ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ
Расположен во Владимирской области в 180 км от Москвы, в 70 км от Владимира
Проезд
Автобусом из Москвы с Щелковского автовокзала (порядка 5-х часов), автобусом с Владимира (1,5 часа).
С 1152 по 1212 год Юрьев-Польский входил в состав Владимиро-Суздальского княжества. В этот период он неоднократно становился ареной междоусобной борьбы удельных князей, а позднее подвергался опустошительным набегам мои голо-татар. В начале XV века, при Иване Калите, город был включен в состав Московского княжества. Потеряв в последующие два столетия свое стратегическое и торговое значение, Юрьев неоднократно отдастся «в кормление» иноземным выходцам — вассалам московского князя.Владельцами города были литовский князь Свидригайло Ольгердович, казанский хан Абдул-Летиф, астраханский царевич Кайбула. касимовский царевич Матомст-Мурат. В начале XVII иска, в годы польской интервенции, Юрьев захвачен отрядами Лжедмитрия II. В 1609 году жители юрода во главе с сотником Федором Красным поднялись с оружием иротип иноземных врагов. В 1778 году Юрьев-Польский стал уездным городом Владимирского наместничества, а с 1792 юда — Владимирской губернии. В это же время в нем появляются первые промышленные предприятия — текстильные, бумаготкацкие, льнотрепальные. Роль Юрьева как промышленного центра Владимирской губернии особенно возросла во второй половине XIX века, когда через город прошла железная дорога. В наши дни Юрьев-Польский — районный центр Владимирской области. Из промышленных предприятий города наиболее известна фабрика «Авангард», выпускающая ткани-гобелены.
Древние здания в Юрьеве сосредоточены в кольце городских земляных валов 1152 года. Среди них особенно интересен Георгиевский собор, сооруженный в 1230—1234 годах к период княжения Святослава, сына Всеволода II, на месте храма, основанного к 1152 году Юрием Долгоруким. К сожалению, собор не дошел до нас в своем первоначальном виде: при пожаре и XV веке рухнули своды, пострадали стены. Б 1472 году восстанавливавшие собор московские зодчие во глине с Василием Ермолиным внесли в его облик некоторые изменения. До перестройки он был выше, имел позакомирное перекрытие с шлемовидной главой и узкие щелевые окна. Снаружи стены были украшены резьбой по белому камню с изображениями ангелов, святых, грифонов, львов, птиц, кентавров. Седокам иная резьба покрывала стены от цоколя до кровли. При восстановлении собора камни ставились уже без определенного порядка. Ныне они хранятся внутри Георгиевского собора. Предания позволяют восстановить сюжеты резьбы, украшавшей первоначальные фасады собора. Так, на северной стене центральный горельеф был посвящен празднику преображения, в боковых закомарах изображались «Вознесение Александра Македонского» и «Три отрока в пещи».
На южном фасаде размещались композиции «Вознесение», «Распятие», «Покров богородицы», на западном, в боковых закомарах, — «Даниил во рву львином» и «Семь отроков», в верхней части западного притвора — композиции Деисуса. Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов. О характере этой системы позволяют судить фасады северного и южного притворов, где резные камни, исполненные в высоком рельефе, сочетаются с побегами плоскостного растительного орнамента. Это сочетание двух манер резьбы на больших плоскостях фасадов было технически весьма сложным. Сначала они украшались только горельефными изображениями, которые вытесывались на отдельных камнях на строительной площадке и затем вводились в кладку стены. Затем начиналась резьба коврового узора, которая велась по уже готовой стене, переходя на ее архитектурные детали и оплетая горельефные скульптуры... Тончайший узор, наносившийся сперва одним прочерченным контуром, резался так, что он не выступал из поверхности стены, но выявлялся путем углубления фона» (Н. Н. Воронин). Георгиевский собор сейчас — небольшой четырехстолпный храм с тремя полукруглым и апсидами у восточной стены и тремя притворами — крыльцами c трех других сторон. Квадратная в плане церковь увенчана главкой. Другой интересный архитектурно-исторический комплекс в Юрьеве-Польском — сооружения бывшего Михаила-Архангельского монастыря. Он расположен также в пределах древних земляных валов. Основан Святославом Всеволодовичем в начале XII века, но от построек того времени ничего не сохранилось; в 1238 году монастырь был до основания разрушен полчищами Батыя. Существующий ныне ансамбль создавался в XVI—XVIII столетиях. Наиболее древняя — западная часть стены с тремя круглыми башнями — построена в 1555 году на месте первоначальной деревянной ограды. Две другие стены монастыря, северо-восточная и южная, вместе с декоративными башнями неоднократно перестраивались в течение XVII—XVIII веков. Из построек ансамбля необходимо отметить также ворота монастыря с надвратной церковью Иоанна Богослова. Последняя была поставлена в 1670 году в стиле московского барокко XVII века.Из сооружений XVII века примечательны шатровая колокольня (1685— 1688 годы) и трапезная палата с церковью Знамения (1625 год). К XVIII веку относится архимандритский корпус (1763 год).В 1792—1806 годах на месте древней деревянной церкви построен новый пятиглавый Михайло-Архангельский собор.На территории монастыря находятся также деревянные церкви: Покровская (XVII век) из села Чернокулово и Георгиевская (1718 год) из села Егорье. В здании бывших покоев архимандрита ныне расположен музей — филиал Государственного объединенного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Его экспозиция рассказывает об истории города, революционных выступлениях его жителей, о знатных земляках. Интересен художественный отдел, где представлены работы русских иконописцев XVI—XVII веков.