ее так, развивается достаточно интенсивно и выглядит современено, высотные дома, здания банков, коттеджы все это присутствует и в Якутске. Однако, по порядку.

Особо внимания достойны-аэропорт (пункт прибытия, достаточно современный транспортный узел, откуда отправляются не только рейсы в разные концы страны, но и главное- в самые отдаленные уголки республики, цены правда не малые), пл. Ленина и примыкающие к ней здания ЛОРП (Ленское объединенное речное пароходство), почта, универсам. Отдельного внимания заслуживает Кружало-реконструированный образ старинного Якутска, деревянные кварталы, множество магазинов сувениров, меховые и ювелирные салоны, последних особенно много по всему Якутску. Также в городе имеется музей, рекомендуемый к осмотру.

Речной порт Якутска, расположен несколько в стороне от основных кварталов, единственный причал (за круиз было замечено 2 причала-Якутск и Тикси, в остальных местам высадка производится либо непосредствеенно на берег Лены, либо на паромы) используется исключительно в момент швартовки судов для посадки/высадки пассажиров. Теплоход Михаил Светлов, а равно и Демьян Бедный и основа пассадирского флота Лены-теплоход Механик Кулибин, совершающий регулярные рейсы в Тикси, располагаются на зеленых стоянках.
Михаил Светлов. Ждет нас...   Речной порт. И Демъян Бедный

Недалеко от речного порта располагается скоростной флот Якутска-метеоры, ракеты, т/х заря, прогулочные теплоходы Москва. Поскольку по договоренности наш багаж следовал на судно независимо от нас, мы прибыли на теплоход налегке. Процедура заселения не вызвала никаких нареканий, вообще же забегая вперед можно сказать, что качество работы персонала т/х Михаил Светлов и персонала Алросы было на высоте и соответствовало заявленной категории круиза.

В день прилета запланирован отдых для группы, до обеда, примерно до 12 часов по местному времени (+6 часов к Москве). До организованного выхода в город оставалось еще почти 2 часа свободного времени и мы решили употребить их на благое дело, а именно посетить городской пляж и магазин.
И рядом -Механик Кулибин   Зеленая стоянка с дамбы. Панорама порта

Воспользовавшись затишьем, мы отправились в город. Дорога от стоянки Светлова до дамбы в город идет через мошку и по грунтам, достаточно стандартная для Якутска дорога. Несмотря на предупреждения коренных якутян о бесполезности купания на городском пляже города Якутска, мы нарушили эти заповеди и бросились в прохладные воды залива р.Лена.

На удивление вода оказалась вполне приемлимой температуры, дно ровное и твердое, впечатления самые приятные. Обсыхая на приятном летнем ветерке, сдувающим мошек, можно было полюбоваться современной частью Якутска, несколько десятков домов коттеджного типа по соседству с городскими кварталами пятиэтажек. Недалеко от пляжа расположен тихая гавань малого речного флота, здесь пристань всех возможных катеров, яхт и прочего маломерного флота.
Якутск. Вид с дамбы..   Городской пляж. Вид с дамбы.

Продолжив нашу прогулку через 15 минут мы добрались до универсама, что сказать цены в Якутске оказались ровно в 2 раза выше московских почти на весь ассортимент, ождания совпали с реальностью.После обеда началась организованная экскурсия по Якутску, погрузившись в ПАЗ мы отправились в Якутский музей истории и культуры народов Севера имени Емельяна Ярославского.

Теперь все готово к круизу.. Поход в музей Якутск изнутри... Пл. Ленина. ЛОРП.

Достаточно типичная экспозиция культуры, быта, природы и животного мира жителей северных регионов, наверное этмм можно исчерпать список достопримечательностей музейной экспозиции. После утомительного перелета многие участники путешествия мирно отдыхали на диванчиках около касс музея. Времени до отхода Светлова в рейс оставалось достаточно мало и мы решили отправиться на самостоятельный осмотр Якутска. Конечно, площадь Ленина, она совсем рядом со зданием музея. В принципе все объекты Якутска, представялющие интерес для туриста имеют шаговую доступность, ну разве что порт и новые районы города отделены от центра города солидным расстоянием.

