Суздаль

 

СУЗДАЛЬ

Расположен во Владимирской области в 250 км от Москвы, одно из красивейших мест Золотого Кольца России. В городе запрещено всякое строительство и поэтому он сохранил первозданную красоту до наших дней.

Проезд

Туристическим автобусом из Москвы (порядка 4-х часов), ресйовыми автобусамии на Иваново от м. Щелковская (порядка 5 часов), электропоздом до Владимира и далее автобусом (1 час).

Суздаль — город-заповедник, в котором бережно охраняются замечательные памятники архитектуры, составляющие единственный в своем роде ансамбль. Суздаль, один из древнейших русских городов, впервые упоминается в летописи под 1024 годом.

Возник он на месте еще более древнего поселения. Археологические раскопки свидетельствуют, что этот край был населен еще в VIII—IX веках. С начала XI века Суздаль входил в состав древнерусского государства. Из летописи известно, что в 1024 году в суздальской земле произошло большое восстание земледельцев смердов, В конце XI века суздальские земли стали уделом Владимира Мономаха.

Во время войны между князьями в 1094 году Суздаль был сожжен. Через 11 лет город снова пострадал от нападения камских болгар. С началом распада древнерусского государства на отдельные княжества выделяется и Ростово-Суздальская земля, а Суздаль, став стольным городом, начинает играть роль политического центра. Сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий, первый самостоятельный князь Ростово-Суздальской земли, делает Суздаль своей столицей. При Юрии княжество расширяется: на север — до Белого озера, на восток — до Волги, на запад —до земель новгородских и смоленских, на юг —до рязанских. Свой загородный дворец Юрий устраивает близ Суздаля — в Кидекше.

После смерти Юрия его сын Андрей Боголюбский перенес сто лицу во Владимир, и политическое значение Суздаля стало падать. После княжения Всеволода III, младшего брата Андрея Боголюбского, в начале XIII века Владимиро-Суздальское княжество распадается на части, и Суздаль еще более утрачивает значение политического центра. В 1238 году на Суздаль обрушились полчища Батыя. Город был опустошен и сожжен. Жителей частью перебили, частью увели в плен, спаслись немногие. Со временем город постепенно восстанавливается. Суздальцы не раз выступали против монголо-татарского ига. Большое восстание против иноземных угнетателей произошло в 1262 году.

С ростом и усилением Московского княжества суздальские князья начали борьбу с Москвой, стремясь сохранить свою самостоятельность. В середине XIV века они объединились с нижегородскими князьями и образовали Суздальски-Нижегородское княжество со столицей в Нижнем Новгороде. Однако в 1392 году это княжество пало, и Суздаль полностью утратил свое политическое значение. С конца XV века Суздаль входит в число «замосковных» городов. В XVI веке в нем после долгого перерыва начинается строительство каменных храмов, но теперь уже на средства московской казны. В 1565 году Суздаль, как и ряд других городов, был взят Иваном Грозным в опричнину. Тяжелые времена для города наступили в XVII веке. Вначале его дважды разоряли польские интервенты. В городском посаде и слободах осталось после этого всего 78 дворов. Большинство церквей, каменных и деревянных, было разрушено. Жители разбрелись по окрестностям. Не успел город оправиться, как в 1634 году на него напали крымские татары, а через 10 лет значительную часть посада уничтожил пожар. В 1654—1655 годах эпидемия «моровой язвы» погубила более тысячи человек — почти половину населения города.

Лишь во второй половине XVII века город начинает возрождаться после всех бед. Стали отстраиваться монастыри, была воздвигнута новая крепостная кремлевская стена с башнями и воротами. Особенно большие работы развернулись в конце XVII века. Лет за 20—30 было сооружено много каменных храмов, архиерейские палаты, монастырские здания. Строительство шло главным образом за счет труда тысяч крепостных. Огромные доходы суздальским монастырям при­носили принадлежавшие им земли, леса, водоемы, соляные варницы.

