Сергиев Посад

 

СЕРГИЕВ ПОСАД

Расположен в Московской области в 70 км от Москвы.

Проезд

Электропоездом с Ярославского вкз. Москвы 1,5 часа.

 

   
Сергиев Посад в 1982 году отметил свое 200-летие, по первое поселение на месте города возникло еще в середине XIV века, когда, как рассказывает летописная легенда, братья Стефан и Варфоломей (после пострижения в монахи принявший имя Сергия) поставили на холме Маковец, у слияния рек Кончура и Вондюга, скит. Через 10 лет это уже пользующийся известностью Троицкий монастырь, который быстро растет и приобретает важную роль в жизни Древней Руси. Основатель монастыря и его первый игумен Сергий Радонежский был сторонником московских князей в их стремлении к объединению русских княжеств в единое государство но главе с Москвой, В Троицком монастыре великий князь московский Дмитрий Донской получает напутствие на битву с монголо-татарами. Победа на Куликовом поле еще более способствовала авторитету монастыря. Росли и его богат­ства за счет земельных пожалований и вкладов, К концу XVI века на землях, принадлежавших монастырю, находилось около 3000 поселений. Вокруг монастыря возникают ремесленные слободы, где трудятся мастера по серебру, иконники, резчики по дереву, обслуживающие не только монастырь, но и богомольцев.

В начале XVII века, во время польско-литовской интервенции, Троице Сергиев монастырь — оплот борьбы с врагом. 23 сентября 1608 года он был осажден польскими войсками. 16 месяцев 3000 защитников монастыря успешно отражали все атаки интервентов. 12 января 1610 года, когда к монастырю приблизился отряд под руководством князя М. В. Шуйского, враг бежал. В конце XVII века Троице-Сергиев монастырь вновь в центре политической борьбы: в дни стрелецких восстаний Петр 1 дважды укрывался за его стенами. К этому времени Троице-Сергиев монастырь был одним из крупнейших в России земельных собственников и обладателем несметных богатств. Так, к середине XVIII века монастырь владел более 100 000 крепостных крестьян. В 1744 году указом императрицы Елизаветы Петровны ему присваивается титул лавры. В 1814 году в монастырь была переведена Московская духовная академия, 22 марта 1782 года по указу Екатерины II три подмонастырские слободы объявлены городом — Сергиевом Посадом. В течение XIX — начала XX века развитие города по-прежнему тесно связано с обслуживанием монастыря и посещавших его паломников. В Посаде работали мастерские и производства, среди которых особую известность приобрели мастера игрушки из дерева и папье-маше. Сергиевская игрушка и сегодня поражает своеобразием.

Возникнув в бурное время становлении Русского государства и борьбы за национальную независимость русского народа, Троице-Сергиев монастырь уже в ранний период своего существования играл роль форпоста Москвы. Вначале его ограда, как и все сооружения, была деревянной — простой тын, затем рубленая стена. В 1408 году крепость сжег татарский хан Едигей. Вновь ее отстроили лишь через три года. В 1513 году у деревянной крепости ставятся первые каменные ворота с надвратной церковью, а в 1540—1550 годах все деревянные стены заменяются каменными по образцу московского Китай-города. Стопы составляют неправильный четырехугольник протяженностью более 1120м, высотой от 7 до 15 м, толщиной стен от 3 до 10м. В осно­вании стен и башен укладывались глыбы известняка, на них — большие плиты. Внизу «стрельниц» у страивались проходы, погреба, «вылази» и «слухи», и которых «слушали землю» — не роет ли враг подкоп? В толще стен заделывалась аркада мощных «печур» (по ним сверху устанавливался настил) и шла вторая аркада, поддерживающая широкую часть, где ставились пушки. Таким образом, расширявшаяся кверху стена была, как соты, сплошь испещрена глубокими ячеями для пушечного и пищального боя. Снаружи стены представляли неприступную гладь, прорезанную линиями нижнего, среднего и верхнего боя, варницами, а также небольшими четырехугольными отверстиями, куда вставляли брусья для настила, по которому со стен на головы атакующих скатывали бревна.

