"Над краем этим была разлита такая вселенская тишина, что, казалось, был слышен беззвучный полет опадавшего березового листка.... Он поднялся по крутому склону на скалу, отдышавшись сел на замшелый валун. Сильное душевное волнение, охватившее его, когда они вошли в обрамленную отвесными, изломанными скалами бухту, улеглось. Он стал размышлять не спеша. Больше всего в эти мгновения его поражала вот эта необычайнейшая тишина. Удивительно, им овладело неодолимое желание неотрывно смотреть на эти скалы, лес, взирать на даль озера, уходящую к горизонту. Да, будут хлад и глад, пожары и разорения, неверие и запустение посетит острова, но светильник монашества, им воззоженный, будет гореть вечно."

Е.П. Кузнецов "Валаамская тетрадь"

 

Речные туры на Валаам из Санкт-Петербурга                                                                                     Остров Валаам                                                              

 

 

Расположен в Республике Карелия, в Ладожском озере, в 42 км от г.Сортавала и Приозерска, в 215 км от Санкт-Петербурга.

Проезд: до Санкт-Петербурга, далее-круизным теплоходом от Речного вокзала или катером от г. Приозерска.

Схема острова Валаам

Фотоальбом Валаам-2004

Скачать книгу Е.П.Кузнецова "Валаамская тетрадь" (часть I часть II часть III часть IV)

 

1. Немного истории и географии

До недавнего времени Валаам был темой закрытой. Упоминаний о Монастыре почти в Советской литературе почти не встречалось. И на то существуют достаточные основания. С 1944 по 1989 г. на острове Монастыря как факта не было, а был-Дом Инвалидов. Зрелище это было настолько плачевным и душераздирающим в прямом смысле этого слова, что об острове старались не упоминать в прямом смысле слова. Все изменилось 13 декабря 1989 года, в день Святого Апостола Андрея Первозванного, когда на острове был в которой раз возрожден монастырь. С этого момента Валаам вышел из тени, о нем заговорили, вскоре на острове побывала первая экскурсия иностранных туристов и слава Валаама разнеслась по всему миру. Такова новейшая история Валаама.

Ϯ ˠ䮣堭ࠂૠଢ border= Вообще говоря, Валаам-это группа островов в Ладоге, почти равноудаленная от западного и восточного берегов, этого сурового и своенравного озера, в чем не раз кстати говоря имели возможност убедиться шведы. Центральный и самый крупный остров архипелага-Валаамский, на нем и расположен монастырь со всеми основными постройками и скитами. Однако, остальные острова также заслуживают внимания, красотой своей природы, уединенностью скитов, своей историей. Несколько выделяется среди них остров Оборонный, являвшийся когда-то частью знаменитой линии Маннергейма. На острове сохранились остатки финских укреплений, однако доступ к ним сейчас весьма затруднен по многим причинам. ͨꮭ꠿ ᳵ border=
По Ладоге на Валаам   По Ладоге на Валаам

2. Основание Валаама. Первые шаги...

Точной даты основания Валаамской Обители, пожалуй, не сможет назвать сейчас ни один историк. По разным историческим документам Обитель (монастырь возник гораздо позже) возникла на затерянном в водах Ладоге острове на рубеже 13-14 веков. Достоверно известно, что в 1240 году армада из пятидесяти шведских галер под командованием Ярла Биргера двинулась через Ладогу на восток. Цель-Великий Новгород.

И снова к первоисточнику. "Войдя в Неву, одним махом смели они новгородскую стражу, прошли вверх по течению еще 20 миль и устье Ижоры встали на отдых. В Новгорород был послан гонец с вызовом молодому князю Александру. "Дерзай, если сможешь". И Александр Ярославович дерзнул !" Шведы были разбиты, а князь Александр с тех пор именуется Невским. Вскоре между корелой (Карелия) и Новгородом возникает военно-политический союз. Битва за северо-запад Руси идет еще длительное время. В свете этих событий Валаам оказался на "переднем крае обороны". При каждом своем набеге шведы разоряли монастырь до основания, поэтому летописей не сохранилось. И хотя, скажем более северный, Соловецкий монастырь стараниями братии был превращен в крепость и играл важную оборонительную роль, с Валаамом ничего подобного не произошло.

