Путешествие на озеро Кукас

Путешествие на озеро Кукас (10.08-23.08.2007)

Фотогалерея оз. Кукас (часть I)

Фотогалерея оз. Кукас (часть II)

Фотогалерея оз. Кукас (Мурманск) (часть III)

Идея путешествия на озеро Кукас (Северная Карелия) родилась достаточно давно, скажем так ей больше 3-х лет. Но поездка все не складывалась, мешали обстоятельства, впрочем попытка прорыва на Кукас со стороны Кандалакши были предпринята в 2005 году, но безуспешно. Выбор именно северной Карелии, как региона для очередной экспедиции был тем не менее не случайным, слишком сильно в последние годы страдает от нещадного истребления Карелия Южная, сплошные неконтролируемые вырубки, мощное освоение региона туроператорами и вызванным в связи с этим рост цен, наконец просто желание увидеть уголок нетронутой, первозданной природы, заставило обратить свое внимание на более глухие уголки. Информация собиралась по всем необъятным просторам Интернета.

По мере изучения отчетов о поездках в Карелии, а это в основном конференция на www.k2000.ru, внимание привлекло озеро Кукас. Высокогорное (по карельским меркам, высоты окружающих гор до 350 метров), с большими до 120 метров глубинами, идеально чистой водой, скалистыми берегами, полному отсутствию населенки в радиусе 30..50 км, все это идеально подходило под выбранные критерии путешествия. Наиболее информационно насыщенным по озеру Кукас оказался отчет о путешествии на Кукас в 2003 году.

По мере возможностей была развернута мощная подготовка к путешествию. Во-первых, было решено отказаться от идеи проехать к озеру на своих недоприводных машинах, большой участок дороги проходит по каменистой, именно каменистой дороге, так что даже знаменитой буханке там приходится нелегко и оптимальным является ГАЗ-66. Во-вторых, уникальность озера Кукас еще и в том, что подъезд к нему возможен только с 2-х сторон света, с востока от Чупы и трассы М18 (поворот на Нольозеро) и с запада, через Кандалакшу и Зареченск. Второй вариант, как уже ыбло описано выше, был опробован в 2005 году и не принес ожидаемого успеха, т.к. необходимо достаточно точное ориентирование на последнем участке пути от Зареченска и дорога там весьма плоха, а главное неинтересна.

Намного красивее представляется путь к озеру Кукас с востока, от Нольозера. Дорога от трассы М18 до поселка Нольозера проезжа даже для легкового транспорта, поселок Нольозеро как факт не существует уже более 20 лет и места эти посещают только многочисленные отдыхащие из Мурманской области. Дальнейший путь пролегает по достаточно тяжелой для проезда единственной дороге, пересекающей две интересные реки-Пудос и Винча, около Винчи каскад водопадов. Наконец исходя из карты и сам восточный берег озера Кукас представлялся более интересным, скалистым, с мощным сливом воды из озера и видимо хорошими стоянками, что и подтвердилось в последствии.

1-день, 11 августа 2007 года, суббота.

С 3 часов утра в неспешном ритме загружаем машину поклажей. Вообще то машин должно было быть целых две, но в силу ряда обстоятельств у нас одна машина и в нее упаковывается лодка, мотор, 3 пассажиров, рюкзаки, провизия, все остальные вещи. В итоге машина представляет собой жуткое зрелище, нос задран, корма села, впереди 1700 км пути до Чупы. В 5 утра ключ на старт и мы выезжаем в путь. Ярославка как всегда ранним утром субботы радует, но не сильно, дачники тоже спешат к своим фазендам, видимо теперь выезжать на дачу ночью стало веянием времени. Тем не менее за 1.5 часа добираемся до Переславля Залесского, а чуть позже к 8 утра и в Ярославль. Начало хорошее, первая заправка и на Вологду. Постепенно теплеет и задается весьма неплохой денек. Ближе к 11 Вологда и пока ни одной встречи с ДПС. Неправильный выбор маршрута проезда через переезд в выходной день (пробки !!!), отнял 1.5 часа драгоценного времени. После Вологды в сторону Кириллова плотный поток дачников и засады ДПС, километров через 50 все стихает, набираем скорость, путь до Вытегры привычен. В 16.10 наконец-то миновав Вытегру пересекаем границу Карелии. Теперь, мы в отпуске ! Около 20.00 прошли Медвежьегорск, предварительно подлив бензина в Пудоже. Выход на М-18, в августе в Карелии еще очень светлые ночи, едем. В поселке Пушной традиционная заправка, ужин, кофе. На место, в Чупу, прибываем в 2 ночи, затратив на путь в 1700 км - 21 час времени (поезд в среднем 26..27 часов).

