ВЛАДИМИР
Расположен во Владимирской области в 200 км от Москвы.
Проезд
Туристическим автобусом из Москвы (порядка 4-х часов), ресйовыми автобусамии от м. Щелковская, электропоздом с Курского вкз..
Князь Андрей владел не только Ростовом и Суздалем, ему подчинялись Киев, Муром. В Рязани, Смоленске, и Новгороде он держал своих наместников. Владимир, таким образом, стал столицей обширных владений. Андрей Боголюбский принял титул Великого князя (1157 год), и с тех пор до 1328 года владимирские князья носили это звание. В 1158—1160 годах был выстроен Успенский собор. Опасаясь врагов, Андрей построил себе укрепленный дворец в селе Бого-любово — около Владимира. Однако недовольные его самовластием бояре составили заговор и убили князя. После непродолжительной борьбы за престол к власти пришел брат Андрея Всеволод. Княжение Всеволода Большое Гнездо (1176—1212 годы) — время расцвета Владимира. Часть центрального города с княжеским дворцом и главными храмами была обнесена высокой каменной стеной. Выстроены каменный Рождественский собор, храм в Княгинином монастыре, знаменитый Дмитриевский храм и другие сооружения. О величине города и количестве к нем церквей говорит тот факт, что при пожаре 1185 года сгорело 32 храма, а в 1195 году — 28.
Через Владимир по главной улице от Золотых ворот к Серебряным проходил торговый путь, связывавший земли Запада и Востока. По Клязьме приплывали корабли с товарами из дальних стран. Расположенный на высоком берегу, с величественными златоглавыми храмами, островерхими теремами, город поражал современников красотой и размерами.В городе жили искусные ремесленники, изготовлявшие все необходимые предметы и различные художественные изделия из металла, кости, стекла. Строительство домов, храмов осуществляли главным образом местные мастера— каменщики, плотники, резчики, живописцы. Во Владимире велась общерусская летопись, создавались литературные произведения, в храмах и дворцах собирались драгоценные художественные изделия из золота, серебра. После смерти Всеволода Ростово-Суздальская земля распадается на части; Переславль, Суздаль, Ярославль, Ростов становятся центрами феодальных владений. В 1238 году в земли Владимирского княжества вторглись полчища Батыя и в начале февраля подошли к городу. Начался штурм Владимира. Воины, жители мужественно защищались. Когда, прорвав оборону, монголо-татары через проломы в крепостных стенах ворвались в город, бой продолжался на улицах, пылали дома, храмы. Часть жителей искала спасения в Успенском соборе, но враги подожгли его. Город был полностью разрушен, а жители вырезаны. С этого времени значение Владимира постепенно падает, хотя он и продолжает считаться главным городом русской земли и се религиозным центром.
Наиболее интересной во Владимире является экспозиция Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Прежде в этом здании находилось главным образом собрание церковных древностей. После Октябрьской революции фонды музея стали быстро расти. В 1958 году на базе владимирского и суздальского музеев, памятников Владимира, Боголюбова, Суздаля создан объединенный Владимиро-Суздальский и сто р и ко-художественны и и архитектурный музей-заповедник, а в 1974 году— Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, объединивший все музеи области.В первых залах исторической экспозиции музея представлены материалы по древней истории края. Среди них: археологические находки стоянки Сунгирь (в восточной части города) времен верхнего палеолита (примерно 30 000 лет назад); орудия труда — скребки, ножевидные пластинки; памятник первобытного искусства—костяное изображение лошади, служившее амулетом; материалы по истории Владимира в период Владимиро-Суздальского княжества и образования Русского национального государства. Экспонируются дубовые бревна, находившиеся в основании владимирских оборонительных валов, фрагменты одежды Андрея Боголюбова живописи начала XIV века, рукописные евангелия, икона 1408 года, приписываемая кисти Андрея Рублева. Хранятся многочисленные предметы искусства — вклады князей и бояр в монастыри и церкви. Представлены образцы изделий ремесленников — замочников, гончаров, косторезов.
