РОСТОВ ВЕЛИКИЙ
Расположен во Ярославской области в 225 км от Москвы.
Проезд автобусом с Щелковского автовокзала (5 часов) или с Ярославского вкз. Москвы (4 часа).
Фотогалерея
При нем в Ростове вместо сгоревшего дубового собора был построен каменный (1161—1162 годы). После смерти Боголюбского в период княжеских междоусобиц Ростов и Владимир боролись за первенство. В 1216 году ростовскому князю Константину удалось взять верх и сделать Ростов, хотя и на короткое время, великокняжеским городом, которому подчинялись Владимир, Тверь. Ярославль, Углич, Москва. Ростов являлся также и религиозным центром. В городе были укрепленный княжеский дворец, каменный собор, другие храмы. По Которосли к Ростову плыли торговые гости с товарами из дальних стран.
Процесс феодального распада привел к раздроблению Ростовского княжества. В 1237 году на Русь напали полчища хана Батыя. Наступило тяжелое время монголо-татарского ига. Ростовчане неоднократно поднимались на борьбу с поработителями. В 1238 году на реке Сить русские дружины, среди которых была и ростовская, дали бой захватчикам, но, будучи окруженные многочисленными врагами, геройски погибли в неравном бою. Среди пленных оказался тяжелораненый ростовский князь Васильке (Василий Константинович, праправнук Юрия Долгорукого). На предложение врагов перейти на их сторону Васильке, сохраняя верность Родине, отказался и был зверски замучен. Тело героя было привезено в Ростов и с почестями захоронено в Успенском соборе. Впоследствии ростовская дружина отважно сражалась в битве на Куликовом поле в рядах войска Дмитрия Донского, приведшей к поражению Золотой Орды.
Постепенно возрастало количество лавок. В конце XVII века их насчитывалось около 160. В городе находилась английская торговая контора. В Ростове ежегодно проходили ярмарки. Центральную часть города полукольцом охватывал посад, где жили мелкие торговцы, ремесленники и горожане, обслуживавшие митропо- личий двор и торговлю. За посадом простирались слободы, среди которых выделялись Варницкая, где варили соль, и Рыбная (или Рыболовская), поставлявшая рыбу для Ростова и для торговли с другими городами. В Ямской слободе жили ямщики, возчики. Во всех слободах разводили огороды, держали мелкий скот.
В 1787 году митрополия была переведена в Ярославль и религиозное значение Ростова упало. Но торговое значение город а сохранилось, особенно с развитием огородничества. В Ростове и окружающих его деревнях выращивались лук, чеснок, огурцы, капуста, а позднее и картофель, которые шли на продажу во многие города, в том числе в Москву, а потом и в новую столицу — Петербург. Развитию огородничества способствовала богатая влагой и органическими веществами почва вокруг озера Неро. Ростовские огородники были известны далеко за пределами своего города. Ярмарка, проходившая ежегодно ранней весной, особенно славилась конным торгом и продажей скота. Лишь с середины прошлого века она стала терять свое значение.
Во второй половине XVIII века Ростов получил план новой застройки. Современная планировка города в значительной мере сохранилась с той поры. По плану «регулярной» застройки центром, как и прежде, оставался кремль с обширной площадью у его стен. От центра к окраинам протянулись улицы, где ютилась городская беднота. Они личий двор и торговлю. За посадом простирались слободы, среди которых выделялись Варницкая, где варили соль, и Рыбная (или Рыболовская), поставлявшая рыбу для Ростова и для торговли с другими городами. В Ямской слободе жили ямщики, возчики. Во всех слободах разводили огороды, держали мелкий скот.
В 1787 году митрополия была переведена в Ярославль и религиозное значение Ростова упало. Но торговое значение город а сохранилось, особенно с развитием огородничества. В Ростове и окружающих его деревнях выращивались лук, чеснок, огурцы, капуста, а позднее и картофель, которые шли на продажу во многие города, в том числе в Москву, а потом и в новую столицу — Петербург. Развитию огородничества способствовала богатая влагой и органическими веществами почва вокруг озера Неро. Ростовские огородники были известны далеко за пределами своего города. Ярмарка, проходившая ежегодно ранней весной, особенно славилась конным торгом и продажей скота. Лишь с середины прошлого века она стала терять свое значение. Во второй половине XVIII века Ростов получил план новой застройки. Современная планировка города в значительной мере сохранилась с той поры. По плану «регулярной» застройки центром, как и прежде, оставался кремль с обширной площадью у его стен. От центра к окраинам протянулись улицы, где ютилась городская беднота. Они пересекались другими, которые полукольцом охватывали кремль.