В XVIII веке Суздаль оставался небольшим городком с незначительным населением. В 1711 году в нем было около 540 дворов, и славился он лишь монастырями, обилием церквей и историческим прошлым. В 1719 году пожар уничтожил множество деревянных построек, сгорели городские укрепления, пострадали и каменные здания. После этого пожара рубленые стены городских укреплений не возобновлялись. Основное строительство происходило на средства посадских людей —купцов. Было возведено около 30 приходских храмов, которые и завершили архитектурный ансамбль Суздаля. В 1788 году был утвержден новый план застройки города, незначительно изменивший прежнюю планировку, но включавший в его состав посад, а также монастыри.

В 1796 году, когда была образована Владимирская губерния, Суздаль стал уездным городом. Его герб изображал белого орла, на синем и красном фоне. Вскоре Суздальская епархия была переведена но Владимир, и Суздаль утратил 'Значение религиозного центра. Железная дорога, проложенная в XIX веке из Москвы в Нижний Новгород, обошла Суздаль стороной, и развитие его почти остановилось, а торговое значение уменьшилось. Закрылся ряд полукустарных предприятий, сократилось число жителей. Суздаль оставался захолустным городком. Местные жители занимались главным образом огородничеством: лук, хрен отправлялись в Москву, Петербург, а капуста, свекла, картофель —в соседние города, и более всего в Иваново- Вознесенск.

Знакомство с Суздалем можно начать с осмотра экспозиций филиала Государственного объединенного Владимиро-Суздалъского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, расположенных на территории кремля. Экспозиции отражают многолетнюю деятельность по восстановлению и охране памятников Суздаля, историю города с древнейших времен. Экспонируются археоло­гические находки, извлечения из письменных памятников, макет Суздаля в прошлом, изделия суздальских ремесленников. Представлены иконы суздальской школы XIV—XVII веков, отличавшейся одухотворенностью образов, мягким чередованием света и тени.

Древнейший памятник Суздаля — кремлевский земляной вал, относящийся к XI веку. Во времена Владимира Мономаха по валу шел дере вянный тын из бревен с заостренными концами, В конце XII века была создана новая крепостная стена — рубленая. В XII веке земляной вал опоясал и торговый посад. Деревянные стены неоднократно горели, разрушались. В 1719 году стена с башнями сгорела и более не восстанавливалась. С высоких валов открывается красивый вид на постройки кремля и города.

На территории Суздальского кремля находится ряд выдающихся памятников архитектуры. Наиболее интересный из них — Рождественский собор, построенный в 1222—1225 годах на месте храма конца XI века. Собор неоднократно перестраивался и изменялся. В XIII веке он был белокаменным и завершался тремя куполами. В 1238 году захватчики ограбили и подожгли собор. В 1445 году при нападении татар здание вновь горело, затем его опять возобновили.

В 1528 году на основе и на месте прежнего собора начинается строитель­ство нового. Старые стены разобрали до колончатого пояса и поставили новые из кирпича, трехглавие было заменено шлемовидным пятиглавием. В течение XVII века собор дважды переделывали: узкие окна растесали в широкие, хоры разобрали. В 1750 году соорудили новые луковичные главы и окружили храм кирпичными, довольно уродливыми пристройками.

Реставрационные работы в значительной мере вернули собору облик XIII—XVI веков. От XIII века сохранилась нижняя часть здания, завершенная аркатурно-колончатым поясом с резным узором — типичным для построек того времени во Владимире и Боголюбове. В южной алтарной апсиде сохранились фрагменты фресок XIII века, а в некоторых местах — настенная живопись XV—XVII веков. Заме­чательный памятник древнерусского прикладного искусства — «златые врата» южного и западного порталов, созданные в первой половине XIII века. Врата богато украшены орнаментом и фигурными изображениями, расписанными золотом на пластинах красной меди по черному фону. Сверкающие позолотой, они заключены в резной портал. Внутри собора редкие произведения древнерусского искусства — иконы школы Симона Ушакова. В соборе похоронены сыновья Юрия Долгорукого, здесь же могилы князей Шуйских, Бельских и суздальских церковных иерархов.

