Енисей-2004 (02.08-14.08.2004)
Красноярск-Енисейск-Туруханск-Игарка-Дудинка-Норильск-Дудинка-Красноярск
Фотогалерея Енисей-2004 (часть I)
Фотогалерея Енисей-2004 (часть II)
Карта Енисея (часть I часть II часть III)
ЕНИСЕЙ, река в Сибири, в Красноярском крае. Образуется слиянием Большого Енисея (Бий-Хем) и Малого Енисея (Ка-Хем) в Туве. Длина 3487 км (от истоков Малого Енисей 4102 км). Впадает в Енисейский залив Карского моря. Под названий Верхний Енисей (Улуг-Хем) прорезает Запдный и Восточный Саяны, затем течёт по границе Западно-Сибирской равнины и Среднесибирского плоскогорья. При пересечении отрогов Енисейского кряжа образует Казачинский и Осиновский пороги. В низовьях разбивается на рукава; ширина русла до 15 - 20 км, глубина не менее 15 м. основан притоки: Оя, Туба, Мана, Кан, Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижнем Тунгуска, Курейка (справа); Абакан, Турухан (слева). Енисей - самая многоводная река Российской Федерации. Средний расход воды у Игарки 18 100 м3/с (в устье 19 800 м3/с). Для большей части Енисея характерны весенние половодья и летние паводки, для верховьев - весенне-летнее половодье. Купальный сезон (июль - август) не превышает 40 дней. На Енисее - Саяно-Шушенская, Майнская и Красноярская ГЭС с водохранилищами. Судоходство на водохранилищах и от Красноярска до устья. Для проводки судов из нижнем бьесра в Красноярское водохранилище и обратно сооружён судоподъёмник. До Игарки поднимаются морские суда. В бассейне Енисея - заповедники Саяно - Шушенский и Столбы. На Енисее - гг. Кызыл, Шагонар, Саяногорск, Минусинск, Абакан, Дивногорск, Красноярск, Лесосибирск, Енисейск, Игарка, Дудинка; пос. Шушенское.
Предисловие
Попасть на Енисей сейчас, прямо скажем, нелегко и затратно. Дороже, наверное, только путешествие на Камчатку. Особенность Красноярского края, малая плотность дорожной сети. При длине водного пути Красноярск-Дудинка около 2000 км, дорожная сеть заканчивается уже при удалении в 300 км от Красноярска на север, в Енисейске. Сообщение по Енисею на данный период нерегулярное, в период навигации курсирует Ракета до пос. Бор (600 км, 1200 р., 11 часов в пути) и пассажирские теплоходы до Дудинки (раз в неделю). Из Москвы самолетом можно добраться до Красноярска и Норильска.
Давно, еще в поездку на Байкал в 2001 году возникла мечта посмотреть реку. Чего только стоит один железнодорожный мост через Енисей в Красноярске ! Но мечта все как-то не складывалась. Год 2004 решено было сделать переломным годом освоения Сибири. И мы решили начать с Красноярска !
Однако, это вовсе не так просто, как кажеться обывателю. Нужна турфирма ! И она нашлась, ни сразу (поисковик Ремблера на запрос о круизах по Енисею выдает не так много информации), а случайно. В июне 2004 года судьба дала нам удивительную возможность посетить Валаам. Организовывала наше путешествие московская компания Атолл Трейд. Основное направление деятельности компании -речные круизы по России, СНГ. Низкий поклон, персоналу компании, благодаря их усилиям наш отдых прошел замечательно и впечатления остались самые лучшие. В числе предлагаемых компанией Атолл Трейд маршрутов, увиденных мною в офисе, стал круиз по Енисею. Круиз проводиться только 2 раза в год, в августе, на 3-х палубном теплоходе Александр Матросов, последнем флагмане пассажирского флота Енисея. Не раздумывая ни минуты (разве что о стоимости круиза-24800 на человека в 4-местной каюте, 2 местное размещение) было решено отправиться на Енисей в августе 2004 года.
