ЯРОСЛАВЛЬ
Расположен во Ярославской области в 290 км от Москвы.
Проезд автобусом с Щелковского автовокзала (7 часов) или с Ярославского вкз. Москвы (5 часов)
В 1463 году Ярославль вошел в состав Московского государства. В последующие столетия значение города как торгового центра все возрастало. Здесь сходились торговые пути с низовьев Волги и из Западной Европы через Архангельск. Славились изделия ярославских ремесленников: серебряная и медная посуда, набивные ткани, другие изделия. Новое разорение городу принесла польская интервенция. Осенью 1608 года Ярославль был временно захвачен врагом, но уже весной 1609 года ярославцы с помощью вологодского ополчения изгнали интервентов из города. В мае 1609 года неприятель вновь подошел к Ярославлю. Три недели горожане вместе с пришедшими на помощь жителями других северных городов обороняли Ярославль и победили. В в апреле 1612 года в город вступило народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским. В него влились отряды Ярославля и близлежащих городов, и через четыре месяца ополчение вышло в поход для освобождения Москвы от интервентов.В последующий мирный период истории Ярославля ведется большое строительство: укрепления земляного города, сооруженные еще в 30-е годы XVI века и защищавшие торгово-ремесленный посад, возникший за пределами Рубленого города, усиливаются 16 башнями, возводятся новые кирпичные стены и башни Спасского монастыря, строятся многочисленные каменные здания и церкви. Многие памятники этих лет вошли в сокровищницу русского зодчества. По числу жителей Ярославль уступал тогда лишь Москве, а по торговому обороту — Москве и Казани. С основанием Петербурга в начале XVIIвека Ярославль оказался в стороне от торговых путей, связывавших Россию с Западной Европой. Окончательно теряется его значение как крепости, но возрастает роль как промышленного центра. При Петре I создаются первые мануфактуры, а в 1722 году строится полотняная фабрика, впоследствии Большая Ярославская мануфактура. К концу XVIII века в городе действовало 70 предприятий, в том числе 10 шелковых мануфактур, 20 кожевенных заводов.
Ярославль вписал яркие страницы в историю русской культуры. Еще в начале XIII века в стенах Спасо-Преображенского монастыря открылось первое в северо-восточной Руси училище. Ярославль — родина русского театра :в 1750 году Ф. Г. Волков поставил здесь свой первый спектакль. Его имя носит Ярославский ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр. На ярославской сцене некогда выступали М. С. Щепкин, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова, Г. Н, Федотова. В. Ф. Комиссаржевская, К. С. Станиславский, И. М. Москвин.
Ярославский Государственный историко-архшпектурный музей-заповедникзанимает территорию бывшего Спасо-Преображенского монастыря, известного с начала XIII века. Первоначально все сооружения монастыря были деревянные; первый каменный собор заложен в 1216 году ростовским князем Константином Всеволодовичем. В дальнейшем значение и богатство монастыря продолжают расти, и к XVI веку он становится одним из крупнейших на Руси. На смену пришедшим в ветхость после польской осады 1609 года укреплениям XVI века в 1620—1647 годах были построены новые кирпичные стены и башни. Из построек XVII века сохранились северо-восточная часть стены, Угличская и Богородицкая башни, Водяные ворота, а из сооружений XVI века — Святые ворота. Большая часть крепостных стен ныне восстановлена как памятник русского зодчества XVI—XVII веков.
Старейшая постройка монастыря из дошедших до нас — Спасо-Преображенский собор, сооруженный в 1506—1516 годах московскими зодчими на месте древнего собора начала XIII века. Это четырехстолпный храм, поставленный на высокий подклет, с тремя главами. Его внешний декор близок к облику Архангельского собора Московского Кремля. В подклете находится усыпальница ярославских князей и богатых ярославских людей. Роспись собора выполнена в 60-е годы XVI века московскими живописцами Ларионом Леонтьевым, Третьяком и Федором Никитиными, ярославцами Афанасием и Дементием Сидоровыми.В юго-западной части монастыря сохранился ансамбль настоятельских покоев, трапезной палаты и Крестовой церкви, созданных в XVI—XVIIвеках. Самая древняя часть ансамбля—одностолпная трапезная палата (начало XVI века). Ее прообразом была Грановитая палата Московского Кремля. Из других построек монастыря интересен восточный корпус келий (XVII век). Реставрационные работы возродили этот памятник жилой архитектуры средневековья. В Спасо-Преображенском монастыре известный собиратель древностей А. И. Мусин-Пушкин в 1790 году обнаружил список XVI века "Слова о полку Игореве» — выдающегося литературного памятника XII века.