2-день, 12 августа 2007 года, воскресенье.

Ночь прошла достаточно напряженно, спали втроем в загруженной машине, всего 4 часа. В 6 утра по плану у нас встреча с второй частью нашего состава на ст. Чупа. Приезжаем, Юры и Нади нет, ждем. Наверное нет смысла петь оды прекрасному карельскому солнечному утру, оно прекрасно в отличии от мерзкого московского, с пробками, толчеей и смогом над городом. Сказать, что легкие дышат даже здесь на станции, ничего не сказать, сказка. Вот приходит и уходит скорый Питер-Мурманск и снова тишина. Звон тишины. Ждем, нашего 2 экипажа все нет, решаем ехать в поселок искать машину для заброски, благо связь (Мегафон, МТС) в поселке Чупа присутствует.Цены на заброску в Карелии сейчас кусаются, виноваты в этом видимо сами туристы, посещаемость региона растет и растут цены. Впрочем, забросится в достаточно излюбленные байдпрочниками места не дорого, наша точка вызывает конкретный рост цены на услуги.

Особенно запомнился нам эпизод с турфирмой Аурелия, с виду весьма приветливый сайт на деле обернулся пренебрежением к клиенту. Дело в том, что без нашего второго экипажа мы были не достаточно функциональны в полном объеме (деньги, вещи) и вполне естественно обратились к представителю Аурелии с просьбой учесть наши обстоятельства, нисколько не собираясь отказываться от договоренности о заброске. Услышав ответ что это только наши проблемы и деньги против стульев, единогласно решили отказаться от услуг Аурелии, тем более что цена услуг (8000 рублей в один конец пути) даже из Москвы казалась завышенной. Вполне естественно, что в течении ближайших 30 минут мы нашли альтернативный и как выяснилось позже счастливый для нас вариант заброски на Уазе (буханка) прямо до стоянки на озере Кукас.
Карта пути от М18 (часть I)   Трасса М18

Живет в Чупе замечательный человек, Бачеев Николай, спросите любого в Чупе, дом его на самой окраине поселка на берегу залива Белого моря, славится гостеприимством и замечательной карельской банькой, цены на заброску групп по району тоже весьма демократичны, в среднем они в 1.5 раза ниже цен Аурелии, ориентированной как мы сделали вывод на состоятельных клиентов из Москвы и Питера. Тут наконец-то и вторая часть наши группы объявилась, приехали Юра и Надя Зайцевы.

После долгих сборов в путь отправились только к 13 часам. Расстояние до озера Кукас от Чупы -92 км, из них ровно 62 грунтовая дорога от М18 через Нольозеро. Естествеенно первым замечательным обстоятельством для нас стало обилие грибов в лесу, скажем так подосиновики там растут прямо на дороге сразу после съезда с М18. Через 40 минут пути от трассы (14 км) достигли Нольозера, поселок полностью заброшен, но посещаем как уже писалось выше дачниками. Достаточно быстро после Нольозера дорога начала резко ухудшаться и скорость упала до 10 км/ч, основная неприятность камни, торчащие из дороги, здесь уже нужен большой дорожный просвет.

