Кострома

КОСТРОМА

Расположен во Костромской области в 350 км от Москвы.

Проезд автобусом с Щелковского автовокзала (8 часов) или с Ярославского вкз. Москвы (6 часов)

Кострома основана в  1152 году, когда князь Юрий Долгорукий заложил на левом берегу Волги, у впадения в нее реки Костромы, крепость. Есть предположения, что город существовал и ранее. Не раз он погибал в огне. В 1213 году Кострому сжег ростовский князь Константин, в 1238 году— монголо-татарские орды. Во второй половине XIII века Кострома становится центром самостоятельного княжества. Жители города не раз поднимали оружие против поработителей. Известна битва у озера Святого, в которой костромичи одержали победу над монголо-татарами. В середине XIV века Кострома входит в состав Московского княжества и становится одной из крепостей Русского государства на Волге. Строится новое крепостное сооружение — дубовый кремль, окруженный рвами. В 1380 году отряд из Костромы во главе с князем Иваном Квашней участвует в битве на Куликовом поле. В XVI веке возрастает роль Костромы как ремесленного и торгового центра. От той эпохи остались многие архитектурные памятники, в том числе ансамбль Ипатьевского монастыря. В конце XVIII века Кострома становится губернским центром, утверждается генеральный план застройки, по которому город получает веерную схему: все радиальные улицы сходились к центральной площади, открытой в сторону Волги. Многие из зданий, построенные в эти годы, сохранились и поныне. Началу XIX века Кострома уже значительный промышленный центр. В городе в то время находилось 23 предприятия, на которых работали 3800 рабочих. К 70-м годам XIX века открываются новые прядильные и ткацкие фабрики.

Древнейший из сохранившихся ансамблей Костромы — Ипатьевский монастырь, где ныне находится Историко-архитектурный музей-заповедник. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1435 году; некоторые историки считают, что он был основан еще в 20-х годах XIII века. В XVI веке Годуновы, которым монастырь служил усыпальницей, и царь Федор Иванович делают большие дене­жные вклады в его казну, приписывают ему крупные земельные угодья. К концу XVI века во владении монастыря находилось более 13 тысяч десятин пахотной земли, более 400 селений. К этому времени относится строительство многих каменных зданий, в большинстве сохранившихся, и крепостных стен. В 1613 году монастырь стал временной резиденцией бояр Романовых. Сюда в марте того же года прибыло посольство Земского собора с вестью об избрании Михаила Романова на царский престол. И в дальнейшем династия Романовых считала монастырь своей фамильной святыней, что также приносило ему немалые выгоды. Территория бывшего Ипатьевского монастыря состоит из наиболее древней части — Старого города и Нового города, включенного в состав монастыря в середине XVII века.

Старый город представляет собой в плане почти правильный пятиугольник с общей протяженностью стен немногим более 500 м. Стены сооружены в 1586 году, но до нас дошли после многих перестроек. Так, в 1621 году они восстанавливались после повреждений, полученных в борьбе с отрядом сторонников «тушинского вора», захвативших монастырь в 1609 году. Одновременно стены были надстроены Такие же работы проводились в 1642—1643 годах, когда воздвигались стены Нового города. Тогда высота их достигала 11 м. Над стенами Старого города возвышаются башни — Красная, Квадратная, Пороховая и Северо-западная. В северной стене находятся Екатерининские ворота, сооруженные в 1767 году к приезду Екатерины П. Над стенами Нового города возвышаются башни —Юго-западная, Зеленая и Северо-западная. Из них наиболее живописна Зеленая башня. Квадратная в плане, она завершается шатром, покрытым зеленой черепицей.В числе строений Старого города — Троицкий собор, главный собор монастыря {1650—1652 годы). Это кубический храм с позакомарным перекрытием, увенчанный традиционным пятиглавием, С трех сторон собор окружен двухэтажной галереей, на второй этаж которой ведет лестница от крыльца, устроенного в виде беседки на столбах-кубышках, которая завершается восьмигранным шатром. Все стены и своды галереи покрыты живописью, а стены, столпы и своды собора —фресковой росписью. Фрески были выполнены костромскими живописцами во главе с Гурисм Никитиным и Силой Савиным в течение одного сезона 1685 года.Одна из достопримечательностей собора — золоченый иконостас (1756— 1758 годы) работы костромских резчиков по дереву Петра Золотарева и Макара Быкова. В подклете собора находится родовая усыпальница Годуновых, а около ападной стены — трехъярусная звонница (1603—1605 годы). В 1649 году к ней пристроена с северной стороны четырехъярусная башня с шатровым завершен нем.Кроме ансамбля Ипатьевского монастыря Кострома хранит и другие интереснейшие памятники древнерусского зодчества. Первое место среди них занимают ансамбль бывшего Богоявленского монастыря и церковь Воскресения на Дебре.