Близ собора стоит восьмигранная шатровая колокольня (1635 год), в 1967 году суздальские мастера восстановили на ней часы с курантами конца XVII века, и теперь их мелодичный звон отбивает минуты, четверти часа и часы. На территории кремля находится редкий памятник гражданской архитектуры— бывшие архиерейские палаты. Это большой комплекс сооружений, которые строились постепенно в течение длительного времени. Древнейшая часть их относится к XV веку. Окончательно архитектурный ансамбль палат сложился к концу XVII века, В него входили церкви, каменные палаты, многочисленные хозяйственные постройки. В целом архиерейский двор представлял собой укреплен­ный замок крупного феодала, каким и являлся суздальский архиерей. В 1700 году строительство архиерейских палат было прекращено.Своим великолепием эти палаты напоминают Патриаршие палаты Московского Кремля. Восхищение вызывает Крестовая палата с ее огромным бесстодпным сводом. Палаты имели богатое декоративное оформление, характерное для XVII века (нарядные наличники окон, затейливые крыльца, цветная керамика). Палаты не раз перестраивались, изменялись. С переводом суздальской епархии во Владимир они стали приходить в запустение, разрушаться, использовались под различные хозяйственные надобности: например, помещения первого этажа западной части палат были сданы под склады суздальскому купечеству. Замечательному памятнику грозила гибель.

В юго-восточной части кремля расположены Никольская и Христорождественская церкви. Суздальские церкви обычно ставились пирами: летняя — более нарядная и зимняя — более скромная, а коло­кольня служила их композиционным центром. Никольская, летняя, церковь построена в 1739 году на месте прежней деревянной, сгорев­шей в 1719 году. Хр исто рождестве некая, зимняя, сооружена в 1771 году также на месте деревянной. Летняя имеет нарядную колокольню, прототипом которой был деревянный шатровый храм. Шатер колокольни несколько вогнут — характерная особенность суздальских построек. У северо-восточного угла кремля стоит Успенская церковь на месте прежней деревянной. Видимо, она относится ко второй половине XVIIвека, а в начале XVIII века была перестроена. На бывшем архиерейском дворе близ западного земляного вала в 1960 году поставлена деревянная церковь из села Глотово Юрьев-Польского района. Этот памятник деревянного зодчества середины XVIII века, образец народного мастерства, удачно вписался в ансамбль кремлевских построек.

Покровский монастырь. Расположен на правом низменном берегу реки Каменки, в северо-западной части города. Монастырь основан в 1364 году. Первые постройки его были деревянные. Сохранившийся ансамбль каменных сооружений складывался в XVI—XVII веках. В центре монастыря монументальный Покровский собор (1510—1514 годы). Он имеет высокий подклет и увенчан трехглавием. С трех сторон его окружает галерея с высокой аркадой. Аркады галереи, закомары килсвидной формы, барабаны и тлемовидные главы придают всему сооружению величаеост ь и торжественность. К собору примыкает колокольня (1514 год) с надстроенным в конце XVII века шатром. В XVIII веке она была соединена переходом с папертью собора. К северу находится Зачатьевская трапезная церковь (1551 год), к ней примыкает звонница с кругом для часов. Это своеобразное здание по архитектуре напоминает гражданские сооружения. В XVII веке первоначальное здание подверглось весьма значительной переделке.

Благовещенская надвратная церковь над Святыми воротами в южной ограде монастыря построена в начале XVI века. На массивной двухпролетной башне стоит маленькая церковь, повторяющая в своих очертаниях формы Покровского собора. Фасады церкви трехчастные и завершаются закомарами. С трех сторон церковь окружают паперти. Алтарные апсиды почти незаметны. Реставрационные работы вернули памятнику прежний вид. Наружная стена Святых ворот и южный фасад надвратной церкви очень нарядны. Ворота выходили на старинную московскую дорогу, по которой «жаловали» в монастырь цари и другие знатные гости. Покровский монастырь был одним из самых богатых в России, по описи 1678 года, ему принадлежало более 7000 крепостных и много земель.