В центре и на главных улицах строились каменные дома, главным образом купеческие. Первые этажи служили лавками, наверху жили сами владельцы. В 1782 году в городе было до 700 каменных домов и лавок. Дальше от центра шли деревянные домики, позади них тянулись огороды. С переводом митрополии в Ярославль кремлевские постройки стали приходить в запустение. Некоторые помещения были переделаны под жилье, некоторые превращены в склады. Лишь в 80—90-х годах прошлого века началось восстановление некоторых полуразрушенных зданий кремля. В середине XVIII века в Ростове возникли первые промышленные мануфактуры. Все они были мелкими, с примитивным оборудованием. В 1870 году железная дорога соединила Ростов с Москвой.
Знакомство с Ростовом лучше исего начать с осмотра Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника, который размещается в Ростовском кремле.
Первый в Ростове музей — церковных древностей — был открыт в 1883 году трудами местных любителей старины А. А. Титова и И. А. Шлякова, а после Октябрьской революции на его базе образовался краеведческий музей. Основные экспонаты рачмсщены в так называемом Самуиловом корпусе. В первом зале экспонируются древние иконы XV века, частью собранные в окрестных селах. Интересно изображение Георгия Победоносца — образец древней резьбы но дереву. В следующих залах выставлены произведения русского искусства XVI века: надгробный покров 1514 года — вклад Василия III в Успенский собор; собрание икон, многие из которых находились в ростовских храмах; деревянные врата из церкви Иоанна Богослова на Июне — редкий образец резьбы по дереву. На больших витринах работы московских мастеров-ювелиров — оклады митрополита Филарета и царя Михаила. Привлекают внимание оклад огромного евангелия XVII века, напрестольный крест. Высокой (1633 год). Зал третьего этажа посвящен ростовской финифти. Экспонаты рассказывают о виднейших мастерах прошлого и современных, знакомят с их работами. Экспонируются также русская живопись и русский фарфор.Интересны экспозиции Отдаточной и Белой палат: образцы старинной мебели, предметы хозяйственного обихода, русского народного декоративно-прикладного искусства. Все собранные здесь экспонаты свидетельствуют о высоком художественном вкусе и мастерстве ремесленников.
Ансамбль Ростовского митрополичьего двора XVI—XVII веков расположен в центре города, у берега озера Неро. С севера к нему примыкает соборная площадь с Успенским собором и звонницей, с юга — митрополичий сад. Весь комплекс построек представляет собой памятник русского зодчества, имеющий мировое значение. Сохранившийся до наших дней Успенский собор относится, как полагают, к концу XV или к XVI веку. Он стоит на месте, где еще во времена принятия здесь христианства была деревянная церковь, о которой в летописи говорится: «Чудна зело и прсудивленна, яко же не была, и не вем будет ли». В 1160 году церковь сгорела, а через год Андрей Ноголюбский заложил каменный собор, оконченный в 1162 году. В 1187 году он был расписан фресками. Во время пожара 1204 года собор рухнул и через некоторое время был восстановлен. Вторично собор пострадал от пожара в 1408 году.
Соборная площадь, па которой стоят Успенский собор и звонница, издавна была центром города. Здесь собиралось шумное вече, решались вопросы войны и мира. Отсюда уходили дружины на битвы с врагами, тут встречали вернувшихся воинов. К югу от площади еще в XII веке находились деревянный Владычный двор и деревянные княжеские хоромы. В XVIвеке на их месте возникли каменные постройки, так называемые Иераршие палаты и Княжьи терема, которые затем вошли в ансамбль. Кремль начал строиться в 1670 году и был завершен на рубеже XVII— XVIIIвеков. Он обнесен каменными стенами с башнями и в плане представляет почти квадрат с выступом в юго-восточной части, где в древности находился Григорьевский монастырь (в нем получил образование Сергий Радонежский). Северная стена кремля отделяет его от соборной площади. Стены имеют одиннадцать башен. Две пары их стоят по бокам над кратных церквей, пять башен круглые — угловые и две квадратные — посередине восточной и южной стен.