Стены усилены башнями. Они не поражают разнообразием или особой декоративностью форм, их роль прежде всего служить боевому делу. По углам стоят восьмигранные, почти круглые, а в пряслах стен — четырехугольные башни. По южной стене — Пятницкая, Луковая и Водяная башни, по западной — Пивная. Келарская и Плотничья, по северной — Каличья. Звонковая, Житная, по восточной — Сушильная, Красная; под последней находятся Святые ворота. Названия башен говорят об их назначении или месте, с которым они связаны. Так, Луковая была названа по расположенному у ее подножия луковому огороду. Угловая Житная башня, самая нарядная, увенчанная высокой ажурной башенкой поздней постройки и украшенная белым камнем, называется еще Утичьей — в связи с охотничьими забавами юного Петра, стрелявшего с башни уток в пруду во время вынужденного сидения в монастыре.На Водяной башне стоял сто ведерный котел для кипятка и смолы, а на стенах укреплялись «козы» для поливания осаждающих горячей смолой И кипятком. Стены были окружены реками Вондюга и Кончура, оврагами и рвами со склонами, утыканными надолбами и заостренным частоколом. По открытым местам, кроме того, рассыпался «чеснок» — колючие шипы, портившие ноги лошадям. По описи 1641 года, на стенах крепости числилось 90 пушек и 20 стояло в резерве. Древнейшее сооружение монастыря — белокаменный Троицкий собор, строительство которого завершилось в 1422 году. Это одноглавый храм с возвышающимися над стенами килевидными закомарами. Под главкой пояс декоративных кокошников. Тройной пояс резного в камне орнамента опоясывает стены собора в их верхней части. С южной стороны к собору примыкает Никоновский придел, сооруженный в 1548 году. Троицкий собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. К сожалению, фрески не сохранились. Нынешняя роспись относится к XVII веку.

Близ Троицкого собора —Духовская церковь (1476 год). Строили ее, вероятно, те же мастера, что и церковь Ризположсния в Московском Кремле: выложенная из кирпича размером 30 х 20 х 6 см, она в плане повторяет московский тип четырехстолпного храма, но отличается большей нарядностью; лопатки, членящие стены, получили форму тонких, узких полуколонок, цоколь сильно развит, по фасадам проходит цветной терракотовый фриз. Духовская церковь — первое кирпичное сооружение монастыря, редкий своеобразный памятник древнерусского зодчества, соединивший в себе одновременно храм и звонницу. Это самый ранний из известных примеров «церкви под копоколы», В свое время она, вероятно, служила также дозорной сигнальной башней, о чем может свидетельствовать описание Авраамием Палицыным осады Троицкого монастыря поляками в 1609—1610 годах, во время которой на церкви был дозор и висел «всполошной» колокол.

Уже с середины XVII века церковь начинает обрастать пристройками и приделами. В 1656 году у северной стены была поставлена каменная часовня, или «палатка», над гробом писателя и политического деятеля XVI века Максима Грека, умершего в Троице-Сергиевой лавре. В 1847 году обветшалое сооружение было перестроено. В XVI веке, в годы царствования Ивана Грозного, Троице-Сергиева лавра обогащается монументальным сооружением — Успенским собором. Он был заложен в 1559 году по инициативе самого царя, стремившегося ознаменовать военные победы русских войск и усиление самодержавной власти. Закончено строительство было уже после его смерти, в 1585 году. Как и многие другие кафедральные соборы, Успенский построен по образцу одноименного собора Московского Кремля. Огромный куб увенчан пятью мощными главами луковичной формы. На шесть внутренних столпов опираются своды, выступающие снаружи в виде полукруглых закомар. Пилястры, идущие от основания закомар, расчленяют по вершинам стены: северную и южную — на четыре части, западную — на три. К восточной стене примыкают пять алтарных апсид. На уровне нижнего ряда окон проходит, как и в Кремлевском соборе, поле арок, поддерживаемых небольшими колоннами. В отличие от Кремлевского этот собор не облицован камнем, а выложен из кирпича и производит впечатление более тяжеловесного. Последующие переделки, замена покрытия четырехскатной кровлей, надстройки центрального барабана, растеска окон еще более отдалили облик Успенского собора лавры от   кремлевского собрата.

До 1780 года вдоль западной стены была каменная паперть, под которой были погребены царь Борис Годунов, а также убитые боярами в 1605 году его жена и сын Федор. Позднее здесь же похоронили и дочь царя Бориса — Ксению, После сноса паперти прах Годуновых перенесен в специально построенную усыпальницу. В 1648 году 35 мастеров во главе с Дмитрием Григорьевым расписали стены собора фресками. Тогда же был изготовлен резной иконостас. Фрески в прошлом неоднократно записывались при подновлении. Советские реставраторы восстановили красочный подлинник XVII века. Рядом с Успенским собором изысканная по своей форме и декоративному убранству Надкладезкая часовня конца XVII века — прямоугольное сооружение, па котором возвышаются три последовательно уменьшающихся восьмерика, увенчанных небольшим куполом. Современный вид часовни отличается от первоначального. Так, в 1806 году была заменена глава; возможно, что резные детали не имели раскраски.