Любопытную экспозицию "Старый Владимир" можно осмотреть в здании бывшей водонапорной багани XIX века возле Золотых ворот (Козлов вал). Со смотровой площадки башни открывается обширная панорама современного Владимира. Особенно интересны во Владимире историко-архитектурные памятники. Древнейший из них — остатки крепостных земляных валов времен Владимира Мономаха и Андрея Боголюбского. Валы Мономахова города частично сохранились на улицах Комсомольской и Пролетарской. Вал центрального (Мономахова) города изучался археологической экспедицией в районе Пролетарской улицы. Как показали изыскания, он имел высоту 7 м и ширину около 20 м. Вал времен Андрея Боголюбского хорошо сохранился по западной границе так называемого Нового города. Его можно видеть у Золотых ворот, к югу и к северу от них, где вал идет к бывшему Княгинину монастырю. С этой стороны вал был сплошным и имел только одни ворота. Дошедшие до нас валы дают возможность представить себе древние укрепления, увидеть, с каким умением строители крепости использовали естественный рельеф местности (овраги, спуски, долину реки).
Из всех ворот древней крепости Владимира сохранились лишь Золотые ворота. Они были сооружены в 1164 году и входили в западную линию обороны города, служа в то же время главными воротами столицы княжества. Построенные из белого камня, они представляют собой огромный куб с высокой аркой. Куб завершен надврат-ной одноглавой церковью. Въездная арка закрывалась толстыми бревенчатыми створами, покрытыми листами кованой золоченой меди, отчего ворота и получили название Золотых. Время, пожары, осады причинили памятнику значительные повреждения. Ворота неоднократно восстанавливались и в некоторой степени утратили первоначальный вид. Золотые ворота были свидетелями многих исторических событий: их штурмовали монголо-татары, через них шли воины Александра Невского на битвы со шведами и немцами, отсюда уходила дружина на Куликово поле.
На верху Золотых ворот, в бывшей надвратной церкви, находится военно-историческая экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Туда ведет узкая лестница, сделанная в толще южной стены. При подъеме по ней виден древний дверной проем, который выводил на боевую площадку. Рядом уникальные надписи XII—XIII веков. Около лестничной площадки хорошо видна древняя белокаменная кладка стены. Центральное место в экспозиции музея занимает большая диорама, изображающая штурм полчищами Батыя Владимира и Золотых ворот в феврале 1238 года. Экспонируются древнее оружие, стрелы, боевые знамена русских войск. В галсрее Золотых ворот представлены материалы о Героях Советского Союза — уроженцах и жителях Владимирской области: портреты, личные вещи, боевое оружие и документы.
На высоком обрывистом берегу Клязьмы возвышается Успенский собор — одно из величественных сооружений Древней Руси. Андрей Боголюбский, стремясь утвердить значение Владимира как главного города русской земли, в 1158—1160 годах построил Успенский собор, который должен был стать главным храмом Руси, заменив собой Софийский собор в Киеве. Великолепие храма поражало современников. Летописец писал о нем: «...якового не быть на Руси и никогда же будет». В 1185 году во время сильнейшего пожара, когда выгорел почти весь город, добычей огня стал и Успенский собор. Вскоре после пожара князь Всеволод восстановил собор, сделав его еще больше и обстроив с трех сторон новыми стенами. Старый собор оказался, таким образом, внутри нового. На углах расширенной постройки воздвигли главы, и собор стал пятиглавым. Перестроенный храм был вновь украшен и расписан фресками. В 1238 году монголо-татары, захватив Владимир, разграбили и сожгли собор. От него остались лишь голые стены, почерневшие от огня. Через некоторое время собор стал восстанавливаться. Он продолжал быть главным храмом русской земли, в нем венчались на великое княжение князья владимирские, а потом и московские. С 1328 года. когда Москва стала великокняжеским городом, владимирский собор уступил место московскому храму, но московские князья не забывали старого собора. Во Владимир были посланы Андрей Рублев и Даниил Черный, чтобы расписать его. Когда при Иване III началось строительство в Московском Кремле, для Успенского собора Кремля был взят образцом владимирский Успенский.