В северном конце города, на высоком берегу Каменки, стоит опоясанный мощными крепостными стенами Спасо-Евфимиевский монастырь (основан в середине XIV века). Он имел военное значение как кре­пость для обороны Суздальско-Нижегороцского княжества в борьбе с Москвой, Первые постройки монастыря и его стены были деревянными. В 1445 году под монастырем произошло сражение между войсками Василия Темного и казанского хана. В 1501 году он пострадал от большого пожара, а в начале ХУТТ века подвергся нападению польских интервентов. Сохранившиеся каменные постройки монастыря относятся к XVI—XVII векам. Спасо-Евфимиевский монастырь был одним из самых богатых в Суздале. Ему принадлежали тысячи крепостных, земельные владения, лесные угодья, водоемы. В него делали богатые вклады Василий III. Иван Грозный, многие бояре. Приносили доходы и богомольцы, стекавшиеся сюда поклониться «святым» мощам первого игумена Евфимия, который управлял монастырем во второй половине XIV века.

Сотни крепостных трудились над возведением каменных построек монастыря и его новых стен. Кирпичные стены поставлены в 70—80-х годах XVII века. Протяженность их около 1200 м, высота от 7,5 до 8,5 м. Стены имеют 12 башен различной формы. И стены и башни декоративно обработаны. Особенно пышно украшена верхняя часть монументальной проездной 22-метровой башни с шатровым верхом. Низ ее лишен украшений и выглядит по-военному сурово. Большое впечатление производит мощная угловая юго-западная «водяная» двенадцатигранная башня. В целом ограда монастыря — одно из лучших крепостных сооружений того времени, выполненное по всем правилам поенного искусства. Однако монастырской крепости уже не пришлось служить военным целям. Она осталась лишь выражением идеи могущества церкви, ее главенствующего положения в государстве.Внутри крепостной ограды расположен ансамбль монастырских зданий.

Преображенский собор (1582—1594 годы) стоит на месте деревянного храма, который был сооружен при основании монастыря. В 1507 году вместо деревянного выстроили каменный. В конце XVI века его переделали, и в этом виде он дошел до наших дней. Массивное здание собора завершено пятиглавием. Храм имеет аркатурно-колончатый пояс, в чем проявилось стремление следовать традициям владимиро-суздальского зодчества XII—XIII веков. На внутренних стенах собора сохранились фрески конца XVII века, выполненные артелью живописцев под руководством известных костромских мастерои Гурия Никитина и Сипы Савина. В Евфимисвском приделе стенная живопись посвящена деятельности игумена Евфимия. Там можно найти изображение закладки монастыря и города Суздаля.

Звонница собора (XVI—XVII века) состоит из частей, построенных в разнос время. Сначала она была столпообразной, затем понадоби­лось увеличить число колоколов, и к столпу пристроили галерею с арочными пролетами. Ближний пролет был сооружен в 1599 году, а второй и третий — в конце XVII века. На стыке первоначальной части и галереи возвышается небольшое помещение часозвона с шатровым покрытием.

Трапезная   с церковью Успения, расположенная рядом с собором, построена в 1525 году. Внешний вид се, особенно второго этажа, значительно изменен переделкой в прошлом веке. В центре квадратного помещения трапезной массивный столп, на который опираются своды. С востока к трапезной примыкает небольшая церковь с высоким восьмигранным шатром. Надо отметить, что шатровые сооружения Суздаля начала XVI века явились одним из первых этапов развития замечательного зодчества шатровых храмов, которое завершилось сооружением всемирно известных памятников в Коломенском и Дьякове.