Тем временем набеги шведов продолжаются. В 1611 году шведы осаждают Изборск, Псков, Орешек, Новгород, фактически весь северо-запад Руси. Конечно же на их пути был и Валаам. Монастырь вновь разрушается до основания, погибает братия монастыря. Уцелевшие перебираются в Старую Ладогу. Жизнь Валаама затихает. "Взвивались над Русью смуты, гремели войны, сменяли один другого государи динасии Романовых. Над обезлюдевшими островами валаамского архипелага текло время. Прошел век, в январе 1705 года шведы были изгнаны из северного Приладожья Петром Великим. Проходит еще 10 лет. И лишь в 1715 по указу Петра монастырь возобновляется. В 1720 году монастырь получает статус самостоятельного монастыря. Возрождается Валаамская обитель. " Большую помощь в восстановлении Валаамской обители оказал Кирилло-Белозерский монастырь . В том же 1720 году деревянный ансамбль Спасо-Переображенской церкви с колокольней и килейными корпусами был отстроен.

ͨꮫ詠border= К середине 18 века монастырь большей частью был восстановлен, но уж сильно мешали пожары. В 1751 и 1754 годах пожар уничтожает часть монастрыских построек. Так могло продолжаться и далее, но такова уж видно судьба России, что в переломные моменты истории в народе русском находятся люди, наделенные божественным даром. Опеку над монастырем взял в свои руки митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил. И решено было возводить на Валааме монастырь из камня. Но как это сделать? Острова Валаамские сплошь состоят из камня (лопата в землю более чем на шытк не входит), да вот задача, добыть его и архитектора найти подходящего. И опять-желание великое, Вера истинная помогают двигаться строительству на Валааме. ̮ࢠborder=
Никольский скит   Проливы Валаама

Волею судеб Главным архитектором Валаама суждено было стать иеромонаху Саровской Пустыни Назарию. В 1782 году указом Святейшего Синода Назарий становится настоятелем Валаамского монастыря.

3. Валаамский монастырь

"Перво-наперво были Назарием отысканы на островах нужные глины и определены их примерные запасы. Вскоре был построен кирпичный завод, лесопилка, литейная мастерская. Помолясь, принялись за дело. Работы по строительству каменного монастыря начались в 1785 году. Три года ушло на подготовку, создание строительной базы, начертание чертежей и планов. К 1801 году в целом монастырь был возведен. Композициооным центром является Спасо-преображенский собор, вокруг два четырехугольника, где расположены келейные корпуса, большая трапезная, мастерские и службы монастыря. Северне была выстроена церковь Успения Богородицы, южнее-Николая Угодника. В том же 1801 году Назарий снимает с себя бремя настоятельстваи удаляется в Саровскую Пустынь". Памятен, однако Назарий на Валааме не только как архитектор монастыря, но и как архитектор Устава монастырского, одного из самых строжайших, действовавших до 1944 года.

В 1819 году монастырь удостоился посещения императором Александром I. Император провел в монастыре трое суток, будучи человеком набожным, постясь и творя молитву. Государь настолько остался доволен визитом на Валаам, что в 1822 году монастырь был возведен в I класс и дарованы ему были земли, что позволило еще более серьезно развить строительную деятельность на островах.

4. Игумен Дамаскин

Никто в начале не придал значения появлению на Валааме в 20-х годах 19 века скромного юноши из Тверской губернии, Домиана Кононова. Но именно этот человек деятельностью своей способствовал наибольшему расцвету Монастыря. При Дамаскине монастырь развивался очень стремительно, строилась основная усадьба, основывались на островах скиты (всего их было 13), прокладывались от центральной усадьбы по острову дороги, строились монастырская гостиница, больница, мастерские и заводы, разбивались на каменных землях Валаама огороды и в урожайные года на Валааме вызревали арбузы !!!

