Енисей-2004 (02.08-14.08.2004)

Красноярск-Енисейск-Туруханск-Игарка-Дудинка-Норильск-Дудинка-Красноярск

Фотогалерея Енисей-2004 (часть I)

Фотогалерея Енисей-2004 (часть II)

 

День 8-й (9.08.2004)

Рано утром снова прошли Игарку, высадив транзитных пассажиров из Дудинки. Погода снова начала портиться. Сегодня у нас экскурсия в Ермаково, на "мертвую дорогу".

Идея проложить трансконтинентальную железнодорожную магистраль по северу России — как бы дублера Северного морского пути — витала в государственных умах еще до семнадцатого года. Но царское правительство остановилось на более реальном проекте — Транссибе. С 1891 по 1905 год была построена гигантская одноколейная Транссибирская магистраль, протянувшаяся на 7416 километров от Челябинска до Владивостока. Однако, самым масштабным проектом 20 века в этой области стала стройка 503, «мертвой дороги» Салехард — Игарка.

4 февраля 1947 года Совет Министров обязал МВД и Главное управление Севморпути выбрать место для строительства морского порта в Обской губе, южнее мыса Каменного, а также железной дороги к нему. Но изыскатели определили, что морской, а значит, глубоководный порт построить в запланированном месте практически невозможно. Новое постановление Совета Министров о переносе порта на Енисей, в район Игарки, окончательно определило направление первого этапа трансполярной магистрали, прокладку которой поручили Главному управлению лагерного железнодорожного строительства — ведомству, возглавляемому Нафталием Френкелем: это он в свое время предложил Сталину изощренную концепцию построения социализма с использованием труда заключенных. При ГУЛДЖС незамедлительно создается Северное управление. В его состав вошли два крыла будущей магистрали: западное — 501-я стройка, от Салехарда до левого берега Пура, и восточное — 503-я стройка, от Игарки до правого берега Пура, как раз там, где сейчас стоит поселок Уренгой, с которого в конце шестидесятых началось освоение уникального газоконденсатного месторождения.

Идея проложить трансконтинентальную железнодорожную магистраль по северу России — как бы дублера Северного морского пути — витала в государственных умах еще до семнадцатого года. Но царское правительство остановилось на более реальном проекте — Транссибе. С 1891 по 1905 год была построена гигантская одноколейная Транссибирская магистраль, протянувшаяся на 7416 километров от Челябинска до Владивостока. Однако, самым масштабным проектом 20 века в этой области стала стройка 503, «мертвой дороги» Салехард — Игарка.

4 февраля 1947 года Совет Министров обязал МВД и Главное управление Севморпути выбрать место для строительства морского порта в Обской губе, южнее мыса Каменного, а также железной дороги к нему. Но изыскатели определили, что морской, а значит, глубоководный порт построить в запланированном месте практически невозможно. Новое постановление Совета Министров о переносе порта на Енисей, в район Игарки, окончательно определило направление первого этапа трансполярной магистрали, прокладку которой поручили Главному управлению лагерного железнодорожного строительства — ведомству, возглавляемому Нафталием Френкелем: это он в свое время предложил Сталину изощренную концепцию построения социализма с использованием труда заключенных. При ГУЛДЖС незамедлительно создается Северное управление. В его состав вошли два крыла будущей магистрали: западное — 501-я стройка, от Салехарда до левого берега Пура, и восточное — 503-я стройка, от Игарки до правого берега Пура, как раз там, где сейчас стоит поселок Уренгой, с которого в конце шестидесятых началось освоение уникального газоконденсатного месторождения.

На новой одноколейной дороге предполагалось построить 28 станций, через каждые 40-60 километров. Для переправы через Обь и Енисей за границей заказали два парома. Далее доселе невиданная «стройка коммунизма» должна была пойти через Колыму и Чукотку, по долинам рек Нижняя Тунгуска, Вилюй, Алдан, Индигирка... Строительство повелось достаточно быстрыми темпами и это не смотря на заполярные широты, 50 градусные морозы зимой и полчища гнуса летом. Вскоре были открыты пробные участки движения, но природа брала свое-наспех построенная дорога утопала в болотах, полотно стремительно разрушалось и тем не менее дорога жила. Было построено множество лагерей для заключенных, строителей дороги, которых доставляли в этот район баржами по Енисею. В основном расположению лагпунктов (через 10-15 км) совпадало с размещением депо и станций. Окончанию строительства помешала смерть Сталина-в 1953 году работы были остановлены, люди и техника вывезены на "большую землю", а магитстраль брошена на запустение. Именно с этого момента дорога стала умирать и становиться "мертвой дорогой".

Ермаково высадка на берег А.Матросов встал на рейде Путь на берег Путь на берег Вот что осталось от 503 стройки

На восточном участке трассы, на берегу Енисея, печальным немым видением остался целый город – Ермаково. В год закрытия стройки в нём обитало около 25 тысяч человек! Остатки мертвой дороги сохранились здесь и по сей день. Просевшие насыпи, заросшая молодыми деревьями рельсовая колея, изломанные капризами вечной мерзлоты мостовые переходы, подгнившие бараки, ржавые ряды колючей проволоки… Прямо на берегу Енисея, там где когда-то была пристань Ермаково и ледовая переправа через Енисей, вросшие в землю лежат 2 паровоза тех времен. Именно на этом, самом недостроенном участке мертвой дороги нам и предстояло побывать.

Около 11 часов утра Александр Матросов бросил якорь в одном из рукавов Енисея недалеко от Ермаково. Ширина реки в этих местах составляет 2-3 км, доставка на берег осуществляется мотоботами. Мы постарались подготовиться к походу основательно-полная изоляция тела (шапки, перчатки, полностью закрытая одежда, маскитка), удобная непромокающая обувь для треккинга, GPS, фотоаппарат. Высадились на берег и сразу же увидели те самые паровозы, лежащие на берегу Енисея. Извлечь их отсюда практически невозможно, разве что вертолетом, хотя Красноярский музей возможно и воплотит эту мечту в реальность. Паровозы сохранились хорошо, почти все двигается, вид внушающий.

 

Шлюпки возвращаются на А.Матросова   Енисей А.Матросов на стоянке Путь продолжается

По тропинке поднимаемся в Ермаково-пара домов для охотников и рыболовов, приезжающий сюда в сезон. Дальше наш путь лежит на магистраль и вскоре узкая заростающая просека через тайгу уводит нас на мертвую дорогу. Ветер стихает и сразу появляется гнус. Только тот, кто сталкивался с этими милыми животными, может понять ощущения туристов от укуса гнуса даже при предварительной подготовке. Идем. До ближайшего депо 2-3 км пути, но и это нелегкое расстояние. Лес, в принципе ничем не отличается от Подмосковного, лиственные породы. Фрагменты депо сохранились неплохо, брошенные бараки рядом. Унылое зрелище. Минут 40 понадобилось чтобы исследовать этот объект полностью. Сильно манит дальнейшая нитка магистрали, там впереди, но нам туда нельзя, впереди 300 км необитаемого пространства, сотни болот, разрушенные мосты. Гнус. Возвращаемся обратно, каждый в своем темпе, впечатления сильные, хотя места эти и захожены и все интересное вывезено, уничтожено. Снова путь на Александр Матросов. Ужин. Покусанные, под впечатлением от настоящей тайги, расходимся по каютам. Погода на прежнем уровне. Поздно вечером теплоход снимается с якоря и продолжает свой путь .

Часть 9

К началу отчета

Главная