С южной стороны к трапезной примыкает гражданская постройка — корпус архимандритских покоев XVII—XVIII века). Между ними и въездной башней с проездными воротами расположена Благовещенская церковь (XVI—XVII века). За свою историю она неоднократно видоизменялась, особенно ее верхняя часть. Благовещенская надвратная церковь состоит из центрального четверика с апсидами на восточной стороне и папертью на западной. В основании церкви два асимметричных сквозных проезда, крытых сводами (один ныне заложен). Южная стена имеет декоративное убранство (фигурные наличники, карниз).

Кроме этих памятников в Спасо-Евфимиевском монастыре находятся Никольская церковь (1669 год), братские кельи (XVIII—XIX века) и помещение тюрьмы (XVIII век). Тюрьма, устроенная по указу Екатерины II, состояла из одиночных камер, где содержались «безумствующие колодники» — иными словами, противники религии и самодержавия. В 1829 году в тюрьму был заключен декабрист Ф. П. Шаховской, переведенный сюда из енисейской ссылки. Здесь он и умер. Собирались заключить в монастырскую тюрьму и великого русского писателя Л. Н. Толстого.

Возле алтарной части Преображенского собора могила князя Дмитрия Пожарского: перед главным входом в монастырь в небольшом сквере ему поставлен памятник У крепостной юго-западной башни, обращенной к Каменке, устроена смотровая площадка с видом на центральную часть Суздаля, и особенно на белокаменный ансамбль Покровского монастыря. В свою очередь, лучший вид на Спасо-Евфимиевский монастырь, на его могучие стены, открывается с противоположного берега Каменки — от стен Покровского монастыря.

Южнее Спасо-Евфимиевского монастыря, на том же левом берегу Каменки, на возвышенном месте расположены постройки Александров­скою монастыря. Как предполагают, он был основан в 1240 году Александром Невским, От первых его строений ничего не осталось. Сохранившиеся церковь и колокольня сооружены в самом конце XVII века, здание Святых ворот — в первой половине XVIII века. Тогда же поставлена и каменная ограда, ныне не существующая. Монастырь был упразднен в 1764 году. Церковь изящна и нарядна. Декоративный убор славного куба и барабанов характерен для суздальских мастеров. Красиво обработаны и перспективные порталы.

Отдельно стоящая колокольня, построенная одновременно с церковью — редкий для Суздаля образец: ее гладкие фасады лишены украшений. Колокольня представляет собой высокий восьмигранный столп на низком четверике и увенчана стройным шатром. Святые ворота сделаны в один пролет. На их кубе поставлен ярусный барабан с главкой. В 1947 году порота реставрированы.

Ансамбль Ризположенскою монастыря находится в самой высокой части города и выходит на улицу Ленина против Красной площади. Монастырь основан в 1207 году. Сохранившиеся каменные постройки относят к XVI—XIX векам. Трехглавый собор создан в XVIвеке. В 1688 году к его основному зданию суздальские мастера Иван Грязнов, Иван Мамин и Андрей Шмаков пристроили паперть. Пышно украшенная, как это было свойственно постройкам конца XVII века, она придала нарядность и всему зданию. Впоследствии собор был значительно переделан. Реставрация 1964 года во многом вернула храму прежний вид.