Якутску-375 лет Пл. Ленина пл. Ленина Якутск летом. ул.Лени

Площадь Ленина по сути является центральной площадью Якутска, здесь расположено здание Ленского речного пароходства, почта, основные магазины, гостиница Лена и собственно начинается центральный проспект города, по которому можно добраться до Кружало. Первое, что поражает путешественника-обилие ювелирных магазинов, они буквально на каждом шагу, цены иногда ниже московских, продукция представлена почти всеми добывающми районами республики. Над улицей Ордженикидзе гордо развивается перетяжка-"Железная дорогя-будующее Якутии", магистраль действительно должна прийти в город в 2010 году, возможно Якутск обретет полноценный ж.д вокзал, возможно дорога закончится на правом берегу Лены у с. Н. Бестях, где ныне действует автомобильная паромная переправа для тех счастливчиков, кому удалось преодолеть просторы трассы М-56 (АЯМ- Амуро Якутская магистраль). На данный момент полотно железной дороги заканчивается в 250 км от Якутска, финиш проекта очевиден, однако не все жители города одинаково рады приходу МПС на якутскую землю, многие опасаются мощной миграции и превращения Якутска в маленькую Москву.

пл. Ленина ул. Орджоникидзе Преображенская церковь Кружало

Постепенно продвигаясь к Кружало мы миновали здание Якутского филиала гостиницы Алроса и вскоре увидели цель нашего путешествия.Кружало-реконструированный центр старого Якутска, аллея магазинов сувениров и подарков, наподобие московского Арбата. Именно здесь расположены и основные архитектурные здания Якутска- Спасо Преображенская церковь, реконструированная башня Якутского острога, памятник первопроходцам Якутии, памятник Петру Бекетову-основателю Якутска в 1632 году, а кроме того множество ювелирных, меховых салонов и несколько кафе национальной кухни. Для туриста, прибывшего в Якутск с ознакомительной целью, Кружало настоятельно рекомендуется к осмотру.

Первопроходцам Якутии Кружало Кружало Вперед, к столбам !

Удивительно длинный день 1-августа все длился и длился, но час, момент, который в душе каждого энтузиаста рченых круизов занимаем животрепещущее место, приближался. Ровно в 19 часов Михаил Светлов взял курс на Ленские столбы. Остались позади причальные стенки, городские кварталы, совершив причудливый вираж по пойме, теплоход вышел на просторы Лены и взял курс вверх по течению. Только теперь появилась возможность оценить всю красоту Лены, в некоторых местах река просто не имеет четкого русло и держа в руках GPS можно только догадыватья, по какой протоке пройдет корабль, отдельно место занимают острова и косы, большие и маленькие, многие острова тянуться на несколько километров, а песчаные косы так далеко вдаются в русло реки, что автотуристы устраивают там замечательыне стоянки для отдыха-на воде, отличное купание и продувает от мошки. Еще одна особенность-очевидно русло реки периодически меняется и смещается, иногоде теплоход буквально лавирует между отмелями и расстояние прямого курса при прохождении увеличивается почти в 2 раза за счет описанной дуги.

Н.Бестях. Паромная переправа Восход на Лене.. Прямо по курсу Первый закат на Лене...

Вскоре теплоход проходит Табагинский мыс и линию электропередач, именно здесь по замыслу проектировщиков в 2010 году АЯМ перекинется совмещенным авто-ж.д. мостом через просторы Лены, длина моста должна составить 3 км, вот правда срок его строительства может растянуться на 5-7 лет. Впрочем, увидим. Постепенно небольшие поселки становятся все реже и теплоход двигается к Покровску. В этот вечер мы впервые наблюдали закат на Лене, зрелище уидивительное и красивое. Благодаря почти что белым ночам, несмотря на движение почти на юг, наблюдать окружающие окрестности можно было достаточно долго. Было не холодно, летом в Якутске тепмература около 24... 26 градусов днем, это совсем не жарко, т.к. влажность воздуха здесь совсем иная, чем в Москве и поэтому 30-градусная жара переносится совсем легко. Климат резко континентальный, поэтому вечером воздукх остывает очень быстро, особенно на воде. Пришлось немного утеплиться. Предстоящий день обещал выдаться теплым и солнечным, завтра мы увидим Ленские Столбы.

Часть 2

Главная