Из гражданских построек монастыря интересна трапезная, сооруженная в стиле московского барокко в 1686—1692 годах. Впервые трапезная а монастыре была построена в 1469 году архитектором В. Д. Ермолиным. Трапезная XVII века, сохранившаяся до наших дней, — это огромное здание длиной до 85м, поднятое на высокий подклет и окруженное открытой галереей-гульбищем. Стены украшены множеством полуколонок, над которыми расположены полу циркулярные раковины. Крупные окна обрамлены белокаменными витыми колонками с высеченными виноградными гроздьями. Поверхность стен раскрашена «под шашку» синим, желтым, красным и зеленым цветом. Большую часть здания занимает обширная светлая палата (70 X 15 м), перекрытая сводами без промежуточных опор, Она предназначалась для торжественных приемов и была самым грандиозным помещением того времени подобного типа. Своды и стены основных помещений были покрыты в 1778 году сюжетной росписью, которая затем много раз подновлялась. Пробные расчистки показали, что под более поздними записями хорошо сохранилась роспись XVIII века, представляющая большую художественную ценность.

Восточная часть здания трапезной занята двухсветной церковью Сергия, а юго-западная — малой трапезной и несколькими комнатами служебного назначения. В подклете здания находились кухни, хлебопекарни, кладовые, винные погреба и другие хозяйственные помещения. Имена строителей трапезной неизвестны, однако конструктивные и декоративные особенности сооружения свидетельствуют о талантливости этих мастеров и высоком уровне русского строительного искусства XVII века.

Рядом с трапезной, у западного входа, небольшая Михеевская церковь (1734 год). Она имеет восьмигранную форму и находится на месте когда-то пышной парадной лестницы, которая вела на галерею трапезной, В связи со строительством церкви крыльцо было перенесено западнее. Постановка маленькой церкви рядом с огромной трапезной повторяет прием, примененный в конце XVII века при сооружении Надкладезной часовни около Успенского собора. Сама Михеевская церковь не представляет значительной художественной ценности. Интересна лишь сохранившаяся над ней криволинейная кровля. В XVII веке было начато строительство Митрополичьих покоев. Оформление фасадов и внутренняя отделка завершены уже в XVIII веке. Расположенное на крутом косогоре, на месте настоятельских келий XVI века, здание имеет с южной стороны три этажа, а с северной — два. Митрополичьи покои представляют собой как бы наслоение ряда эпох: первый этаж относится к XVI веку, второй построен в середине XVII века, а третий — в конце XVIII века. Современный вид покои приняли после того, как в 1778 году на северном фасаде был устроен балкон на низких колоннах, а стены украсились фигурными наличниками. В тот же период произведена отделка комнат верхнего этажа — с богатой лепниной, наборными полами и огромными изразцовыми печами причудливой формы. Покои предназначались для митрополитов.

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 годы) — одно из интереснейших сооружений лавры XVII века. Они имеют два этажа и обширный белокаменный подвал. В средней части второго этажа образована свободная площадка, на которой поставлена стройная одноапсидная церковь Зосимы и Савватия с высоким каменным шатром, увенчанным главкой. Это единственная сохранившаяся шатровая церковь во всем ансамбле монастыря. Верхняя часть церкви и восьмигранный шатер украшены зелеными изразцами. Одно из самых значительных сооружений Троицкого монастыря, полу­чивших мировую известность. — пятиярусная колокольня 1741— 1769 годов, построенная архитекторами И. Ф. Мичуриным и Д. В. Ухтомским. С 1747 года строительство вел один Ухтомский. Он предполагал украсить верхние ярусы колокольни аллегорическими статуями гражданской доблести, но церковники запретили устанавливать статуи в монастыре, и они были заменены вазами. Обострив отношения с лаврскими властями, Ухтомский в 1767 году оставил строительство. Часть отделочных работ была завершена без него по его рисункам. На всех ярусах колокольни было повешено 42 колокола. Один из них весом 2000 пудов был в то время самым большим из действующих колоколов и представлял интерес как образец литейного искусства XVIII века. Над третьим ярусом были установлены часы, изготовленные тульским мастером И. С. Кобылиным. В 1905 году их заменили ныне существующими. Исключительно стройная и изящная коло­кольня Троице-Сергиевой лавры высотой 86 м стала достойным завершением всего ансамбля выдающихся памятников, создававшихся на протяжении многих веков.

Одновременно с сооружением трапезной на противоположной стороне монастыря было построено огромное здание Чертогов, предназначенное для пребывания в нем царской фамилии. По своим размерам, наличию гульбища, богатой отделке и раскраске фасадов здание напоминает трапезную. Просторные сводчатые палаты Чертогов расположены двумя анфиладами. В середине XVIII века они были заново отделаны, декорированы богатой лепкой и наборными полами, стены обиты шелком. Особенно красивы комнаты второго этажа , украшенные лепниной работы мастеров Ильи Саевича и Михаила Зимина. На потолке одной из них изображены «баталии» Петра I. В начале XIX века здание было приспособлено для размещения Мос­ковской духовной академии.

Золотое Кольцо России

Главная