Мост через Пудос. Внешне ничего особенного, на подъезде стоянка с комарами. Сам мост представляет из себя навал бревен поперек реки, буханка проезжает его совершенно безболезненно, в принципе и Нива здесь пройдет. На всем пути это самый сложный мост. Течение Пудоса достаточно ровное и неприхотливое. В принципе ничего особенного и интересного в этом месте не обнаружено. После некоторого перыва на фото и прогулки продолжаем движение к Винче. Местность становится чуть интереснее, видна гора Иванова, вот и отворотка к ней, проезжаем вперед, к Винче. Едем, кстати, по ГПС, хоть дорога и одна. Пейзваж тем временем постепенно меняется в сторону холмистого, вдалеке показались горы, Кукас совсем близко.
Карта пути от М18 (часть II)   Чупа (вид с залива)

Винча. Абсолютно проезжабельный мост, небольшое озерцо и мощный слив в каскад водопадов. Рядом с мостом удобная стоянка и она занята. Останавливаемся побеседовать с геологами. Водопад и правда красив, вдоль каскадов метров на 100 идет тропинка, несколько удачных смотровых мест. Осенью здесь должно быть особенно красочно. До нашей цели остается совсем немного, дорога становится все хуже и хуже. Еще часа полтора буханка пробирается по узкой дороге сквозь непролазные дебри и вот наконец-то заброшенный поселок геологов, пара сгороевших вагончиков и куча всякого хлама. А главное развилка, и по карте и по ГПС нам направо, хотя дорожек там много, но в итоге правая ветвь вновь сходится в одну и путь продолжается. Камней становится еще больше, дорога идет вверх, вниз и постоянно петляет, до цели-4.7 км, едем около часа, в какой-то момент дорога просто превращается в сплошное каменное плато. Состояние дорог по карте 500 К совсем не соответствует действительности, скорее 2 км атлас Карелии более правильно рисует развилки.

Наконец-то после 7 часового пути наш экипаж выезжает на мост через Куксу, именно он показан на картах, это слив из озера Кукас. За 30 метров до моста, поворот налево к стоянке и небольшого озерца и рядом водопад. Слив воды из Кукаса происходи именно через это небольшое озеро, он является промежуточным между 2 каскадами водопадов, первый из самого Кукаса весьма простой, второй-красивый, мощный, именно к нему подходит отворотка с дороги. Здесь отличная стоянка, есть каркасс навесом, в случае наличия полиэтилена это отличное укрытие от дождя. Кроме того шум водопада придает стоянке дополнительный ракурс. Мы однако переезжаем Куксу и пытаемся углубиться дальше в поисках удобного подъезда прямо к Кукасу.
Карта пути от М18 (часть III)   Мост через Пудос

Такой подъезд с дороги только один, метров через 200 после моста, налево, дорога круто уходит вверх, здесь не всякая буханка вскарабкается, тем более что дальше метров 300 до берега Кукаса сплошные гати. Стоянка естествеенно занята, позже мы выяснили что от стоянки расходится несколько троп и к еще более удобным стоянкам на Кукасе, но видно их только с воды, поэтому на первый раз было решено вернуться к водопаду на Куксе. Около 21 часа по Москве прочно обосновались на стоянке и отметив прибытие начали сбор лодки.

3-день, 13 августа 2007 года, понедельник.

Как и положено первый день на Кукасе оказался на удачу дождливым. И первым важным делом этого дня для нас стала заготовка дров. В свете того, что стоянка у водопада весьма привлекательна и посещаема, несмотря на обилие леса вокруг, дров увы не наблюдалось в радиусе 200 метров, что нас не удивило. Подходящие по размерам сушины, которых нам хватило бы на весь срок пребывания распологаются ровно на противоположной стороне небольшого озерца. Решено было использовать нашу лодку как транспорт для перевозки дров на стоянку, благо бензопила для заготовки у нас имелась. Процесс заготовки дров мы весьма удачно совместили с купанием. После обустройства лагеря и обеда решено было наконец-то совершить первый выход по Кукасу на лодке с мотором. Ситуация, в которую мы поставили себя, остановившись у водопада, с одной сторроны была прекрасна, с другой-от озера Кукас нас отделяло озерцо метров на 700 в длину и волок (около 100 метров) между двумя озерами, Кукас и нашим безымянным. О переходе под мотором по нашему озерцу не могло быть и речи, поэтому шли на веслах, а вот волок запомнился нам надолго (в дальнейшем эту процедуру мы проделывали ежедневно 2 раз), лодка-60 кг, мотор Ветерок-30 кг, 2 канистры бензина по 20 л, вещи, запас.