В начале XVII века ограда и ворота монастыря были деревянными. Во второй половине XVII века возвели каменную ограду и Святые ворота — один из самых замечательных памятников суздальского зодчества. Они также построены мастерами Грязновым, Маминым и Шмаковым. Основной объем здания ворот прорезан двумя пролетами проездов. Большой предназначался для торжественных выходов. На верху ворот над каждым проемом поставлен низкий восьмерик, а над ним восьмигранный шатер, увенчанный главкой. Южный фасад ворот, восьмерики и шатры имеют красивую декоративную обработку. В убранстве фасадов главную роль играют глубокие ширинки с цветными изразцами. В целом совершенный по своим пропорциям памятник выглядит очень празднично. Вплотную к воротам примыкает построенная одновременно с ними нарядная сторожка с восьмигранной башенкой. Колокольня монастыря сооружена в 1813—1819 годах под руководством суздальского мастера Кузьмина. Эта самая высокая постройка юрода выдержана в стиле русского классицизма первой половины XIX века. Сооружена она была в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Васильевский монастырь, расположенный на восточной окраине города, по дороге на Кидекшу, основан в начале XIII века. От его первых построек ничего не осталось. Сохранившийся собор относится к 1662—1669 годам. Кубический храм перекрыт на четыре ската и завершен косьмиграпным световым барабаном с небольшой главкой. Внешне собор лишен украшений. К югу от него стоит Сретенская церковь с трапезной конца XVII века. В 1955 году проведена реставрация церковных зданий и восстановлена монастырская ограда. Приходские храмы, живописно расположенные но всему городу, придают ему особый облик. Они обычно составляют ансамбль из нарядной летней и скромной зимней церквей и колокольни. Почти нее они относятся к XVIII веку. Многие постройки обладают высокими художественными достоинствами и являются свидетельством таланта русских зодчих.

Церковь Иоанна Предтечи (1720 год) стоит между кремлевским валом и улицей Ленина, почти над древним рвом. Она построена на месте деревянной. Это кубический, бесстолпный, одноглавый храм, почти без декоративной обработки. К паперти примыкает колокольня, также лишенная декоративного убранства. Исключение составляем се нарядный западный портал, к которому ведут каменные ступени. Вся постройка компактна и живописна.

Входоиерусалимская (1717 год) и Пятницкая (1762 год) церкии расположены у юго-западного угла Торговой площади. Первая, летняя, простая по своим фор мам, имеет нарядный декоративный убор: изящный карниз, обработанные наличники. Прежде она была пятиглавой, ныне имеет одну главу. Вторая, зимняя, увенчана главкой интересной формы. Раньше обе церкви составляли живописный ансамбль, включавший колокольню с характерным для Суздаля вогнутым шатром. Колокольня и каменная ограда с маленькими въездными воротами не сохранились.

Ансамбль Воскресенской (1720 год) и Казанской (1739 год) церквей, находящийся на Торговой площади, был главным по своему центральному положению в бывшем то рго во-ре масленном посаде. Они стоят на месте деревяиных церквей, сгоревших в 1719 году. На кубе Воскресенской церкви возвышается одна глава. Стены завершены богатым карнизом из балясин. Храм имел два крыльца. Сохрани л ось о дно —у портала с южной стороны. Крыльцо — единственное в своем роде сооружение в Суздале. Оно, как и фасады, обработано в традициях архитектуры XVII века. Объединяет ансамбль церквей колокольня возле Воскресенской церкви. На низком четверике поставлен высокий восьмигранный столп, увенчанный шпилем. Грани столпа богач о украшены ширинками с вставленными в них цветными изразцами. Стройная колокольня Воскресенской церкви — один из лучших образцов подобных памятников города. Расположенная рядом Казанская одноглавая церковь выглядит простой и скромной, но выполнена с большим вкусом.

Крестоникольская церковь (1765 год) находится почти рядом с торгоиыми рядами, на месте, где в прошлом был перекресток дорог. История церкви такова: в середине XVII века в память избавления от «морового поветрия» здесь была поставлена часовня. В 1765—1770 годах на ее месте выстроили каменную церковь. В XIX веке храм частично перестроен.

