Енисей-2004 (02.08-14.08.2004)

Красноярск-Енисейск-Туруханск-Игарка-Дудинка-Норильск-Дудинка-Красноярск

Фотогалерея Енисей-2004 (часть I)

Фотогалерея Енисей-2004 (часть II)

День 5-й (6.08.2004)

Погода испортилась окончательно. Еще позавчера было +30 и яркое солнце, сегодня +2, дождь со снегом, на носу можно лепить снежки. Вот когда пригодилась нам предусмотрительно захваченная из дома теплая одежда, шарфы, зимние шапочки, перчатки, шерстянные носки пришлись очень кстати. Это Север-смена погоды происходит в зависимости от ветра, южный с Саян-тепло, северный с моря-шторм и снег, даже летом. Мы уже най Таймыре, самом большом и самом малонаселенном уголке планеты. Расстояние между поселками здесь доходит до 600 км, указатели есть, но дорог не видно-тундра.

Рано утром ошвартовались в Дудинке. До Диксона, моей мечты, осталось совсем немного, впереди Енисейский залив. Дудинка, город-порт, самый мощный из всех на Енисее. Это сразу заметно по внушительным морским судам у причалов порта, многие из них высотой с 5-7 этажный дом. Наш теплоход плавно покачивается на волнах, Енисей в Дудинке уже очень широк, настоящая морская качка испытвается в полной мере, даже когда теплоход стоит. Пассажирский причал отнесен от порта чуть севернее, стандартный дебаркадер с табличкой "Дудинка". Касса закрыта, рейсы на Красноярск 3-4 раза в месяц. К пристани из города спускается грейдер, а Дудинка расположена выше на взгорье. Весной, в период половодья весь порт оказывается фактически затопленным разливом Енисея, а ледоход способен доставить серьезные неприятности портовым сооружениям, поэтому на зиму-порт переезжает, наверх в город !! Первый раз в своей жизни я увидел три !!! железнодорожных рельса, уходящих в гору. Именно по этому пути портовые краны уезжают с помощью тросов, толщиной в руку, на зимовку. Демонтируется все, включая подъездные железнодорожные пути. Это удивительное зрелище, ледоход на Енисее !

Дудинка Дудинка. Порт. Дудинка Дудинка. Набережная.

Город производит очень серьезное впечатление, это действительно ГОРОД. С домами, магазинами, торговыми центрами, кинотеатром, больницей, гостиницей, музеями. После четырех дней пути по просторам тайги попасть в цивилизацию очень приятно. Появилась сотовая связь, есть Билайн и МТС. Город знаменит прежде всего как спутник Норильска. Комбинаты Норильска отправляют свою продукцию и получают необходимое сырье именно через порт Дудинка. От Норильска до Дудинка 82 км сплошной тундры. Именно поэтому вместе со строительством комбината между Норильском и Дудинкой появилась самая северная в мире железная дорога и автодорога ! Велик был товарищ Сталин, строить дороги на вечной мерзлоте, дело очень сложное. Но заключенным ГУЛАГА удалось киркой и лопатой сделать невероятное-железная дорога была построена и десйтвут до сих пор ! В советский период она было электрофицирована и между Дудинкой и Норильском курсировала электричка ! Здесь нужно представить сложнейшие геологические и природные обстятельства района. Таыймыр зимой, это тундра укрытая снегом, растительности нет вовсе. Для поездов буквально прорубались коридоры, а в лютые метели дорогу знасило вовсе и поезда вставали. В музее я впервые увидел фотографию электрички, которая едет по снежному коридору, высота снежного покрова по уровень крыши вагонов !!!! И все это действовало. К сожалению сейчас электропоезд отменили, остались лишь столбы вдоль линии дороги, осуществляется рабочее движение магистральными тепловозами. Но дорога живет ! Автодорога также представляет собой чудо инженерной мысли, асфальт здесь переклыдвают каждый сезон, потому что от 50 градусных морозов его вспучивает и тем не менее даже летом дорога представляет из себя горбыль и на преодоление 82 км пути машины тратят 2 часа, быстрее здесь не поедешь, под ногами вечная мерзлота.

Вокруг тундра, огромный бескрайний ковер с многочисленными озерами, простирающийся на многие километры. И мошка, очень много мошки, даже ветер к сожалению не спасает, загрызут. Ходить по тундре очень тяжело, нога постоянно пружинит не испытывая твердой опоры. Самое лучшее транспортное средство здесь по прежнему олень, а зимой снегоход или снова олень. Надежнее всего-вертолет.

На набережной построенная недавно церквушка, очень интересно стоит на сваях, опять же мерзлота. Плохая погода к сожалению не позволила делать хорошие фото. Днем состоялась экскурсия в местный краеведческий музей, достаточно интересно, природа, животный мир, быт народов севера и ГУЛАГ. Остальное время посвящено прогулкам по городу. В магазинах почти все есть, но цены северные, в 1.5 раза выше московских. Наш приезд очень удачно совпал с праздником защиты малочисленных народов севера, проходившим в местном культурной центре. Выступал губернатор Таймыра, концерт, всем особенно запомниласья ярмарка-множечтво сортов рыбы, копченой, сырой, строгагинины. Многие из нас за всю жизнь не пробовали ничего подобного. И конечно оленьи шкуры, унты, северные художественные произведения. Вечером мы зашли в магазин, купили оленины, похожа на обыкновенный окорок, продающийся в Москве, копченое мясо, но вкус другой. Пиво, рыба, оленина, теплая компания-таков наш вечер на теплоходе в Дудинке. Погода не наладилась, сильная качка на волне. Ложимся спать, завтра едем в Норильск.

Часть 6

Главная