Вода в Кукасе оказалась удивительно прозрачной и холодной, кроме того питьевой. С первых же минут движения стало ясно, наш берег озера (западный) имеет несколько хороших стоянок на скалах, отлично просматривавшихся с воды. Увидели мы и точку подъезда с дороги, правда ни сразу, сильно помог ГПС. Свой корабль мы направили к ур. Хирвинаволок, там расположена рыбаья изба в которой мы в будующем планировали возможно разместить свой оперативный штаб на Кукасе, предположительно неплохие места для купания с пляжами и на противоположном берегу гора Шуривара, именно с нее сняты немногие красивые виды на Кукас с высоты, в частности в отчет о путешествии на Кукас в 2003 году.
Карта пути от М18 (часть IV)   Мост через Винчу

Расстояние по ГПС до этой точки от точки слива 14,7 км. На нашей лодке (Ямаран-330) с мотором Ветерок мы планировали пройти этот путь за час, в жизни вышло около 1.5 часов и 10 литров бензина в одну сторону.

По мере продвижения к цели восхищение Кукасом нарастало с каждой минутой, несмотря на дождь, причудливые очертания озера на карте на местности обернулись красивейшими видами по настоящему горного озера Карелии. Постепенно по мере удаления от точки слива в Куксу ширина пролива Кукаса сузилась до 1..1.5 км, берега стали еще более причудливыми, озеро как бы зажато между скалами, берега еще не крутые, но горы отчетливо видны со всех сторон горизонта, видна уже и Шуривара. Сразу надо отметить, что водный способ передвижения по Кукасу является единственно правильным, берега озера имеют хорошую плотную подстилку, заросшие, в иных местах место под палатку найти достаточно трудно, движение пешком по берегам будет весьма затруднительным. Миновали остров Ежик и направо от основного пути отделился залив, а слева от нас через гряду весьма небольшой длины также залив, хотя он и не ощущается на местности но по карте это действительно так.

Водопад Винча Поселок геологов Последнняя часть пути на Кукас Мост через Куксу Кукас

Несмотря на плохую погоду в основном созерцали и фотографировали многочисленные красивые виды, на скальных выступах берегов существует несколько промежуточных стоянок, некоторые с готовыми банями (каркас обтянутый полиэтиленом). Уже перед самым подходом к Шуриваре мы обогнули широко вдающийся в озеро мыс и развернувшись фактически против прежнего курса зашли в нужную нам губу к ур. Хирвинаволок. Ширина пролива здесь не более 500 метров и удивительные виды, со стороны горы Ширивара озеро поджимаю достаточно крытые скалы, берег почти неприступен и почти сразу устремляется к горизонту, со другой стороны-плоскогорье с элементами скальников.

Кукас Кукас Кукас Кукас (ур.Хирвинаволок) Кукас (дом ур.Хирвинаволок) Кукас (дом ур.Хирвинаволок)

На месте ур. Хирвинаволок видимо когда была хозяйственная деятельность, в противоречие присутстсвующим по берегам Кукаса лесам здесь расположен самый обыкновенный луг с разнотравьем и вагончик строителей. Имеется небольшая бухта, стол для посиделок, в вагончике буржуйка, спички, соль, нары на 4-х человек и небольшой тамбур, видимо здесь бывают во время нереста рыб. Также было обнаружено большое количество мошки и комаров. Присутствует некоторая проблема с дровами, на противоположный берег открывается замечательный, красивый вид. Озеро на момент нашего присутствия совсем заволокло туманом, дело шло к дождю и мы решили вернуться на базу. Обратный путь прошел несколько быстрее, дорога была известна.

4-день, 14 августа 2007 года, вторник.