Богоявленский монастырь (улица Симановского) основан в первой половине XV века. В 1559 году закладывается каменный собор, строи­тельство которого завершилось через 6 лет, о чем свидетельствует надпись на белокаменной плите, вмурованной в стену у западного входа. Собор — четырехстолпный, кубический по объему, с позакомарным перекрытием, увенчан пятью главами. Он стоит на высоком подклсте; в прошлом его окружали не дошедшие до нас галереи-гульбища. Несмотря на более поздние изменения (в 60-е годы XIX века с трех сторон были пристроены притворы), памятник производит силь­ное впечатление. Особенно хорошо собор смотрится с восточной стороны, где к его стенам примыкают три апсиды алтарной части.От крепостной ограды, воздвигнутой в 40-е годы XVII века и разобранной в прошлом столетии, осталась лишь восьмигранная башня. В 1863— 1865 годах она перестроена в колокольню. С этой целью на ней был создан открытый ярус под колокола, завершенный восьмигранным шатром.

Церковь Воскресения на Дебре (улица Кооперации) — значительный памятник русского искусства — построена в 1652 году в традиционных формах XVII века. Квадратный в плане четырехстолпный собор с трех сторон окружают галереи, завершающиеся у восточной стены двумя приделами. Плоскости стен по вертикали рассечены сдвоенными колонками и опоясаны нарядным карнизом, прямоугольные по форме окна окружены декоративными наличниками. Наряден западный вход, представляющий ныне одно целое с входными воротами ограды, над которыми поставлены три декоративных шатра.Вскоре после окончания строительства церкви стены ее были покрыты фресковой росписью (ее сейчас можно лишь угадывать под подновлением 1870 года), а галереи —живописью, лучше всего сохранившейся в южной галерее.

Достопримечательность церкви — северо-восточный Трехсвятительский придел, в котором сохранились фрески, выполненные Гурием Никитиным. Здесь же находится резной иконостас XVII века. Царские врата, сплошь покрытые кружевным узором, напоминают портал церкви. Из других зданий — памятников культового зодчества XVII века отметим Спасо-Преображенскую церковь (улица Волгарей), сооруженную в 1685 году, и Ильинскую церковь на Городище (Дачная улица), строи­тельство которой относится к 1683 году. Обе расположены на правом берегу Волги.

Конец XVIII и первая половина XIX века оставили в Костроме не только отдельные исторические сооружения, но и своеобразную городскую планировку — пример градостроительных решений русского классицизма. В застройке центра Костромы приняли участие местные архитекторы С. А. Воротилов,Н. Метлин,П, И. Фурсов,а также петербургский архитекторе. П. Стасов,Персстройкагородашлас1787по 1830 год. И сегодня площадь Революции и начало расходящихся от нее веером лучей-улиц (проспекты Мира, Текстильщиков, улицы Ленина, Свердлова, Советская, Щагова, Симанонекого) сохраняют созданный в те годы ансамбль.

Торговые ряды расположены на площадях Революции и Советской. Первыми были возведены Большие Мучные и Красные ряды, строительство которых осуществлялось с 1789 по 1793 год архитектором С. А. Воротиловым по проекту, подписанному владимирским губернским архитектором Карлом Клером. В плане это крупные прямоугольники, опоясанные с фасадов галереей с аркадами. В том же духе созданы Пряничные и Рыбные ряды. В 20-е годы прошлого века П. И. Фурсовым сооружаются Молочные ряды, а В. П. Стасо­вым — Табачные, или Овощные, главным мотивом архитектурного убранства которых стали дорические колоннады. На южной стороне Советской площади располагается корпус Масляных рядов, постав­ленных в 1808 году архитектором Н. Метлиным. Центральная часть их выделена двухэтажным корпусом, а столпы аркад — рустом.