Маршрут до Красноярска был выбран со вкусом, поездом от Москвы через Казань (именно через Казань, а не через Пермь с Ярославского, это дало возможность увидеть Урал во всей красе, хоть и из окна поезда) Красноуфимск, Свердловск, Тюмень, Омск, Новосибирск. В Красноярск прибыли утром 1 августа. Уже на месте высянилось, что основным оператором тура является красноярская турфирма Дюла. Крупнейший туроператор Сибири. По договоренности с Дюлой, всем прибывшим в Красноярск 1 августа (начало круиза в 9.00 утром 2 августа) предоставляется бесплатная ночевка на теплоходе. Это логично, туристы съезжаются в Красноярск со всей страны и из за рубежов нашей Родины, собрать всех сразу трудно. Для желающих в день приезда 1 августа Дюла организовывала прием в Красноярске на весь день (экскурсия по городу, Красноярские столбы, Красноряская ГЭС, полный пансион). Мы решили выбрать собственную программу-за день мы осмотрели Красноярск (к сожалению без музеев) и совнршили увлекательную 6-часовую прогулку по заповеднику Красноярские Столбы.
Красноярск-удивительно красивый город. Город основан в 1628 году как военная крепость, защищающая русские поселения по берегам Енисея от набегов кочевников. От вокзала, неспешным шагом за 15 минут можно выйти на набережную Енисея и прогуляться до здания Речного вокзала. Очень интересен исторический центр города, почти всюду изобилующий прекраснейшими видами. Вплотную к городу подходят горы, несколько микрорайнов Красноярска раскинуто на возвышенностях, откуда на город и Енисей в хорошую погоду открываются замечательные виды, город словно лежит на ладони. Во избежании траты лишних сил полезно передвигаться по городу на такси, это недорого и удобно, особенно при поездках на смотровые площадки, подниматься пешком 1.5 км в гору несколько утомительно и неэффективно.
Красноярские столбы-заповедный участок тайги, примыкающий к городу, с множеством скал, красивейшими видами на окрестности. О Столбах написано множество книг и статей, снято множество фильмов. Им посвящены стихи, о них написаны песни, они служат источником вдохновения художников. С ними связано множество судеб. На Столбах произошло множество событий. На Столбах родилось и живет уникальное движение столбистов, со своими традициями и своеобразным фольклором. На Столбах воспитаны выдающиеся скалолазы и альпинисты. Однако-столбы таят в себе большую опасность, опасность переоценки собственных сил. Весь заповедник пересечен вьющимися тропинками, соединяющими основные скалы. Здесь можно соверщать прогулки любой продолжительности и сложности. Главное-подготовка к путешествию. Добраться до столбов непросто-8 км вверх по асфальтированной дороги от остановки автобуса или канатная дорога (работает невсегда). Настоятельно рекомендуется запастить картой заповедника, одеть соответствующую обувь (например кроссовки, кеды), одежда (не обятгивающая, свободная), запас продовольствия (магазинов, ресторанов в Столбах нет). Выполнив эти несложные советы и не пересекая границу возможного риска (восхождение по вертикально отвесной стене), от прогулки по Столбам можно получить массу удовольствия. Лучше всего зарезервировать на Столбы целый световой день, отделив осмотр Столбов от осмотра Красноярска.
Турфирма Дюла
В этом маленьком обзаце, не предъявляя официальных претензий турфирме Дюла, я хочу сказать несколько слов об организации круиза в целом. Бизнес, жестокая вещь, и каждый грубо говоря зарабатывает деньги доступными путями. Но, думаю менеджерам Дюлы, должно быть стыдно перед соотечественниками и вот почему. Цены на путевки завышены минимум в 3 раза и эта цифра выведена участниками круиза в момент его окончания за прощальным ужином, основываясь на впечатлениях от поездки. И дело вот в чем. В навигацию проезд по маршруту Красноярск-Дудинка на теплоходе А.Матросов в кассе пароходства стоит 5000 рублей (это люкс ) и 2500 (главная палуба). Это основная составляющая тура, транспортная. Остается-питание и экскурсии. Питание-оно было мягко говоря на 50 р. в день по ценам столовой в Москве. Положение речников на Енисее сейчас очень сложное, река вымирает, зарплаты просто нищенские (5000 р-матрос), но все же сибиряки остаются честными людьми. И трудно заподозрить экипаж А. Матросова в нечестности-они делали все, чтобы сделать наш отдых максимально кофмортным и приятным, четко осознавая куда идут заплаченные туристами деньги, конечно не в пароходоство, оно умирает, куда-то еще.