С утра сходили за грибами, сходили сильно сказано, прогулялись вдоль нашей дороги и буквально за полчаса набрали пакет отборных подосиновиков. Немного дождя, почти до обеда провели время за посиделками. Позже распогодилось и мы снова повторив наш волок к озеру повторили путь к горе Шуривара. Сегодня волнения в озере почти не наблюдалось, причудливые формы берегов в отсутствии тумана смотрелись особенно красочно. Необитаемые вчера стоянки оказались заняты байдарочниками. Тем не менее на гору мы опять не попали, видимо не судьба, дело шло к вечеру, обследовав несколько интересных островов, опять вернулись домой.

Кукас Кукас Кукас Кукас (ур.Хирвинаволок) Кукас (дом ур.Хирвинаволок) Кукас (дом ур.Хирвинаволок)

В это замечательный вечер наши соседи по стоянке из Ярославля побавловали нас копченой рыбкой из озера, мы тоже не остались в долгу ответив настойками и замечательными песнями Юры под гитару, засиделись до поздна и прошлись по всему репертуару до Песен нашего века, кажется ''Ах Надя, Наденька" тоже было исполнено и с большим успехом. Несмотря на август на таком небольшом удалении от Мурманска (350 км) ночи остаютяс еще почти белыми, костер в эту ночь мне кажется не затухал вовсе, также как и наша замечательная компания.

5-день, 15 августа 2007 года, среда.

Я очень люблю спать во время дождя в палатке. Удивительное противоречие, но в Москве в дожль чувствуешь себя тоскливо, люди с зонтами, холодно, промозгло. Только в палатке под шуршание капель по тенту я расслабляюсь полностью и получае огромное удовольствие от общения с природой. Спиться просто замечательно. Особенно приятно подойти к костру, кинуть парочку хороших полешек, вот и чай вскипел, с Добрым утром!

Заготовка дров Кукас ( ур.Хирвинаволок) Кукас (ур.Хирвинаволок) Кукас Кукас Кукас

Сегодня именно такой день. И мы никуда не спешим. Большинство людей в нашем лагере спит. Сегодня нам видимо не много выгорит, льет и хорошо льет. Стало быть просто отдыхаем. Удивительно хорошо дышится, но комары есть, их даже дождь не смущает. Ближе к обеду немного распогаживается и мы повторяем вылазку за дровами. Небо так и остается затянутым. Шумит водопад. Кипит чай..

Остаток дня после окончания дождя используем для небольшой приборки в лагере, сразу же начинаем просушку вещей. С большим трудолюбием распечатанные в Москве карты намокли, эх не догодались их положить в гермомешок. К вечеру опять немного покатались на лодке.

6-день, 16 августа 2007 года, четверг.

Наш предпоследний день на озере, с утра хорошая погода. В достаточно быстром темпе собираемся, волок на Кукас, сегодня планы на 100%. Решаем не размениваться на мелочи и сразу пересечь озеро с востока на запад в сторону Кумопорога. Бензина в лодку загружен целых 2 канистры- 30 и 20 литров, путь предстоит около 27 км в один конец. Первая часть пути до середины озера нами уже хорошо изучена и проходит вполне буднично, сели аккамуляторы у фотоаппарата, жаль, надо экономить, а так не хочется. Идем полным ходом !

После Шуривары проходим самую широкую часть озера, оно и по карте видно. Здесь наконец-то есть где разгуляться ветру, появляются барашки, немного качаеми падает скорость. По мере приближения к западному берегу достаточно уверенно оцениваем правильность принятого решения о заездюе с востока, горы постепенно уменьшаются, берег становится более топким и менее привлекательным, видимо эта часть озера в низине относительно восточной.