Цареконстантинивская (1717 год) и Скорбященская (1787 год) церкви. Ансамбль этих построек расположен в северо-восточной части бывшего посада и ныне выходит на Торговую площадь. Они стоят на месте прежних деревянных, Цареконстантиновская церковь имеет пятиглавое завершение, где все неооычайно вытянуто — и барабаны, и шейки, и кресты. Редкий для суздальских памятников и пышный декоративный карниз. Стоящая возле Скорбященская церковь построена по типу деревянных клетских церквей с кровлей на два ската. С запада к ней при мыкает шатровая колокольня. Ее фасады украшены ширинками и керамическими деталями. Шатер колокольни вогнутый. С северной стороны бывшего посада, ближе к Ризположенскому монастырю, находится живописный ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей с колокольней. Лазаревская (1667 год) — одна из наиболее замечательных приходских церквей Суздаля. В отличие от других она двухстолпная. С двух стол­пов, стоящих посередине церкви, перекинуты на стены арки. Все пять ее барабанов световые, что конструктивно связано с внутренним двухстолпным объемом. Облик церкви с тремя апсидами, кокошниками типичен для построек XVII века.

Антипьевская церковь (1745 год) по своим формам близка к типу деревянных клетских церквей. К ее западному фасаду примыкает нарядная шатровая колокольня с вогнутым шатром. Реставрация колокольни вернула памятнику прежнюю красивую расцветку фасадов.За чертой бывшего торгово-ремесленного посада расположен ряд приход­ских церквей. Некоторые из них интересны своими художественными достоинствами и как памятники определенного этапа в истории русской архитектуры. В последующем описании они упоминаются по своему местоположению — от южной стороны города к северной.

Знаменская (1749 год) и Ризположенская (1777 год) церкви с колокольней между ними стоят на южном конце города, по левую сторону дороги на Владимир, над крутым берегом прежде речки Мжары, а теперь оврага. Летняя церковь, Знаменская, представляет собой куб, увенчанный главой. Ризположенская, маленькая, приземистая, несет на себе декоративную главку на топком барабане. К востоку от храмов большой курганный могильник — место погребения суздальцев в XII—XIII веках.

Восточнее   моста через Каменку, на высоком берегу, расположена Козьмодемьянская церковь {1725 год), которая вместе с колокольней составляет один из самых живописных ансамблей в городе. К основному кубическому зданию храма с юга пристроен низенький придел, а с запада примыкает шатровая колокольня. Придел и церковь одноглавые. Главки их, на тонких вытянутых барабанах, как бы вырастают из основных объемов. Возвышенность, на которой стоит церковь, в XII веке называлась Яруновой горой. Предполагают, что здесь в древности было капище языческого бога Яруна.

Борисоглебская церковь высится на холме в Заречной стороне, к западу от кремля. На ее месте в древности был Борисоглебский монастырь. Дошедшая до нас каменная церковь,.видимо, построена на рубеже XVII—XVIII веков. Это единственный памятник в Суздале, где отра­зились черты барокко, особенно в окраске и декоративной обработке верхнего яруса колокольни. Севернее Борисоглебской церкви, на правом берегу Каменки, сохранился основной куб Ильинской церкви (1758 год). Интересны наличники ее первого этажа и нарядная обработка восьмигранника, стоящего над кровлей.

Ансамбль Предтеченской (1739 год) и Богоявленской (1781 год) церквей с небольшой колокольней расположен на правом берегу Каменки, в ее излучине, где прежде была Кожевенная слобода. Церкви сооружены на месте прежних деревянных, Предтеченская церковь, обычная для суздальских зимних храмов, построена по типу деревянных клетских церквей с кровлей на два ската. К ней примыкает восьмигранная колокольня с вогнутым шатром. Богоявленская церковь — бесстолпный одноглавый храм, в его декоративной обработке можно проследить элементы XVIII века (крыльцо на колонках, русты на углах здания) и традиции XVII века (наличники, барабан). Недалеко от Богоявленской церкви, к северо-западу от нее, на том же берегу высится Тихвинская церковь (конец XVII века), которая сохранилась без алтарной части и колокольни. На боковых фасадах интересны наличники, единственные в городе по своей обработке (окна и киот заключены в общий наличник).

К северу от Тихвинской церкви, близ Покровского монастыря, находится ансамбль Петропавловской (1694 год) и Никольской (1712 год) церквей. Петропавловский храм отличается монументальностью. Массив основного куба завершен пятиглавием с куполами луковичной формы. С его южной стороны выстроена низенькая зимняя церковь, сооружение которой приписывают Евдокии Лопухиной, бывшей в ссылке в соседнем Покровском монастыре.