Стоимость тура-28500 р. Минимальная, при 2 местном размещении в 4 местных жестких каютах. Двухместные, одноместные каюты по цене поднимаются к 50.000 рублям. Несложный расчет показал, что проезд до Дудинки (туда и обратно) на А.Матросове обходиться в 5000 рублей. Трехразовое питание никак не тянет более чем на 500 р. с человека в день, реально меньше. Ну и экскурсии. Не более 15000 рублей на туриста. Против 28500 или даже 50000. Именно в такую сумму, 15000 рублей, вы сможете уложиться, проехав по нашему маршруту самостоятельно и питаясь в ресторане теплохода, не отказывая себе ни в чем. Горькое ощущение обмана и даже не в Турции, у себя на Родине, вот такое впечатление осталось у большинства участников круиза. Однозначно, уровень сервиса, предоставляемый Дюлой, никак не соотвествует стоимости путевок и эксклюзивность тура здесь не оправдание. Лучший совет нашим последователям-приезжайте в Красноярск перед началом тура и обяратитесь перед отходом судна к капитану или его помошникам, на теплоходе всегда есть свободные места, и вы сэкономите время и деньги, получив максимум сервиса по своему усмотрению. Однако, путешествие началось. Утро 2 августа, 9.00, льет дождь и Александр Матросов отшвартовывается от причала Красноярск. Существует поверье, что уезжать в дождь, это к счастью.
День 1-й (2.08.2004)
Позади нашего красавца корабля остаются причалы Речного вокзала, Енисей совершает свой первый изгиб. Вдали остаются городские высотки, мы проходим под первым (из трех) мостов через Енисей.
Вечером состоялась экскурсия по нашему красавцу теплоходу Александр Матросов. Общее впечатление – очень хорошее. Я никогда не видел теплоход 588 проекта в таком превосходном состоянии. Он был как новый, деревянная отделка всех внутренних помещений,несмотря на то что годо постройки судна-1954. В момент нашего круиза Матросов отмечал свой 50-летний юбилей. В носовой части – ресторан, затем – каюты “люкс” и одноместные каюты, в корме – кинозал (обычный для таких теплоходов) и открытый солярий.
Енисей в черте Красноярска | Енисей в черте Красноярска | Енисей в черте Красноярска | Енисей в черте Красноярска |
На средней палубе в носу – просторный музыкальный салон, далее – двухместные одноярусные каюты первой категории и четырехместные каюты первой категории. В корме – небольшой читальный салон (на более поздних судах этой серии салоны поменяли местами).На главной палубе в носу – ресторан, затем в боковом салоне – кафе-мороженое, далее – четырехместные каюты третьей категории.На нижней палубе – двухместные двухъярусные каюты третьей категории.
Теплоход Александр Матросов | Читальный зал | Верхний ресторан | Нижний ресторан |
А дождь все не унимается. Вот и время обеда. Идем в ресторан теплохода. Здесь теплее и веселее, начинаются первые знакомства. Почти 80% туристов, москвичи, богатеи по местным меркам. Все находяться в предвкушении предстоящего путешествия. Тем временем Енисей первый раз сжимает тиски, с двух сторон горы. Это Красноярск-26 (Железногорск). Вскоре пропадает и мобильная связь, до Дудинки. Пригороды Красноярска позади. Погода наладилась, идем на нос корабля и почти до самого вечера любуемся красивейшими видами.