Кукас Кукас Кукас Кукас Кукас Кукас

На северном берегу западной части Кукаса напротив горы Сурьяпья обнаруживается и стоянка, единственная видимо в этой части озера. Здесь стапеляться байдарочники и в этот раз стоянка тоже занята. Высадку на берег производим чуть западнее, метрах в 700, немного вверх, здесь уже есть и болотца, опять много грибов и комаров. Почти по всему озеру дно каменистое, пляжи достаточно редки и здесь тоже камни, правда большей частью мелкие. До нашего лагеря почти 30 км пути по воде. Костер организуем прямо у лодки, в ужобном месте. Отдыхаем, но наши места лучше, хотя на Сурьяпью я прогулялся бы с удовольствием. Обратный путь проделываем несколько по другому, обходя центральный остров с севера, все как красивы на Кукасе острова ! Последние фото озера, завтра мы уезжаем, но обязательно вернемся. Опять засиделись в лагере, песни у костра и замечательный прекрасный вечер у водопада.

7-день, 17 августа 2007 года, пятница.

Сегодня день нашего отъезда. С утра за нами приезжает Николай, грузимся. Обратный путь в Чупу почему-то кажется неизмеримо дольше, наверное Кукас не хочет нас отпускать или нам самим уезжать не хочется? Долгих 5 часов и вот мы снова на трассе М18, в Чупу. Дома у Николая нас уже ждет натопленная банька, с березовым венечком. Чудо из чудес, ну а после бани как же не посидеть? Вот и сидим. Отдыхаем. Завтра Юра и Надя уезжают в Москву, мы продолжаем отдыхать. Прощальный вечер организовываем в гостинице геологов, почти сразу в въезда в поселок, по 300 рублей с человека !!!. В итоге аренда 2-х номеров обошлась нам в смешную по московским меркам сумму, рядом удобно расположен магазин, почти все необходимое для жизни имеется.

8-день, 18 августа 2007 года, суббота.

Сегодня выезжаем в Мурманск. Утром после плотного завтрака ключ на старт и выходим на трассу. Погода хорошая, солнечно, тепло. Проезжаем 15 км до знакомой развязки с М18 и направо. Вот снова мелькнул поворот на Нольозеро, почти следом за ним поворот на ст. Полярный Круг, фотографируемся. Здесь же начинается 15 километровый грунтовый участок М18, трассу делают уже несколько лет, состояние дел меж тем меняется мало. Ремонтируемый участок заканчивается прямо перед знаком Полярный Круг, здесб останавливаются почти все транзитные машины. Через несколько километров въезжаем в Мурманскую область, качество дороги почти не меняется, т.е. трасса в меру разбита как и прежде. До Кандалашки чуть более 100 км, знакомый поворот на Зареченск, пост ДПС и поворот в город. В Кандалакше почти единственная на всю округу хорошая заправка Стат Оил, заправляться нужно в кредит (сначала заправка машины, потом по факту оплата в кассе), кроме того весьма неплохой кофе и фаст фуд, множество приятных мелочей в дорогу. Проведя время с толком снова возвращаемся на трассу и к Мурманску.

Чупа Чупа Чупа Чупа Чупа Чупа

Перед Мончегорском трасса сначала круто взбирается на сопку, потом ныряет вниз. Здесь уже не карельские холмы, впереди по курсу вполне серьезные сопки. На встречу проехали москвичи, обменялись морганием фар. Город Мончегорск расположен в стороне от трассы, зрелище весьма унылое, видимо комбинат всерьез портит окружающую среду и жизнь здесь совсем не прекрасна. По ходу дальнейшего движения пейзаж мало меняется, Оленегорск также проезжаем мимо. До Мурманска меньше 100 км. Перед самым въездом в Мурманск погода неожиданно, хоят ведь Баренцево море рядом, начинает портиться. Позади нас остается светлое небо, над Мурманском висит дождь. Останавливаемся у въездного плаката и ждем, однако погода не собирается налаживаться. Решаем не ждать улучшения обстановки и въезжать в город, это несложно, М18 огибает город с востока и устремляется к Североморску, а для въезда в Мурманск можно воспользоваться любым из многочисленных повротов с трассы в город, как правило даже указана улица на которую можно попасть прямо с М18.