Смоленская (1696—1706 годы) и Симеоньевская (1749 год) церкви с коло­кольней конца XVIII века между ними находятся против юго-восточ­ного угла Спасо-Евфи мне некого монастыря, в бывшей слободе, принадлежавшей этому монастырю. Смоленская церковь отличается от других летних суздальских церквей лишь сравнительно большими размерами. Слева от нее расположена зимняя церковь —Симеоньевская. Ее приземистое здание еще более подчеркивает высоту и величину Смоленской церкви.

В  самой северо-западной части города сохранился ансамбль церквей Кояьмы и Демьяна (1696 год) и Бтолюбской (1696 год). Храмы поставлены Спасо-Евфимиевским монастырем в бывшем тогда селе Коровники. Обе постройки воспроизводят архитектурные формы деревянных церквей. Высокая восьмигранная колокольня завершается шатром. К юго-западу от кремля, за Каменкой, расположен Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. На этом месте в древности нахо­дился Димитриевский монастырь, основанный еще в конце XI века. Здесь стояли его деревянные постройки. Последняя деревянная церковь монастыря относилась к 1690 году и за ветхостью разобрана в 1773 году. Ныне сюда, на возвышенность правого берега, из разных мест владимирской области перевезли памятники русского деревян­ного зодчества — церкви, мельницы, дома.

КИДЕКША

В 5 км к востоку от Суздаля, на берегу реки Нерль, расположено знаменитое село Кидекша. Путь туда идет по Васильсвской улице мимо бывшего Васильевского монастыря. Город остается позади, начинаются просторы суздальского ополья. Еще издали виден ансамбль построек в Кидекше. Самая замечательная из них — белокаменный одпокупольный храм Бориса и Глеба (1152 год). Это древнейший памятник русского зодчества северо-восточной Руси, прототип всех владимиро-суздальских храмов.

В XII веке в Кидекше находилась загородная резиденция Юрия Долгорукого. Вокруг княжеских хором теснились жилые и хозяйственные постройки, Двор был окружен земляным валом, на котором стояла деревянная стена с башнями. Во второй половине XII века здесь жил сын Юрия Долгорукого Борис. В 1238 году Кидекшу опустошили мои голо-татарские завоеватели.Позднейшая история Кидскши известна мало. Имеются сведения, что в начале XV иска в ней существовал монастырь, скрытый в 1764 году. Впоследствии старинная княжеская церковь стала приходской.

Древнейший памятник Кидекши дошел до наших дней в несколько искаженном виде. В конце XVII века были поставлены новая кровля и новая главка. Щелевидпые окна заложены, вместо них сделаны широкие. В XIX веке к западному фасаду пристроили кирпичную паперть. Однако в основном здание сохранило прежний вид. Храм четырехстолпный, с тремя массивными апсидами. Фасады его делятся плоскими лопатками. Стены лишены декоративной обработки, все здание просто и строго. Щелевидные прежде окна, похожие на бойницы, придавали храму еще более суровый иид. Един­ственное украшение фасадов— узкий арочный поясок. Прост и интерьер храма с хорами в западной части и невысокой алтарной преградой в восточной, В цсркии погребены князь Борис и его жена Мария. В 1947 году были открыты остатки фресковой росписи конца XII века. Лучший вид на храм, пожалуй, с восточной сто­роны — от реки Нерль.

Кроме церкви Бориса и Глеба в состав ансамбля входят: церковь Сте­фана (1780 год) с двускатным покрытием, похожая на деревянные церковные постройки; колокольня середины XVIII века, восьмигранная, на квадратном основании — типично суздальское сооружение; монастырские Снятые ворота — памятник XVIII века с инте­ресным декоративным убором. В 1955 году в Кидекше проведены значительные реставрационные работы.

Золотое Кольцо России

Главная