Углич

 

УГЛИЧ

Расположен в Ярославской области в 220 км от Москвы, в 130 км от Ярославля и в 80 км Ростова Великого.

Проезд

Поездом с Савеловского вкз. Москвы (пересадка в Савелово)-5 часов. Автобусами с Ярославля и Ростова Великого. На автомобиле с Сергиева Посада по трассе на Калязин.

Первые сведения об Угличе носят легендарный характер. По преданию, он был основан в 937 году неким Яном Плесковичем, который пришел в этот край по велению киевского князя для сбора дани. Достоверное известие об Угличе встречается в Ипатьевской летописи под 1148 годом. В летописи рассказывается о походе князей киевского, смоленского, новгородского прочив ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого. Войска союзников захватывали города па Волге. Тогда Углич, видимо, представлял собой небольшое поселение, имевшее главным образом торговое значение из-за своего выгодного местоположения. Через него проходили торговые пути: на север — к Белоозеру, на юг — вниз по Волге в Камскую Болгарию и далее на Каспий, а вверх по Волге —в Новгород и западные страны. Торговое значение Углича подтверждают найденные клады арабских и других монет VII—IХ веков. Археологические данные свидетельствуют, что места вокруг Углича были населены еще в эпоху неолита. В первые века нашей эры здесь обитали племена, принадлежавшие к дьяковской культуре, а с IХ—X веков расселяются славяне.

Первое время своего исторического существования Углич входил в состав Ростово-Суздалыжого княжества и, видимо, был небольшим городком, имевшим деревянные укрепления — кремль, расположенный на берегу Волги между ручьем Каменным и речкой Шелковкой. Все его постройки — терема, церкви — были деревянными. В летописи Углич упоминается редко, что указывает на его незначительную роль, и лишь в 1207 году называется как город, входивший в Ростово-Сучдальскос княжество. С 1218 года Углич — главный город небольшого удельного княжества. В 1238 году он был разрушен полчищами Батыя, однако к 1260 году вновь отстроился и даже вырос за счет переселенцев из южных земель. В это время Углич продолжает оставаться главным городом княжества, которое включило в свой состав ряд соседних городков, в том числе близкий к Москве Дмитров. В 1284 году Углич и соседние земли вновь разорены монголо-татарами. При Иване Калите в начале XIV века Углич вошел в состав Московского княжества. Сначала угличские князья еще пользовались некоторыми правами на свои вотчины, но внук Калиты Дмитрий Донской уже считал Углич своей полной собственностью и в духовной грамоте завещал его сыну. Углич вместе с другими русскими городами принимал участие в борьбе е иноземными поработителями. В 1380 году отряд угличан бился на Куликовом поле в рядах засадного полка под командованием Владимира Серпуховского.Углич занимал важное стратегическое положение и был значительным городом. При князе Константине, сыне Дмитрия Донского, здесь даже чеканилась собственная монета. Тверские князья, борясь с Москвой, пытались утвердиться в Угличе и оттуда угрожать Москве, но эти попытки окончились неудачей.

В середине XV века вспыхнула острая борьба за московское княжение. Против московского князя Василия поднялся его дядя Юрий Звенигородский, а после смерти Юрия — его сыновья Василий Косой и Дми-. трий Шемяка. Шемякс удалось захватить Углич. В 1446 году, воспользовавшись отсутствием в Москве великого князя, Шемяка занял Москву, а затем взял в плен и самого московского князя. Василия ослепили и сослали в Углич. Однако Василию удалось победить Шсмяку, и Углич вновь перешел к Москве. После смерти Василия Углич достался его сыну Андрею по прозванию Большой. Почти 30 лет княжил здесь Андрей. Это время (вторая половина XV века) расцвета Углича. Население города увеличилось. Развивались ремесла. Были приведены в порядок деревянные укрепления кремля, выстроен в нем большой, богато украшенный дворец, состоявший из каменных палат и деревянных хором, которые соединялись между собой переходами. Рядом с дворцом на месте прежнего деревянного обветшавшего собора был возведен повый, каменный. Возле кремля находился посад, а дальше тянулись слободы, где жили кузнецы, гончары,оружейники.