В начале же был простой крепостной крестьянин и богомолец Домиан Кононов. На Валааме он объявился в 1819 году, уже во второй раз, но теперь уже со страстным желанием-принять послушание, а потом и иночество. "Потянулись годы послушания. Домиан шил сапоги, месил квашню, ходил за лошадьми, обливался потом на заводе, кормил нищих. На Рождество 1823 года был пострижен в рясофор, а в 1825 году в иноки с именем Дамаскин. Уже в марте 1826 года благославлен был на жительство в скит Всех Святых, дабы постичь жизнь уединенную-скитскую". В 1830 году указом Настоятеля Дамаскин становится начальствующим монахом в том же скиту и развивает незаурядную хозяйственную деятельность, проявляет себя как жестский организатор.  

̮ࢠborder= Дамаскину удается организовать скитскую жизнь по идеальному порядку, а кроме того он активно занимается строительством, рукоделием, земледелием, пишет книги по уставу. Такая рачительность в делах монастырских не могла быть не замеченной. В 1838 году на Валаам прибывает с инспекцией еписком Игнатий. Беседуя с Дамаскиным он решается пожить недельку-другую у рачительного инока и невольно став свидетелем воистинну огромных способностей этого человека и его преданности делу иночества, решает-так тому и быть !. Вскоре Дамаскина вызывают в Санкт-Петербург и свкоре он возвращается на Валаам уже в качестве настоятеля и успешно правит монастырем долгих 42 года. ̮ⱪ詠ﰮ먢
Никольский скит   Монастырская бухта

Плоды эпохи Дамаскина и польза им принесенная видна невоооруженным глазам и сегодня, каждому кто посещает остров и останвливается в монастырской гостинице, путешествует по дорогам Валаама, любуется чудными фруктовыми садами и прекрасным великолепием Скитов Валаама. Во истину, не оценим вклад этого человека в дело развития Обители.

Вот основные вехи эпохи Дамаскина на Валааме:

נ border= נ㮰堅륮border= ®履詠border= ®履詠border= ʮ頱ꨲ ȣ襠 border= ̮ⱪ詠ﰮ먢 ̮ⱪ詠ﰮ먢 ̮ⱪ詠ﰮ먢
Часовня Часовня Воскресенский скит Воскресенский скит Монастырская дорога Игуменские озера Коневский скит

Причал

Монастырская бухта

Į蠂ૠଠ ̮
        border= ̮
        border= Всего же за годы правления Дамаскина поставлено на островах 18 часовен. Многое, многое удалось сделать рачительному настоятелю. Основан рыбный завод, конный завод, выстроено 126 км !!! дорог под конную тягу, пристани, приобретены 3 колесных парохода, налажено постоянное сообщение с Петербургом, основаны подворья монастыря в Петербурге и других крупных городах. А фруктовые сады? Сколько труда нужно было вложить в этот казалось бы несбыточный проект, чтобы на на скалах выращить арбузы? Было и тому есть свидетели. Дороги-на каждой вырубался памятный знак в честь года строительства каждого тракта. ̮
        border=
Памятный знак в честь строительства дороги

Скиты Валлама

Скиты Валлама

  Московский пролив

5. О, чудный остров Валаам !

Годы правления Дамаскина на Валааме памятны, однако, не только строительством Обители. В эту эпоху Валаам становится натурным классом Санкт-Петербургской Академии Художеств. Работы, написанные на Валааме П.И. Балашовым и И.И. Шишкиным по праву занимают видное место в коллекции Русского музея Санкт-Петербурга. Впрочем, всего этого могло бы и не быть, если бы не счаливая случайность. В конце июня 1856 года на Валлам прибывает Петр Иванович Балашов и два месяца проводит на острове.