Чупа Чупа М18 (Полярный Круг) М18 (въезд в Мурманскую область) М18 (поворот Апатиты) М18 (Хибины)

Центральный проспект Мурманска, Кольский плавно переходит в пр. Ленина, правда ехать достаточно далеко, центр Мурманска достаточно компактен и расположен в радиусе 3 км от ж.д. вокзала (совмещен с автовокзалом). По пути примечаем гостиницу Полярные зори, к нашему удивлению здесь вполне демократичные цены, 1900 р. за 2 местный номер с завтраком. После заселения и небольшого перекура на отдых, идем смотреть город. По имеющемуся в наличии атласа Мурманска достаточно трудно разобраться в географии этих мест, но собственно основные объекты Мурманска весьма доступны. Погода тем временем не утихает, дождь немного утих, пришел туман. Небольшая прогулка по центру, взгляд на Кольский залив, пожалуй все мероприятия этого дня. Вечер завершаем уютными посиделками в одном из местных кафе, дешево и вкусно.

М18 (Мончегорск) М18 (Мончегорск) М18 (въезд в Мурманск) Мурманск. Ж.д. вокзал Мурманск (вид от Алеши) Мурманск (вид от Алеши)

Географическое положение Мурманска сильно влияет на световой день, поэтому даже в августе ночи здесь почти белые, что однако компенсируется почти полным отсутствием солнечного света зимой, когда сумерки длятся около 2 часов в день, остальное ночь. Поскольку мы в августе и светло, решаем продолжить прогулку по городу к Алеше, это монумент защитникам Заполярья в ВОВ, виден он очень хорошо почти из любой точки города. В принципе добраться до монумента можно и на траснпорте, но мы предпочли пешую прогулку по главной улице. Новые кварталы Мурманска причудливо примостились на сопках, прямо под домами выступаю скальники и переезды между микрорайонами города подчас занимают много времени. От Алеши открывается вполне замечательная панорама Мурманска, жаль погода плоха, как на ладони можно увидеть ж.д. вокзал, порт, главные улицы города, Кольский залив. Обратный путь до гостиницы проделали на троллейбусе, 9 рублей с человека и знаменитое Кольское пиво на остановках. В гостинице чисто и уютно, кулер на каждом этаже, удобства вполне адекватны цене номера. На следующий день намечаем прорыв к Баренцевому морю.

9-день, 19 августа 2007 года, воскресенье.

С утра приступаем к выполнентю намеченного плана, увидеть Баренцево море. Цель вполне глобальна, если учесть что Мурманск расположен в Кольском заливе примерно в 50 км от Баренцева Моря и окружен челой гирляндой закрытых административных территорий, как правило это военные городки базирования Северного Флота. Конечно в нынешние времена режим секретности уже не такой строгий, как в СССР, поэтому на атласе Мурманска легко можно прочитать милые сердцу названия- Росляково, Североморск, Снежногорск, Гаджиево, Полярный, Видяево. Намечаем крайней точуой нашего путешествия Гаджиево или Полярный, по карте именно отсюда можно любоваться Баренцевым морем с максимально близкого расстояния. Конечно предприятие наше выглядит несколько обреченным, но все же решаем попробовать осуществить замысел.

Мурманск (вид от Алеши) Кольский залив Алеша (памятник защитникам Заполярья) Мурманск (вид от Алеши) Мурманск (вид от Алеши)

Заполярная ночь

Мурманск (вид от Алеши) Кольский залив

Проспект Ленина, Кольский проспект и мы выезжаем к въездной стелле Мурманска, отсюда на новый мост через Колу. По ходу нашего движения по мосту открываются виды один прекраснее другого, дорога по мосту трехрядная и это позволяет неспеша продвигаться на противоположный берег залива, сразу за мостом поворот в сторону госграницы с Норвегией и Финляндией (около 230 км), а нам прямо на север в сторону Печенги. На 31 км трассы мы сворачиваем направо к заливу, после Мишуково дорога начинает петлять по берегу Кольского залива, едем не спеша в сторону Заполярного. С трассы очень хорошо любоваться видами как самого Мурманска, так и авкатории Кольского залива, благо берег противоположный и все как на ладони. Вскоре уже виден и Североморск, в бинокль вообще отлично виден, стоянка ледокольного флота, ремонтный завод. Чем ближе мы продвигаемся к морю, тем все более голыми становятся сопки, растительность фактически исчезла. Свои перемещения отслеживаем по ГПС, вскоре и поворот на Заполярный, от Мурманска 70 км. Проезжаем далее в сторону Гаджиево и вот оно-Баренцево море. С высокого холма открывается отличный вид на Заполярный, бухту, ремонтный завод и в 5 км на север видим бескрайнюю гладь воды, это Баренцево море, наша цель. Мимо нас иногда притормаживая проезжают машины 51 региона, им немного странно наблюдать здесь московские номера, мы же во всю увлечены процессом фотографирования и разглядывания окрестностей.