Городская пожарная каланча одна из лучших в русской провинциальной архитектуре начала XIX века (расположена между проспектами Текстильщиков и Симановекого). Сооружена в 1823—1826 годах по проекту П. И. Фурсойа. Центральная часть здания отмечена шести-колокным портиком ионического ордера. Над ним возвышается восьмигранный, суживающийся кверху столп. Первоначально ка­ланча завершалась беседкой-фонарем, перекрытой куполом с четырьмя колонками тосканского ордера. Нынешний облик верха она получила в 1880 году, когда была устроена балюстрада-обход.По  соседству с каланчой находится здание бывшей гауптвахты, построенное в 1824—1825 годах также по проекту П. И. Фурсова. Центральная часть здания отмечена колоннадным портиком дорического ордера, за которым проглядывается полукруглая ниша. В 1955 году была восстановлена по чертежу 1820 года решетка ограды, хорошо дополняющая архитектурный облик здания. Сейчас в нем помещается Дворец бракосочетания. Дом Борщова, занимающий квартал между проспектом Мира и улицей Шагова и выходящий главным фасадом на площадь Революции, построен П. И. Фурсовым в 30-х годах прошлого века для генерала С. С. Борщова, участника Отечественной войны 1812 года. Решенный в стиле позднего классицизма, дом обращает на себя внимание величавым восьми ко лонным портиком коринфского ордера, поднятым на уровень второго этажа. Первые этажи крыльев дома рустованы.Здание Присутственных мест (Советская улица, 1) сооружено архитектором Н. Мстлинымв 1806—1809 годах для административных учреждений Костромы. Фасад отмечен портиком из двух пар сдвоенных колонн ионического ордера с фронтоном, прорезанным аркой. Рустовка всего первого этажа удачно контрастирует с гладкой плос­костью стен второго этажа, прорезанных высокими проемами окон.

Здание Дворянского собрания (проспект Мира, 7). Первоначально особняк, построенный в конце XVIII века, принадлежал купцам Дурылиным, но в 1830-х годах был приобретен костромским дворянством под Дворянское собрание. К реконструкции были привлечены архитекторы Фурсов и Праве. В композиции фасада здания использованы архитектурные приемы русского классицизма. Интересен и внутренний интерьер. Первый этаж дома не перестраивался, здесь до сих пор сохраняются комнаты под сводами. Чугунная лестница ведет на верхнюю галерею, откуда можно пройти в гостиную, по обе стороны которой находятся большой и малый чалы. В большом зале примечательны лепные изображения гербов городов Костромской губернии. Дворянское собрание описано в романе А. Ф. Писемского «Масо­ны». В здании бывали известный исследователь Дальнего Востока адмирал Г. И. Невельской, русский химик В. Ф. Лугинин, писатель А. Ф. Писемский. С 1918 по 1921 год здесь размещался Костромской рабоче-крестьянский университет. Среди его преподавателей были литературоведы В. Ф. Шишмарев и С. М. Бонди, историк Н. М. Дружинин, ихтиолог И. Ф. Правдин, искусствовед А. И. Некрасов. С 1951 года здесь Дворец пионеров. Среди строений эпохи классицизма назовем: дом Мичуриных (проспект Мира, И), построенный в конце XVIII века и сохранивший старинные изразцовые печи, особняк Солодовниковых (проспект Мира, 13), дом Акатова (улица Островского, 22), дом Янцен (улица Чайковского, 11), дом Сунгурова (Советская улица, 33).

Многие улицы Костромы сохранили своеобразную застройку и плани­ровку начала XIX века. В этом отношении поучительно совершить прогулку по улице Островского, проспекту Мира, Советской улице, побывать в парке культуры, раскинувшемся у берегов Волги, осмотреть беседку Островского. Она построена в начале прошлого века на месте, где проходил земляной вал Костромского кремля. Дом Рязановского (проспект Текстильщиков, 20) принадлежал И. А. Рязановскому, искусствоведу и юристу, основателю и первому директору Костромского краеведческого музея, открытого в 1891 году. У Рязановского гостили художники Б. М. Кустодиев, И, Н. Павлов, Писатели А. М. Ремизов, М. М. Пришвин, Ф. К. Сологуб.Дом Скалозубова (улица Островского, 34). В этом доме прошли детские годы Н. Л. Скалозубоиа, известного ученого-агроном а. По окончании Петербургской сельскохозяйственной академии он многие годы провел в Сибири. Собрал богатые статистические данные по хозяйству этого края. Будучи депутатом II и III Государственной думы, выступил против смертного приговора М. В. Фрунзе и добился отмены казни.

Золотое Кольцо России

Главная