Для усиления обороны возле дорог, ведущих в город, были построены монастыри: у перевоза через Волгу — Воскресенский, на ростовской дороге Н,-Улейминский, на ярославской— Алексеевский. Стремление князя Андрея укрепить свою власть вызвало подозрение Ивана III, который, когда в 1491 году угличский князь был в Москве, приказал заключить его в тюрьму. Двоих сыновей Андрея увезли из Углича и заточили в северных монастырях, где они и окончили свои дни.

Последующие угличские князья уже полностью зависели от Москвы и обычно жили в столице «под рукой» московского князя. Кремль в Угличе опустел, деревянные укрепления его разрушились, хоромы Андрея обветшали; осыпались, зарастали травой и земляные валы. Огромный ущерб принес городу пожар 1491 года, когда, как писал летописец, «сгоре град Углич весь». Последним удельным князем Углича повелением Ивана Грозного стал его сын от седьмой жены Дмитрий. В период царствования Федора Ивановича двухлетний царевич с матерью Марией Нагой и другими родственниками был в 1584 году выслан в Углич под надзор людей Бориса Годунова, 15 мая 1591 года в Угличском кремле раздался набат. Сбежавшемуся народу объявили, что возле дворца зарезали царевича. В городе пронесся слух, что это дело рук людей Годунова. По наущению родственников царицы Нагих народ бросился избивать представителей власти Годунова. Вскоре в Углич прибыла следственная комиссия; она объявила, что царевич зарезался сам, упав на нож но время припадка падучей, а убитые по наущению Нагих люди безвинны. Последовала суровая расправа. Царица была пострижена в монахини и сослана в монастырь. Многих угличан заточили в тюрьмы, сослали в далекий сибирский городок Пелым. Был наказан даже набатный колокол: его сбросили с колокольни, высекли плетьми, вырвали язык, отрубили ухо и сослали в Тобольск.

В начале XVII века в русские земли вторглись интервенты. По городам пошли слухи, что в Угличе убит не Дмитрий, что царевичу удалось скрыться, появились самозванцы. В 1606 году царь Василий Шуйский, желая доказать, что в Угличе умер настоящий Дмитрий, послал туда верных людей во главе с митрополитом Филаретом. Останки царевича вынули из могилы и торжественно, под колокольный звон и пение молитв, перенесли в столицу и похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. Начиная с 1608 года Углич несколько раз оказывался в руках иноземных захватчиков. Особенно сильно он пострадал в 1611 году. По свидетельству летописца, во дворце погибло столько людей, что погреба его наполнились кровью. По описи 1620 года в городе оставалось всего 47 посадских домов. Потом Углич начинает постепенно восстанавливаться.

Во второй половине XVII века в связи с усилением опасности войны города, пострадавшие во время польской интервенции, вновь укрепляются. В Угличе были восстановлены деревянные стены и башни кремля. По свидетельству современников, стены имели восемь глухих боевых башен и две проездные. Ворота в крепость закрывались подъемными решетками. Стены поднимались на высоэу около 7 м, а башни — до 14 м." В городе и окрестностях строились каменные храмы, часть которых сохранилась до наших дней. Этот последний период строительства в Угличе завершился сооружением в начале XVIII века большого кремлевского собора.

В XVIII веке Углич развивался слабо. Торговые пути обошли его, и прежнее значение города упало. Вновь разрушились укрепления. Опись 1765 года свидетельствует, что земляной вал осыпался, ров заплывал, башни разваливались. Во второй половине XVIII века в городе возникают писчебумажное заведение купца Переславцсва. маленькие кустарные кожевенные фабрики, где было занято около 150 работных людей. Кузнецы изготовляли безмены, которые продавались во многих городах. В то время в Угличе насчитывалось 30 каменных, около 1000 деревянных домов и 21 каменный храм.