Мурманск (Полярный) Баренцево море Мурманск (Полярный) Баренцево море Мурманск (Полярный) Баренцево море Мурманск (Полярный) Баренцево море Мурманск (Полярный) Баренцево море Мурманск (Полярный) Баренцево море

Просторы этих мест дают возможность ветру разгуляться не на шутку и это правда что погода на Баренцевом море меняется буквально на глазах, мы наблюдали и дождь и выскочевшее вслед за ним ненадолго солнце и голубое небо, казалось распогодиться и над Мурманском воцарится синее небо, но небесная канцелярия крутила вертела тучами, а солнца мы так больше и не увидели. Попытка дальнейшего продвижения закончилась провалом через 2 км на КПП Снежногорска, нас развернули сообщив, что мы уже 50 км как пребываем в закрытой зоне и вообще то нас можно оформлять, но на первый раз отпустили, поинтересовавшись целью визита, а узнав что мы хотим увидеть Баренцево море, посоветовали разглядеть Снежногорск со спутника, чем по приезду в Москву мы и воспользовались. Оказывается до гарнизонного пирса с подводными лодками мы не доехали около 3-х км. В Мурманск вернулись тем же путем, благо погода начала снова портитьсяи намечался дождь. Что значит горячая вода после хорошей северной прогулки? Почти все, возвращение к жизни. В меру отогревшись в гостинице и созвонившись с Николаем, вечером 19 августа мы покинули гостеприимный Мурманск и направились обратно в Чупу. Начался обратный отсчет нашего движения к Москве.

10-день, 20 августа 2007 года, понедельник.

С утра, солнечно, ясно. Занимались в основном прогулками по Чупе, купили Игорю билет на поезд до Москвы, провели шоппинг в местных магазинах. Остаток дня посвящен бане и проводам Игоря в Москву.

11-день, 21 августа 2007 года, вторник.

С утра неспеша собираемся, загружаем машину. Ближе к 12 часам дня прощаемся с гостеприимными хозяевами и трогаемся в сторону Петрозаводска. Снова бесконечные километры трассы М18, остановка в Пушном на заправку, по дороге встретили наших коллег из Ярославля, они только выехали с Кукаса. К вечеру достигли Петрозаводска с намерением подкрепиться и зановевать, выполнить удалось только первый пункт программы, гостиницы в Петрозаводске слишком дороги, вообще всплеск туристического интереса с Карелии вызвал резкий скачок цен на услуги в Южной Карелии и пожалуй скоро столица Карелии догонит Москву. Не солоно хлебавши прогулялись под дождичком по Петрозаводску и снова на М18. До самого Питера лил дождь, сменившеся туманом с Балтики. В город на Неве прибыли уже под утро, преодолев от Чупы более 1000 км.

12-день, 22 августа 2007 года, среда.

С утра, в 6.00 заселились в полюбившуюся гостинцу Азимут на Лермонтовском проспекте. День был посвящен отдыху, прогулкам по Питеру, к вечеру посетили Кронштадт.

13-день, 23 августа 2007 года, четверг.

В 12 часво выехали из гостиницы, день был посвящен переезду в Москву. 700 км пути между двумя столицами мы преодолели за 10 часов пути по трассе М10. Ближе к Москве въехали в полосу относительной жары и смога, заплатили первый за 4500 км пути штраф, немного поучаствовали в пробках. Наверное, все, мы дома !!!

 

Карелия

Главная