Стены и башни внешне выглядят как крепостные сооружения. Однако назначение их не только оборонительное. Они еще и объединяют все постройки митрополичьего двора и единое целое. Крытые переходы в арках стен, проходы в башнях действительно соединяют здания кремля. Крепостные стены должны были подчеркивать величие ростовского владыки. Кроме того, мощные стены могли и защищать духовных пастырей от гнева простои! народа. В кремль вели четверо ворот: главные, Святые, под церковью Воскресения, — к Успенскому собору; в западной стене под церковью Иоанна Богослова — к конюшенному двору, ворота южной стены — на дровяной склад, а восточной стены, восточные — к озеру, откуда в кремль возили воду. С юга к кремлю примыкает бывший митрополичий сад, обнесенный невысокой кирпичной оградой.
Церковь Воскресения над Спитыми воротами построена в 1670 году. Надвратный тип храма в ростовской архитектуре впервые появился в постройках Борисоглебского монастыря в XVI веке. Церковь имеет высокий подклет, над ним возвышается само здание, увенчанное пятиглавием. Центральный барабан — световой, а малые — декоративные. Благодаря общности архитектурных форм и деталей обработки церкош, органически вписывается н ансамбль соборной площади. По обеим сторонам фасада стоят выдвинутые немкою вперед две круглые башни. Вместе с возвышающимся кубом здания и главами они создают выразительный силуэт. Нарядные наличники окон северного фасада, резной камень, изразцы, аркада галереи придают сооружению парадность. Над центральным арочным проездом помещен киот с фресковой иконой. Красочность галереи и ворот подчеркивается спокойной обработкой плоскостей стен и церкви.Здание храма бесстолпное, его пространство перекрыто одним сводом. Церковь около 1675 года была расписана ярославскими и костромскими мастерами. Росписи отличаются цветовой гаммой, превосходной передачей движения фигур. Для усиления нарядности интерьера живописцы ввели декоративные элементы. Множество орнаментов говорит о таланте и изобретательности художников. В середине 50-х годов нашего века была проведена реставрация фресок. Интерьер храма интересен еще и тем, что иконостасом служит каменная стена, отделяющая алтарь.
Церковь Одигитрии (путеводителъницы) расположена у северной стены, западнее церкви Воскресения. Построена она уже после смерти митрополита Ионы его преемником Иосифом в 1698 году в стиле так называемого нарыоткинского барокко. Стены расписаны по кирпичу без штукатурки в три цвета, что создает впечатление граненой поверхности (вспоминаются трапезная и Чертоги Троице-Сергиевой лавры). Интересны лепные украшения в интерьере церкви.
Двигаясь от церкви Одигитрии вдоль западной стены, подходим к церкви Иоанна Богослова (1683 год) — одной из самых совершенных и Ростовском кремле. Надвратный храм Иоанна Богослова сходен с церковью Воскресения. Он также стоит на высоком подклете, также имеет по сторонам выступающие вперед круглые башни. Однако основная часть храма вытянута вверх, что придаст постройке легкость, изящество. Это еще более подчеркивают удлиненные барабаны. Апсиды церкви небольшой кривизны, что вообще характерно для ростовских церквей. Западный фасад храма и вся плоскость ворот, выходящих на московскую дорогу, богато украшены. Фрески церкви изображают сцены из жизни Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского, по летописным источникам, одного из первых проповедников христианства в Ростове. Особенно интересен нижний ярус росписей, где изображены встреча Авраамия с Иоанном и борьба с идолопоклонниками. В этих фресках отражены представления живописца о древней Ростовской )емле. В сцене встречи на западной стене изображен Ростов, огражденный крепостной стеной с башней. Рядом сцена сокрушения идола Вслеса, написанная также на фоне города.