В советское время Успенский собор объявлен памятником общесоюзного значения. В нем проведены большие реставрационные работы и открыты древние фрески. Монументальный храм с торжественным пятиглавием украшен по фасадам, расчлененным пилястрами на пять частей, аркагурно-колончатым поясом — архитектурным приемом, блестяще разработанным зодчими Ростово-Суздальской Руси. Три средние части западного фасада соответствуют ширине первоначального храма — Андрея Боголюбского. а две крайние — ширине пристроенных частей после пожара 1185 года. Внутри собора можно видеть старые стены, прорезанные проемами. Огромную ценность представляет внутренняя роспись собора. В нем уцелели фрагменты росписи XII века, а также фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, В центральной части собора сохранились росписи на тему "страшного суда". Несмотря на многочисленные повреждения и утраты, они поражают совершенством композиции, рисунком и колоритом. В трактовке темы «страшного суда» Рублев отразил новое мироощущение времени, когда уходили в прошлое дни иноземного ига. Главное у Рублева не устрашение, а умиротворенность, не страдание, а радостное восприятие мира. Образы Христа, апостолов, ангелов не суровы и аскетичны, а покойны — одухотворены".
Сохранившийся пышный иконостас относится к 70-м годам XVIII века. Прежний, времен Рублева, был продан В село Васильсвское Владимирской губернии. После Октябрьской революции иконы древнего иконостаса вывезли оттуда, и ныне они находятся в Третьяковской галерее и Русском музее, В древнем иконостасе была знаменитая икона Владимирской богоматери (начало XIIвека), которую в 1395 году перенесли в московский Успенский собор. Теперь она хранится в Третьяковской галерее. В Успенском соборе похоронены Андрей Боголюбский, его сыновья и брат Всеволод, князь Георгий, погибший в битве на реке Сить в 1238 году.Собор красиво расположен. От него открывается обширный вид на клязьминскую пойму и на далеко уходящие к югу леса. Его золотые купола, словно венчавшие весь город, были видны издалека со всех сторон. Успенский собор — блестящий пример умения древних зодчих находить полное единство творения рук человеческих с окружающей природой. Стоящая рядом с собором колокольня построена в 1810 году на месте прежней, пострадавшей от пожара в 1806 году. Придел, соединяющий ее с собором, относится к 1862 году.
Недалеко от Успенского собора стоит другой замечательный памятник древнего Владимира —Дмитриевский собор (1194—1197 годы). Он был построен князем Всеволодом как дворцовый храм и должен был свидетельствовать о силе и богатстве великого князя владимирского. Отсюда и необычайно богатое украшение храма.Дмитриевский собор — одноглавый, четырехстолпный. В результате многочисленных ремонтных работ и переделок облик постройки изменялся. Однако благодаря реставрации, проведенной в советское время, удалось спасти уникальный памятник от разрушения и по возможности вернуть ему первоначальный вид. Пропорции здания, резные украшения позволяют отнести это произведение русских зодчих и скульпторов XII века к памятникам мирового значения. Верхняя часть фасадов, световой барабан украшены каменной резьбой, равной которой нет в древнем русском зодчестве, кроме, пожалуй, резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, На стенах собора более 1300 разных рельефов, в том числе сложные композиции, изображающие князя Всеволода и миф о вознесении на небо Александра Македонского. На сводах, над хорами сохранились фрагменты росписей XII века. Весь облик собора, его декоративная обработка с необычайной силой воплощают идею величия и могущества владимирского князя.