Филиал Государственного историко-архитектурного музея-заповедника — церковь Николы Надеина (Народный переулок, 2а) располагается в здании церкви, сооруженной в 1620—1622 годах на средства ярославского купца Епифании Светешникова по прозванию Надей (отсюда и название церкви). Само здание церкви, одной из первых на посаде, дошло до нас с очень большими перестройками. Первоначально она была пятиглавой на высоком подклете со скромной шатровой колокольней, под которой находился вход в Благовещенский придел. Последний, по сути дела, являлся «домовой» церковью Надся Светешпикова. С трех сторон ее окружала открытая двухъярусная галерея. Интересны фрески, выполненные в 1640 году большой группой иконописцев из разнвтх городов. Реставраторами расчищена частв фресок. Иконостас, решеннвтй в стиле барокко, по преданию, был сделан по рисунку первого русского актера Ф. Г. Волкова. Среди икон обращают на себя внимание «Никола в житии» (середина XVI века) и три иконы начала XVII века из первоначального иконостаса: «Благовещение», ('Богоматерь Тихвинская с чудесами» и «Троица».
Филиал Государственного историко-архитектурного музея-заповедника — церковь Ильи Пророка (Советская площадь). Строительство церкви Ильи Пророка было выполнено в 1647—1650 годах на средства купцов Иоаникия и Вонифатия Скрипиных. Она представляет собой пятиглавый четырехстолпный храм на подклете с тремя приделами, двухъярусной галереей и шатровой колокольней, причем один из приделов — Ризпо ложе некий — также завершается восьмигранным шатром. Историческую ценность представляет роспись стен собора, выполненная мастерами во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным, где наряду с традиционными библейскими легендами мы встречаем сюжеты, заимствованные из нравоучительных сборников, сцены из повседневной жизни.Большой интерес в экспозиции музея представляют иконы XVII века местного письма, деревянная резная над престольная сень, модельные места царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, перенесенные из церкви Николы Мокрого.
Художественный музей Ярославля (Волжская набережная, 23) хранят около 8 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики. Среди них —полотна Ф. С. Рокотова.В. А. Тропинина, О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, В. Г. Перова, И, Н. Крамского, И. Е. Репина, В. В. Верещагина, В, А. Серова, К. Е. Маковского, А. К,ва, Л. И. Куинджи, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, И. К. Айвазовского, И. И. Левитана, скульптуры М. М. Антокольского,А. М. Опекушина, С. Т. Коненкова. В музее представлены и работы местных художников — М. М. Антонина, А. А. Чурина, А. К. Шиндыкова, Н. А. Кирсанова, С. А. Глушкова. В отделе древнерусского искусства, размещенном в здании бывших Митрополичьих палат (Волжская набережная, 1), представлена одна из крупнейших в стране коллекций произведений иконописи XIII— XVII веков.
Большой интерес представляют многие архитектурные памятники, особенно XVII века — золотой страницы в истории местного зодчества. Церковь Иоанна Предтечи (Которосльная набережная. 69) сооружена в 1671—1787 годах на берегу Которосли в бывшей Толчковской слободе. К центральной части церкви, квадратной в плане и увенчанной традиционным пятиглависм, примыкают с северной и южной стороны два придела высотой, равной высоте основного здания. Приделы увенчаны пятиглавием с близко поставленными друг к другу главками. С трех сторон церковь охватывают галереи, завершающиеся у западных стен приделов. Удивителен декор наружных стен из фигурного кирпича и многоцветных изразцов. Роспись интерьера церкви и приделов выполнена под руководством яроамвцев Дмитрия Григорьева и Федора Игнатьева.
Ансамбль в Коровниках (Портовая набережная, 2) состоит из церкви Иоанна Златоуста (1649—1654 годы), Владимирской церкви (1669 год), колокольни и Святых ворот. Центральное сооружение ансамбля — церковь Иоанна Златоуста — представляет собой пятиглавый четырсхстолпный храм, первоначально имевший позакомарное перекрытие. С трех сторон церковь окружена галереей, а к северному и южному фасадам примыкают приделы с восьмигранными шатровыми завершениями. Характерный для ярославского зодчества наружный декор к виде фигурного (лекального) кирпича в конце XVII — начале XVIII века был дополнен отделкой из многоцветного изразца. Неотъемлемая часть ансамбля, хотя и значительно более скромная по облику, — Владимирская церковь — пятиглавая, с сомкнутым сводом и примыкающей к ней с запада трапезной. Шатровая колокольня высотой 37 м, прозванная в народе «Ярославской свечой», построена в 80-е годы XVII века; в следующее десятилетие поставлена огради со Святыми воротами, обращенными в сторону Волги.