Немного отступя от боковой башни, прямо на стене, как и у церкви Воскресения, поставлена небольшая шатровая звонница, схожая с царской башенкой па Кремлевской стене в Москве. Южнее церкви Иоанна Богослова, вдоль западной и южной стен кремля, углом расположено здание Красной палаты. Это гражданское сооружение, известное под названием «Хоромы для пришествия государева», выстроено в 70-х годах XVII века. Хоромы имели два этажа. Первый предназначался для подсобных хозяйственных помещений, на втором находилась сама Красная палата с комнатами для знатных гостей. Ее своды опираются на массивный восьмигранный столп. Стены и своды были расписаны фресками, пол покрывали чугунные плиты. После перевода митрополии в Ярославль хоромы опустели и стали разрушаться. В XIX веке второй этаж разобрали, а первый превратили в склад. Потребовались огромные восстановительные работы, чтобы вернуть этому памятнику первоначальный вид.
Церковь Григория Богословы поставлена за кремлевской стеной, около ее юго-западного угла, и связана с ней переходом. Храм построен на месте старых палат XVI века в 1670 году. Пятиглавый храм хороню вписывается в общий ансамбль кремлевских зданий. Постройка сна» ружи и особенно внутри подвергалась неоднократным переделкам. Каменная палата, на основе которой воздвигнута церковь, находилась на территории Григорьевского монастыря. Восточнее Красной палаты, в южной части митрополичьего двора, стоит Самуилов корпус — трехэтажное каменное здание, где ныне размещены экспозиции Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника.
Первый этаж здания относится к XVI веку, второй — к концу XVII века. Первый служил хозяйственным целям, а во втором находились церковь, митрополичьи кельи и другие помещения. Третий этаж выстроен в ХУ1Т1 веке при архиепископе Самуиле, почему и все здание получило название «Самуилов корпус». Оно было самым большим в кремле. Лестницы между этажами помещались в толще стен. В конце XVIII века Самуил предпринял почти полную перестройку здания во вкусах своего времени. Были растесаны окна, изменены фасады, центральная лестница, переделаны внутренние помещения. В связи с переводом митрополии н Ярославль работы прекратились и здание осталось недостроенным. В середине XIX века его снова стали переделывать и менять планировку для размещения в нем духовного училища. Изменения здания настолько велики, что реставрация, видимо, может лишь частично вернуть постройке ее первоначальный вид.
К югу от Самуилова корпуса находится церковь Спаса на Сенях — одно из интереснейших сооружений кремля. Построенная в 1675 году, она служила личной церковью митрополита Ионы. Прежде здесь была деревянная церковь, стоявшая на стенах каменных палат XVI века. Церковь расположена на высоком двухэтажном подклетс и кажется устремленной вверх, что подчеркнуто обработкой ее стен и единственной главой. Значительную площадь храма занимает высоко поднятая солея (возвышенная часть перед алтарем). Она отделяется от остальной части храма мощной и богато украшенной аркадой на золоченых столпах. На солею ведет лестница из нескольких ступеней. Сам алтарь тоже приподнят. Фресковая роспись храма посвящена мифу о Христе. Помещенная на западной стене огромная композиция «Страшного судак с изображением адских мук показывала, что будет с теми, кто осмелится выступить против бога и церкви. В могуществе духовенства должен был убеждать и роскошный интерьер храма. Стремление Ионы подчеркнуть значение митрополии проявилось и в здании Белой палаты возле его домовой церкви. Палата представляет собой квадратный в плане .зал, перекрытый арками сводов, которые опираются па один мощный столп. В Белой палате проходили торжественные трапезы, приемы знатных гостей, В ней митрополит Димитрий принимал Петра . Белая палата сообщается с более узкой и темной Отдаточноп палатой, которая служила сенями Белой. В этом помещении встречались и прощались с гостями: кланяясь, отдавали дань взаимного уважения.