В конце XVIII века началась перестройка города по новому плану. Многие старые дома сносились, уничтожались прежние кривые переулки, тупички. Новые улицы расходились радиалыю от центральной пло­щади, расположенной возле кремля. Пришедшие в полную ветхость деревянные укрепления Угличского кремля были снесены и более не восстанавливались. В течение XIX века город почти не развивался. Количество его жителей то немного росло, то уменьшалось за счет ухода горожан на отхожие промыслы. Среди небольших промышленных заведений первое место занимала писчебумажная фабрика, на которой трудились около 500 рабочих. Шили еще в городе мешки для муки, вязали на продажу грубые чулки. Возникшие железнодорожные пути обошли город. Пароходное движение по мелевшей Волге, едва успев начаться, быстро кончалось. Падала и без того незначительная торговая роль города.

Самый древний памятник Углича, дошедший до наших дней, — Каменная палата князя Андрея Большого, построенная в 80-х годах XV века. Это уникальный образец русского гражданского зодчества второй половины XV века. Дворец был резиденцией угличских князей и позднее — царских наместников. В 1584 году во дворце поселилась жена Ивана Грозного Мария Нагая с царевичем Дмитрием. Сохранившаяся часть дворца получила название «Палаты царевича Дмитрия». В XVIIвеке деревянная часть дворца разрушилась. Каменные палаты стояли заброшенными, им также грозило полное уничтожение. В XVIII веке собирались даже разобрать палаты на кирпич. Лишь в начале прошлого века дворец частично был восстановлен. Значительные реставрационные работы произведены в 1892 году, тогда же сделано новое восьмискатное покрытие и пристроено у северной стены деревянное крыльцо, выполненное в традициях древнерусской деревянной архитектуры. В тс же годы реставрирована и часть декоративной обработки здания.

Сохранившаяся каменная часть дворца представляет исключительный интерес. Это кирпичная постройка, квадратная в плане. Плоскости ее стен прорезаны узкими окнами. Фронтоны здания украшены орнаментом из кирпича и цветных изразцов. Верхний этаж был тронным залом. Он представлял собой бесстолпную палату площадью 80 кв. м— в тс времена выдающееся строительное достижение. Верхняя часть стен украшена орнаментом. До начала XIX века на стенах и сводах этой части дворца сохранялись еще старинные фрески. Постройка свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе ее создателей, которые, как предполагают, принадлежали к новгородским каменных дел мастерам.

Дворец Андрея Большого, стоящий вдоль волжского берега, с восточной стороны оканчивался Каменной палатой, а с западной— Спасо-Преображенским собором. Каменный собор был поставлен одновременно с дворцом в 80-е годы XV века и являлся частью дворцового ансамбля. Он стоял несколько выдвинувшись к северу, вплотную примыкая к дворцу. Сохранившееся описание собора 1674 года позволяет сравнить его с другими постройками того времени, например с Ризположенской церковью Московского Кремля. Собор неоднократно подвергался разрушениям. Особенно сильно он пострадал в начале XVII века—во время польской интервенции, а к концу XVII века пришел в полную ветхость и был разобран. В 1713 году (по другим источникам— в 1716-м) было окончено строительство нового собора, дошедшего до нас.

Вновь построенный Спасо-Преображенский собор представляет собой монументальное сооружение. Куб основной части покрыт четырехскатной кровлей и завершен мощным пятиглавием. Плоскости стен членятся лопатками на три части. Собор создан ярославскими каменщиками во главе с крепостным Григорием Федоровым. Нарядность храму придает декоративная обработка стен и барабанов. Замечателен в этом отношении южный белокаменный портал с его пышным орнаментом. В начале XIX века к собору с юга пристроили портик, западную паперть и северный придел. Внутреннее пространство храма перекрыто сводом, пролет которого равен 14 м. Сохранившаяся роспись сделана артелью художников во главе с Тимофеем Медведевым в начале XIX века. Живописцы применили любопытный прием: написанные ими объемно карнизы, колонны как бы еще более расширяют собор внутри. Сюжеты росписи взяты из евангельских преданий. Предполагают, что сцена «Преображения» на северной стене исполнена самим Тимофеем Медведевым. Рядом с собором в 1730 году была выстроена колокольня. Кровля и главка относятся к началу XIX века. Воз&ышаясь над собором, она как бы объединяет вес кремлевские постройки. Далеко видимый силуэт колокольни вместе с куполами собора венчает ансамбль памятников Углича.