Немного дальше по улице III Интернационала за зданием музея расположен бывший Рождественский монастырь. Он был основан в конце XII века и занимал юго-восточный угол Мономакова города, ограниченный крутыми склонами берега Клязьмы. До начала XIV века монастырь служил местопребыванием главы русской церкви. В монастыре велась летопись, ему принадлежал древнейший рукописный список Лаврентьеве кой летописи. На кирпичной ограде, возведенной в XVIII веке, имеется мемориальная доска с надписью: «Здесь, в бывшем Рождественском храме, в ноябре 1263 года был похоронен Александр Ярославович Невский». Упомянутый в надписи храм построен в XII веке и разобран в прошлом веке.Монастырская стена проходит с южной и восточной стороны по Мономахову земляному валу. Чтобы оценить красоту места, которое занимал древний монастырь, можно рекомендовать пройти тропинкой по внешней стороне ограды, откуда открываются красивые виды.
На высоком берету реки Лыбедь, в северо-западном углу Нового города Андрея Боголюбе кого, в самом начале XIII века женой князя Всеволода был основан монастырь, получивший название Княгинина. Сохранившийся Успенский собор монастыря возведен на месте старого в конце XV — начале XVI века. Он представляет собой мощный куб с трехчастным делением фасадов, с галереей и приделами у восточных углов. Снаружи стены завершаются закомарами, над которыми расположены двумя ярусами килевидные кокошники, увенчанные мощным световым барабаном. Успенский собор неоднократно подвергался значительным переделкам. В результате реставрационных работ памятнику в основном возвращен вид XVI века. Внутри собора сохранились фрески середины XVII века московской школы живописцев под руководством Марка Матвеева. В соборе Княгинина монастыря похоронены жена князя Всеволода, жена Александра Невского и его дочь. Неподалеку от железнодорожного вокзала возвышается нарядная Богородицкая церковь, построенная в середине XVII века на средства купцов гостиной сотни. Богородицкая церковь представляет собой живописный ансамбль: к высокому храму примыкают трапезная и шатровая колокольня. Особенность всех построек — нарядность внешнего декора. Главы церкви словно вырастают из килевидных кокошников. Закомары использованы как украшение карниза. Очень красиво крыльцо церкви с северной стороны, Богородицкая церковь была построена на месте прежнего Успенского монастыря и затем Богородицкого, упраздненного в 1725 году «за недостатком средств к содержанию». Позже здесь помещалась действовавшая во Владимире духовная семинария.
БОГОЛЮБОВО
Боголюбово находится в 11 км восточное Владимира. До поселка можно доехать на автобусе от автостанции с вокзальной площади и с улицы III Интернационала.Поселок значительно вырос за последнее время. В нем работают плодо-конссрвньщ и кирпичные заводы, открыт широкоэкранный кинотеатр, идет большое жилищное строительство.В IX—X веках здесь на высоком берегу Клязьмы (тогда русло было несколько севернее) находилось небольшое селение. На его месте князь Андрей в 1158—1165 годах построил «город камен» и создал дворцовый ансамбль, превратив Боголюбове в фактическую столицу княжества. После убийства Андрея в 1174 году Боголюбове потеряло свое 'значение, и скоро его сооружения пришли в упадок, В 1238 году Боголюбове разорили монголо-татары. Впоследствии на этом месте возник монастырь. От построек Андрея Боголюбского осталось немного, но то, что осталось, представляет значительный интерес. Археологическими изысканиями обнаружены фундаменты каменных крепостных стен, окружавших резиденцию князя. Они проходили по мощному земляному валу, часть которого сохранилась. От сложного комплекса каменного княжеского дворца уцелели лестничная башня (над ней в XVII веке была выстроена шатровая колокольня) и часть перехода на хоры собора. Остатки княжеских палат — редчайший памятник гражданского зодчества XII века.
Лестничная башня и переход в собор украшены снаружи поясом из легких арочек и колонок. На восточном фасаде верхней площадки сохранилось окно с колонками, украшенными резьбой. Внутри башни винтовая лестница в 33 ступени, освещенная четырьмя щелевидными окнами, расположенными на разной высоте. На стенах поздние росписи, изображающие сцены заговора и убийства Андрея Боголюбского. Лестничная башня была свидетельницей этого события. Из письменных источников известно, что смертельно раненный князь, пытаясь спастись, сполз по лестнице, спрятался внизу в нишу, но был обнаружен заговорщиками и убит. Дворцовый собор, куда вел переход из башни, до нас не дошел. Это было замечательное сооружение XII века. Стены четырехстолпного собора завершали полукруглые закомары с резными рельефами. Собор был расписан фресками, пол выложен медными плитками. Белокаменная резьба украшала его снаружи и внутри. Красоту храма, его «узорочье» не раз отмечали древние летописи. Собор существовал до начала XVIII века. В 1722 году монастырский игумен для «большей светлости» храма велел расширить щелевидные окна и сломать хоры. От этой перестройки собор рухнул.