К югу от палат, примыкая к южной стене кремля, расположены Княжьи терема. С палатами они соединяются крытым переходом над аркой. Терема построены еще в XVI веке. В этом небольшом двухэтажном здании на втором этаже были жилью помещения. Название здания объясняе гея тем, что оно стоит на месте теремов ростовских князей. Рядом с Княжьими теремами — Садовая башни с воротами в митрополичий сад. На башне под шатровой крышей смотровая площадка, откуда открывается вид на озеро Неро. Над аркой ворот находится Ионинская палатка, отделенная переходом от башни. Предполагают, что в помещении башни при Ионе была иконописная мастерская, а Ионинская палатка служила приемной при мастерской.
В юго-восточном углу кремля расположены Иераршие палаты. Это одно из самых старых сохранившихся зданий построено в XVI веке. Предполагают, что до постройки Митрополичьего двора в них жили митрополиты. По преданию, здесь жил митрополит, а впоследствии патриарх Филарет, отец царя Михаила. Внутренняя планировка палат с небольшими горенками, лесенками, переходами, печами, сенями подтверждает, что это были жилые помещения. В XVIII веке палаты использовались для хозяйственных целей. У восточной стены к северу от Иерарших палат расположен Дай на погребах (XVII век). В его полуподвальном этаже находились погреба. Второй этаж, где были кельи, деревянный, часто горел, и дошедший до нас относится ко второй половине XVIII века.
Возле северо-восточной угловой башни сохранились остатки Часобитной башни, сооруженной в 1696 году. Башня была восьмигранной, высотой 38 м, ее шатровое завершение украшал герб Ростова с изображением оленя. Башню построили на торце старых палат. Вскоре она дала осадку, и попытка укрепить ее окончилась безрезультатно. В XIX веке башню разобрали. От нее остался лишь первый ярус. В общем архитектурном ансамбле высокая вертикаль часовни играла важную объединяющую роль. С южной стороны к кремлевской стене примыкает территория бывшего древнего монастыря — Григорьевского, которая позднее были занята митрополичьим садом. Он был обнесен невысокой оградой еще, вероятно, в XVI веке. Ограда неоднократно обновлялась и пере кладывалась. Посредине се южной стены, выходящей на озеро, восстановлена «мылснка» — редкий памятник старины.
В восточном конце города, за фабрикой «Рольма», близ озера, расположен бывший Авршшиев-Богоявленский монастырь, один из древнейших на Руси. Он был основан архимандритом Авраамием на рубеже XI—XII веков как оплот христианства. По преданию, монастырь поставлен на месте, где находилось капище языческого бога Белеса. Деревянные постройки не сохранились. Первый каменный собор — Богоявленский — сооружен по указу Ивана Грозного в 1553 году в честь взятия Казани «государевым мастером» Андреем Малым; церковь искажена позднейшими переделками. Другие строения монастыря— Ввсдснская церковь (1650 год) и Никольская надвратная (1691 год) —также утратили первоначальный вид. От монастырских зданий красивый вид на озеро и его берега.
В западном конце города, на берегу озера, находится ансамбль бывшего Спасо-Яковлевского монастыри, основанного в конце XIV века. Первые его здания не сохранились. Зачатьевская каменная церковь, построенная Б 1686 году, дошла до нас со значительными изменениями. Интересен ее трехъярусный иконостас— образец резьбы по дереву второй половины XVIII века. Большую ценность представляет и фресковая роспись храма конца XVII века.Цимитрисвская церковь (1794—1802 годы) построена уже в стиле русского классицизма. На кубе основного здания стоит цилиндр, перекрытый большим куполом, над которым возвышается ротонда. По углам основного здания поставлены барабаны. К храму примыкает трапезная. Ее фасады украшены портиками, скульптурными изображениями, барельефами. Церковь начали строить крепостные зодчие графа Шереметева А. Миронов и Г. Душкин.
Борисоглебский монастырь
Древний монастырь стоит на дороге из Ростова в Углич. Поездка из Ростова в Борисоглебск займет, считая с дорогой, 4—6 часов. Борисоглебский, где находится ансамбль бывшего монастыря, лежит в 19 км от Ростова, между ними курсирует автобус (около 40 минут).Монастырь возник в XIV веке . В XVI веке начинается строительство каменных зданий. Борисоглебский монастырь, опоясанный мощными стенами с боевыми башнями, в XVI веке представлял собой грозную крепость.