В северо-восточной части кремля расположена церковь царевича Дмитрии «на крови», построенная в 1692 году на месте, где, по преданию, был убит царевич и где в начале XVII века стояла деревянная часовня. Сохранившаяся каменная церковь — характерная достройка второй половины XVII века. Это сравнительно небольшой пятиглавый храм с шатровой колокольней. Стены его окрашены в красный цвет, на фоне которого ярко выделяются белые пышно обработанные наличники, белый широкий карниз, проходящий по верху центральной части здания, с белыми декоративными закомарами над ними. Храм увенчан несколько вытянутыми барабанами и синими главами с золочеными звездами. Красочность здания подчеркивает невысокий белый подклет, лишенный украшений. Шатровая колокольня выглядит приземистой из-за пристройки в 1860 году к церкви папертей. Лучше всего церковь смотрится со стороны южного фасада, дошедшего до пас почти без изменений. Роспись трапезной выполнена мастером Петром Хлебниковым в 1788 году. Трапезная расписана на библейские темы. Живопись в известной степени отходит от традиции обычной церковной, она более объемна и реалистична. В особенности это проявляется в изображении нагих человеческих фигур. Последнее было необычно, и некоторым фигурам позднее «надели» пояса. Двусветный зал главного здания расписан также в конце XVIII века, как предполагают, московскими художниками. На западной стене привлекает внимание многоплановая композиция, посвященная истории убийства царевича Дмитрия. Сцена убийства изображена в леном нижнем углу. Выразительна часть картины, которая повествует о восстании угличан. Росписи входа и паперти относятся к XIX веку и менее ценны и интересны.

В южной части кремля, возле моста через ров, расположено здание в классическом стиле начала XIX века. Оно было построено для градоначальника, позднее в нем размещалась городская дума. Центральная часть трехэтажного дома украшена шестиколонным портиком, опирающимся па первый этаж. Южный и северный фасады почти одинаковы. Стены обработаны горизонтальной рустовкой, что придает дому некоторую монументальность. Внутри здание значительно переделано. К югу от кремля на Крестьянской улице расположены постройки бывшего Алексеевского мужского монастыря. Он был основан в 1371 году иноком Адрианом по указанию московского митрополита Алексия и «по дозволению» Дмитрия Донского. Место для монастыря было выбрано на возвышенности у Ярославской дороги, и монастырь стал оборонительной крепостью на подступах к городу. Первоначальные постройки и окружающие их стены были деревянными. Первый каменный храм воздвигли в начале XVI века. Во время польской интервенции монастырь был осажден и после героической обороны взят и сожжен, здания разрушены, а защитники, как рассказывает летописец, убиты и многие зажипо засыпаны в церковных подвалах.

В 20-х годах XVII века начинается восстановление монастыри. В 1628 году была построена Успенская церковь, которая за необычайную красоту получила название «Дивная». Это сооружение— достойный памятник угличанам, павшим в неравном бою с врагом. Особенность храма— три стройных шатра, стремительно уходящих вверх. Дивная церковь продолжала традиции таких памятников архитектуры XVI века, как храм Вознесения в Коломенском, церковь в селе Остров под Москвой. Шатры «Дивной» церкви не связаны с внутренним пространством и имеют лишь декоративное значение. Поражают продуманность всей постройки, гармоничное соотношение ее частей и подчинение их единому замыслу. Обработка алтарных апсид, аркатурный пояс служат основой последующей ступени — килевидных полукружий стен и далее— восьмигранных шатров, взлетающих ввысь. Центральный шатер немного сдвинут к западу, что придаст шатровому завершению особенную живописность. Скромный декор шатров подчеркивает их легкость. Лучший вид на «Дивную» церковь — с северо-востока. Перед взором полностью открывается все сооружение. Примыкающая к церкни ограда с воротами относится к концу XVIII века.