На старом основании храма в середине XVIII века была выстроена церковь в стиле барокко, сохранившаяся до наших дней. Благодаря раскопкам (большая исследовательская работа проведена под руководством проф. Н. Н. Воронина) можно видеть нижние части стен древнего собора с круглыми столпами и колоннами. Найдены и резные камни фасадов. В церкви развернута экспозиция, посвященная истории Боголюбова, его архитектурным памятникам и храму Покрова на Нерли. Среди других монастырских строений отметим кирпичную часовню -шатер (XVII век) па четырех грушевидных столпах. На ее месте в XIIвеке располагался киворий (крытое сооружение в виде беседки), внутри которого помещалась чаша для освященной воды. Остатки чаши находятся в соборе. Сохранившаяся ограда монастыря относится к XVIII веку, бывшие келейные корпуса — к первой половине XIX века. Большой приземистый собор с массивным пятиглавием выстроен во второй половине XIX века и наглядно свидетельствует о падении вкусов эпохи.
Церковь Покрова на Нерли расположена в 2 км от Боголюбова, в пойменных лугах, близ слияния Нерли с Клязьмой. Еще издали видны ее изящные очертания. Чтобы оказаться на тропе, ведущей к храму, надо спуститься от бывшего монастыря к железной дороге, которую перейти возле пригородной станции. Тропа тянется среди широкой поймы Клязьмы. Церковь Покрова — последняя и лучшая постройки времен Андрея Боголюбского — сооружена в 1165 году. Чуть вытянутый вверх храм увенчан изящным световым барабаном с узкими окнами. Апсиды невелики и почти не выделяются из общего объема церкви. Многочисленные вертикальные линии и близко сдвинутые колонки аркатурного пояса усиливают устремленность здания ввысь. Стены храма почти неуловимо наклонены внутрь, что подчеркивает его высоту и создает впечатление необычайной легкости, невесомости всей постройки. Движением кверху, легкостью проникнуто и внутреннее пространство церкви. Столпы ее слегка суживаются кверху, хоры несколько опущены вниз, усиливая высоту светлой верхней части храма. В нем сохранились вес три портала. Фрески окончательно исчезли еще в прошлом веке. Прежнее шлемовидное покрытие главы в 1803 году было заменено луковичным.
В 1774 году лишь случай спас церковь от гибели. Игумен Боголюбова монастыря хотел разобрать ее. чтобы использовать камень для постройки колокольни. К счастью, заказчик с подрядчиком не сошлись в цене и храм уцелел. Раскопки показали, что фундамент храма заложен на глубину 5 м 30 см и что холм, на котором он стоит, искусственный. Он был облицован белокаменными плитами и имел желоба для стока воды. Раскопки также вскрыли остатки стен, с трех сторон охватывавших здание. Одни исследователи полагают, что вокруг церкви существовали открытые галереи, другие считают обнаруженные остатки инженерными сооружениями для укрепления стен.Прекрасный белокаменный храм по своим пропорциям, всему облику — одно из самых совершенных произведений мировой архитектуры. Одиноко среди нолей стоит церковь Покрова. Дубовой рощи, которая была прежде, уже нет. Сохранились лишь вязы и липы, С одной стороны церкви неторопливо течет Нерль, с другой, на месте старицы Клязьмы, — небольшое озеро, в нем отражается стройный силуэт храма. Существует предание, что на дне озера (а глубина его б—8 м) лежат церковные сокровища, спрятанные от врага в год нашествия монголо-татар.