26 февраля 1950 года было издано постановление Совета министров СССР, подписанное И. В. Сталиным, о строительстве Комбината № 815 (будущий ГХК), комплекса по производству оружейного плутония. Секретный комплекс и закрытый город при нём строили подразделения Минобороны, МВД и заключённые ГУЛАГа.
В мае 1950 года по распоряжению МВД СССР создаётся исправительно-трудовой лагерь «Гранитный». Силами заключённых с мая по октябрь велось строительство внешней железнодорожной ветки протяжённостью 51 километр по маршруту «станция Базаиха Красноярской железной дороги — Соцгород». Введение в строй железной дороги дало возможность оперативно доставлять грузы на строительные площадки рабочего посёлка и комбината.
Одновременно, летом 1950 года, начинаются работы по подготовке горнопроходческих работ в скальном массиве, предназначенном для размещения Комбината № 815.
К 1953 году стройка приобрела широкий масштаб. Вступили в строй деревообрабатывающий комбинат, кирпичный и бетонные заводы, были разработаны песчано-гравийные карьеры. В городской черте появились 234 жилых дома, кинотеатр, три школы, три столовых, детский сад, больничный городок.
К 1956 году была подведена внутренняя ведомственная железная дорога к достраиваемому ГХК, который был сдан в эксплуатацию в 1958 году. Он был размещён под землёй (в массиве горы) на глубине до 200—300 метров и проектировался таким образом, чтобы выдерживать даже ядерные удары. Система производственных и транспортных тоннелей ГХК сопоставима с московским метро. Подземные залы достигают 55 м в высоту. Производимое реактором тепло использовалось для отопления города.
17 марта 1954 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Комбината № 815 получает официальный статус города и имя: Железногорск — для закрытой переписки, партийных и советских органов, Красноярск-26 — для открытой переписки. Его также называли «Соцгород», «Девятка», «п/я 9», «Атомград».
В 1964 году был введён в действие подземный радиохимический завод для переработки облучёного урана. К 1985 году под Енисеем на глубине 40 м был проложен тоннель для перемещения радиоактивных отходов на полигон их захоронения (в настоящее время тоннель не используется по назначению).
Железнодорожная линия имеет длину 30 километров (в том числе пять километров под землёй) и три станции («Соцгород», «Вольная», «Комбинат»), последняя из которых сооружена подземной, близкой к стандартам метрополитена.
Линия начинается на станции Базаиха Красноярской железной дороги ОАО РЖД. У юго-западной границы ЗАТО, вблизи посёлка Тартат начинается электрификация (висит контактный провод), проходит через основной жилой массив города, далее идёт вдоль берега реки Енисей, затем скрывается в подземном тоннеле горно-химического комбината.
В качестве подвижного состава используется четыре восьмивагонных электропоезда постоянного тока ЭР2Т («электричек»).
Красноярск-26 | Красноярск-26 | Красноярск-26 | Горы отступили |
За поселком Предивинск Енисей 40 км течёт в скалистом узком ущелье, при выходе из которого начинается Казачинский порог. Русло реки завалено огромными глыбами, скорость течения достигает 20 км/ч. По узкой горловине может пройти только одно судно; для проводки маломощных судов используются буксиры - туера. На левом берегу - с. Казачинское, бывшее до революции местом политической ссылки.
Казачинский порог | Казачинский порог | Енисей | 150 км, Зеленая стоянка |
Наступил вечер первого дня. После ужина-традиционный вечер знакомств и отдыхающие прогуливаются по палубам. С заходом солнца становится свежо.У пос. Стрелка в Енисей справа впадает Ангара. Енисей становится широким (до 4 км), течение замедляется. По левому берегу на 20 км протянулся г. Лесосибирск с крупным лесопром. комплексом. Ниже, также на левом берегу, стоит г. Енисейск (основан в 1619). Селения на берегах Енисея встречаются всё реже.
Енисейск | Прямо по курсу | Палуба А.Матросов | А мимо нас... |