За оградой, к северу от Успенской церкви, расположена церковь Иоанна Предтечи, сооруженная в 1681 году. Эго обычный памятник XVII века. Обращает внимание торжественное крыльцо с бочкообразными столбами. Живописно пятиглавое завершение храма с большой и богато украшенной центральной главой. Многое из декоративной обработки церкви уже утрачено, лучше сохранилась западная стен. Ансамбль построек бывшего Воскресенского монастыря расположен к западу от Угличского кремля, неподалеку от волжского берега. Время основания монастыря неизвестно, предполагают, что оы существовал еще в XVI веке и находился несколько ближе к Волге. В середине XVII века он был перенесен на теперешнее место. Сохранившиеся здания построены в 70-х годах XVII века при ростовском митрополите Ионе в память его пребывания в Воскресенском монастыре.

Ансамбль зданий состоит из пятиглавого собора с приделами, а также звонницы с трапезной, с одноглавой церковью. Все постройки расположены в ряд с севера на юг. К основной части собора с северной и южной сторон примыкают два одинаковых придела, соединенные крытой галереей. Собор выглядит строгим и монументальным. Это впечатление усиливают мощная галерея с аркадами, широко расставленные барабаны глав и массивная центральная глава. Крыльцо с двойными красивыми ярками с гирькой расположено против западного входа. Каменная лестница и шатровое покрытие входа не сохранились. К южной стороне собора примыкает звонница, выполненная в традициях Ростовской и Борисоглебской звонниц, которые, в свою очередь, напоминают еще более ранние — псковские.

В первом этаже устроены проездные ворота во внутренний двор, вчорой этаж представляет собой аркаду, на третьем находится небольшая церковь, четвертый этаж собственно звонница. На звоннице — главка на тонком барабане, верх которого сходит на конус. К южной стороне звонницы примыкают квадратная в плане трапезная и церковь Одигитрии. Вход в трапезную и церковь идет от главного западного входа через галерею. На западной стене трапезной возвышается беседка-часозвон, где раньше помещались башенные часы с колокольным звоном. Прежнее шатровое покрытие в XIX веке было заменено новым.

Церковь, расположенная восточнее трапезной, однокупольная. Как и трапезная, она имеет высокий подклет. Интересно оформление ее окон на южной стороне. Весь ансамбль построек монастыря поражает разнообразием перспектив, соотношением объемов и общей живописностью. Вблизи Воскресенского монастыря, к северу от него, ближе к Волге, находится церковь Рождества Иоанна Предтечи — памятник архитектуры XVII века. Церковь была построена богатым посадским человеком Чеполосовым в память убитого сына. Храм, украшенный архитектурными деталями, состоит из основного кубообразного пятиглавого здания, двух приделов, трапезной, арочного крыльца и коло­кольни. Главное здание возвышается над трапезной и невысокими южным и северным приделами. Его стены у закомар и барабан центральной главы богато украшены. Низкие приделы подчеркивают стройность основного здания. Выразительно арочное массивное крыльцо, примыкающее к южной стороне колокольни. Недаром художники Н. К. Рерих, В. М. и А. М. Васнецовы, К. Ф. Юон, бывая в Угличе, рисовали его. От приземистого крыльца и приделов храма веет седою стариной.

Южнее кремля сохранились постройки бывшего Богоявленского монастыри. Сначала он находился на территории кремля, но в 60-х годах XVII века был переведен на ростовскую дорогу (ныне Ростовская улица). Самое древнее сооружение монастыря, дошедшее до наших дней, —Смоленская церковь, построенная в 1700 году. Памятник значительно искажен позднейшими переделками. Здание другой церкви, Федоровской, построено в 1818 году в стиле русского классицизма. Ее центральный объем имеет ео всех сторон пристройки полукруглой формы. Фасады церкви украшены портиками. Примером упадка архитектуры середины прошлого века может служить собор Богоявленского монастыря, законченный в 1853 году. Огромное, грузное здание построено в официальном, так называемом русско-византийском стиле, одним из создателей которого был придворный архитектор николаевской России К. А. Тон.

 

Золотое Кольцо России

Главная