Самый древний дошедший до нас памятник монастыря — собор Бориса и Глеба, воздвигнутый зодчим Григорием Борисовым в 1522—1524 годах. Собор невысок. Куб основного здания венчает одна глава. Алтарные апсиды его украшены гранями, а порталы — резными арками, которые, суживаясь в глубину, подчеркивают толщу стен. Позднейшие пристройки и переделки исказили древнее сооружение. Надстроен барабан, прежний шлемовидный купол заменен луковичным с так называемым перехватом, что нарушило прежний строгий облик собора. Растесаны щелевидные окна, пристроены в прошлом веке паперть и западный придел. Мало уцелело от старины и внутри собора. В алтаре частично сохранились росписи, вероятно, конца XVII века.
Церковь Благовещения (1524—1526 годы), также сооруженная Григорием Борисовым, находится близ собора, к западу от него. К ней примыкает трапезная, а с севера — корпус бывших настоятельских пгжоев. Наружный вид церкви и трапезной предельно прост, исключение составляет парадное крыльцо трапезной, пристроенное в конце XVIIвека. Крыльцо очень нарядно. Его открытые арки имеют висячие гирьки. С гены первого яруса расчленены ширинками с цветными изразцами. Еще более пышно декорированы второй ярус крыльца и оконные наличники. Корпус бывших настоятельских покоев относится к XVI веку, но значительно утратил прежний вид. Южнее расположена звонница, являющаяся композиционным центром монастырских сооружений. Она построена в 1680 году, видимо, ростовскими мастерами. Изящное, вытянутое вверх здание завершается трехглавием. Высокие тонкие барабаны подчеркивают устремленность постройки ввысь. Примыкающее нарядное крыльцо схоже с крыльцом Благовещенской церкви. Несколько тяжелое, стоящее на массивных столпах, оно усиливает впечатление легкости здания.
Немалый интерес представляют сохранившиеся келейный корпус, старые настоятельские покои, «просфорный» и «казначейский» дома. Все они как можно предположить, относятся к XVI веку и имеют множество интересных архитектурных деталей. Монастырские постройки заключены в прямоугольник мощных крепостных стен с 15 башнями. Они были созданы в XVI веке, а в XVII, когда их военное значение утратилось, получили нарядный убор. Наиболее хорошо сохранила первоначальный вид южная стена. В северной и южной стенах находятся въездные ворота с надвратными церквами. Сергиевская церковь над южными воротами сооружена в 1545 году и частично перестроена в XVII веке. В постройке органично сочетается простота XVI века с нарядным декоративным оформлением XVII века. Это особенно ярко выражено в ее южном фасаде. По бокам церкви стоят крепостные башни с навесными бойницами, бойницами для верхнего, среднего и подошвенного боя. Весь архитектурный комплекс ворот, церкви и башен свидетельствует о высоком мастерстве зодчих. Ценность Сергиевской церкви состоит также в том, что она является прототипом надвратных церквей XVII века.
Праздничны ворота в северной стене с красивой Сретенской надератпоп церковью 1680 года. Вытянутая вверх, она изящна и стройна, завершена столь же изящным и легким пятиглавием. Плоскость ее стены разделена лопатками на две части, а не на три, как было принято. Окна на фасадах (кроме восточного) имеют пышно обработанные наличники. Превосходен аркатурный пояс церкви, наряден узор, покрывающий галерею и ворота. По бокам ворот стоят высокие, в богатом убранстве башни. С декоративными верхними бойницами, с кирпичным декором они дополняют красочную композицию церкви и въездных ворот. Башни с шатровыми покрытиями и высокими шпилями вместе со стройным пятиглавием создают сказочную картину. Недаром в ряде фильмов, посвященных прошлому Руси, снимались памятники Борисоглебского монастыря.
Осматривая памятники архитектуры, интересно пройти длинными крытыми переходами вдоль крепостных стен, с которых через бойницы видны далекие окрестности. В бывшем монастыре находится музей, где собраны материалы об истории края. Представлены снимки древних городищ. Показана история монастыря и его памятников. Ряд экспонатов говорит о роли монастыря как крупного феодала, характеризует тяжелое положение крепостных крестьян н вотчине Шереметевых, которым принадлежали окрестные земли.