ѯ౮-ϰ审孱ꨩ 
        border= Деятельность молодого художника-графика оказалась настолько плодотворной, что к концу его пребывания на Валааме количество работ с пейзажами острова превысило 200 и была представлена Дамаскину на рецензирование. Самые положительные отзывы Настоятеля позволили вскоре издать в Санкт-Петербурге альбом гравюр художника, получивший высочайшую оценку уже в Петербургской Академии Художеств. Интерес к Валламу в Академии был подогрет и в 1858 году на Валаам начинают один за другим тянуться будующие прославленные художники России, на практику. В 1857 году на Валааме побывал Михаил Клодт, а 1859 году остров посетил студент, тогда еще, Иван Шишкин. Валлаам настолько вдохновил Шишкина, что он провел на острове все каникулы и свою выпускную работу в Академии посвятил именно теме Валаама, за что и получил золотую медаль, звание классного художника и первое широкое признание. ̮ࢠborder=
Спасо-Преображенский собор   Спасо-Преображенский собор

Позже, в пору своей зрелости, Шишкин привезет на Валлам множество своих учеников и многие из них прославяться благодаря именно Валааму. Но не только художниками знаменит Валаам, бывали на острове и другие знаменитые люди, например композитор П.И. Чайковский , Н.К. Рерих. В своих работах эти видные деятели исскуств прославили Валаам и вскоре слава Обители пошла по России, а потом и по всему миру. Монастырь рос и богател т крпела Вера. Монастырь становится местом, особо почитаемым для для паломников со всей Руси. Так продолжается до начала века двадцатого...

6. Век двацатый

Двадцатый век монастырь встретил в процветании. В начале 20 века общее число братии насчитывало около 1200 человек. В 1911 году завершен ансамбль Воскресенского скита. В 1917 происходит "Октябрьская Революция". В декабре 1917 года финский сейм провозглашает независимость Финляндии (до этого момента Финляндия в составе России и с какими привелегиями !!!) и Валаам оказывается за пределами Республики Советов. Бог спас братию от репрессий 20-30 годов, бушевавших в России. Однако Советско-Финская война 1940 года монастырь стороной уже не обошла. Несмотря на огромные потери совестские войска все же продвигались в глубь Финской территории и в конце февраля 1940 в монастыре снаряжают обоз в Финляндию, спасается самое ценное.

îū宭 îū宭 На небольшие средства в Финляндии покупается земля и начинается строительство Нового Валаама. Монастырь действует до сих пор. С переходом монастыря СССР жизнь в нем замирает, остров до 1944 года остается почти необитаемым. А потом на Валааме основывается богадельня, позже в скитах создаются турбазы. Жизнь на острове замирает, монастырские стены пустуют, а сам монастырь на долгие годы отдается на поругание. До 90-х годов 20 века продожается запустение. 13 декабря 1989 года, в день Святого апостола Андрея Первозванного, когда на острове был в которой раз возрожден монастырь. Начинается трудный процесс восстановления монастыря, который продолжается и по сей день. ¨䠱 㮰륮border=

Скиты Валаама

Скиты Валаама

  Вид с горы Елеон

 

За прошедшие 15 лет сделано немало, восстановлен Спасо-Прекображенский собор, дороги, хозяйственные постройки монастыря. Восстанавливаются скиты Валаама. Обитель возрождается. "И живет теперь Валаам как бы уже тремя жизнями. Монастырской, поселковой и туристическо-паломнической. Богомольцы-паломники прибывают на отстров поканебольшими группами. На большие праздники: на Троицу, на день Сергия и Германа (11 июля), на преображение Господне (19 августа), их бывает несколько сотен. Туристов же, конечно, в десятки раз больше."

"О, дивный остров Валаам,

Рука Божественной судьбы

Воздвигла здесь обитель рая,

Обитель чистой красоты"

 

Республика Карелия

Города России

Главная